Структура Кредитной системы России и функциональные особенности ее звеньев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ особенностей кредитной системы.
Для реализации поставленной цели в работе будут раскрыты следующие вопросы:
рассмотрены теоретические аспекты сущности и особенности функционирования кредитной системы;
проанализирована структура и функции зарубежных кредитных систем;
проведен сравнительный анализ отечественной и зарубежных кредитных систем;
дана оценка состояния кредитной системы России;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………...3
РАЗДЕЛ 1. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА, ЕЕ РОЛЬ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА…………….....5
1.1 понятие кредитной системы, ее роль, функции и структура…………………………5
1.2 банковская система как часть кредитной системы, типы банковских систем………8
1.3 характеристика деятельности субъектов двух уровней системы РФ……………….10
1.4 понятие небанковской кредитной организации и ее роль в кредитной системе РФ.16
1.5 правовое регулирование банковской деятельности…………………………………..20
РАЗДЕЛ 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ………………………………………………………….24
2.1 общий анализ зарубежных кредитных систем…………………………………………………24
2.2 кредитные системы РФ и США…………………………………………………………………26
2.3 кредитные системы РФ и ФРГ…………………………………………………………………..27
РАЗДЕЛ 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ…30
3.1 тенденции развития российской банковской системы………………………………30
3.2 перспективы кредитной системы России…………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа (редакция). Наташа.doc

— 238.50 Кб (Скачать документ)

   Исходя  из практики в этой области и принимая во внимание уровни исполнительной власти, уполномоченные банки можно было бы условно разделить на четыре группы:

   -уполномоченные банки Правительства РФ (федеральный уровень исполнительной власти);

   -уполномоченные банки министерств и ведомств РФ (функционально-отраслевой уровень исполнительной власти);

   -уполномоченные банки Правительств субъектов РФ (региональный уровень исполнительной власти);

   -уполномоченные банки органов местного самоуправления.

   Правовой формой, закрепляющей статус уполномоченных банков, является двусторонний договор между банком и соответствующим органом исполнительной власти

   Действующие в банковской системе России небанковские кредитные организации подлежат классификации по сочетанию банковских операций и других сделок кредитных организаций, на осуществление которых у данной кредитной организации имеется лицензия Банка России.

   По  данному основанию выделяются:

   -брокерские и дилерские фирмы;

   -инвестиционные и пенсионные фонды;

   -кредитные союзы;

   -кассы взаимопомощи, ломбарды;

   -лизинговые, страховые и финансовые компании и др.  
 

1.4. понятие небанковской кредитной организации и ее роль в кредитной системе РФ.

   В Российской Федерации в последние  годы получили быстрое развитие и  широкое практическое применение, небанковские кредитные организации (далее НКО). Так, на сегодняшний день в нашей стране действуют 44 небанковские кредитные организации, большинство которых осуществляют операции по расчетам.

   Небанковские  кредитные организации, являющиеся частью банковской системы страны, выполняют чрезвычайно важные функции и являются востребованными многими участниками хозяйственной деятельности. Самый распространенный вид НКО - расчетные НКО имеют возможность осуществлять безналичные расчеты между юридическими лицами, в том числе кредитными организациями.

   Их  деятельность по осуществлению расчетов выгодно отличается от аналогичной  деятельности банков тем, что является финансово устойчивой и не подвержена классическим банковским рискам. Обусловлено это тем, что НКО осуществляют лишь ограниченный круг банковских операций, в числе которых отсутствуют высокорисковые банковские операции, что объективно повышает устойчивость НКО.

   В их составе можно выделить:

  • страховые учреждения, которые являются финансово-кредитными. С одной стороны, они относятся к институциональной финансовой системе, так как основным направлением их деятельности является формирование страховых фондов. С другой стороны, они относятся к кредитной институциональной системе, так как им официально разрешена кредитная деятельность. Страховые организации размещают денежные средства своих фондов на условиях срочности, платности, возвратности с целью их оптимизации.

   И другие небанковские кредитные учреждения, такие как:

  • инвестиционные компании;
  • финансовые компании;
  • пенсионные фонды;
  • ссудо-сберегательные ассоциации;
  • кредитные союзы и ломбарды.

   Основы  правового статуса небанковских кредитных организаций, определены Федеральным законом “О банках и  банковской деятельности”, согласно ст. 1 которого НКО — это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. При этом правовое регулирование банков и НКО практически идентично. В частности, в том же Федеральном законе “О банках и банковской деятельности” разграничение понятий банка и НКО встречается лишь в указанной ст. 1. В дальнейшем для целей правового регулирования банки и НКО объединяются термином “кредитная организация”, который и используется в законодательных и нормативных документах, определяющих суть и характер их деятельности.

   В то же время осуществление НКО  не всех, а лишь отдельных банковских операций является ключевым признаком, отличающим НКО от банка. При этом отсутствие возможности выполнять  ряд операций, разрешенных банкам, является в значительной мере не недостатком НКО, как может показаться на первый взгляд, а ее неоспоримым преимуществом, с точки зрения защиты интересов клиента. Это заключается в том, что, с одной стороны, перечень услуг и операций, осуществляемых НКО, весьма широк. Так, в соответствии с Положением 516 ЦБ РФ4, небанковские кредитные организации могут осуществлять как в рублях, так и в иностранной валюте следующие операции:

    - расчетное обслуживание юридических лиц;

    - обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг;

    - расчеты по пластиковым картам;

    - инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;

    - кассовое обслуживание юридических лиц, покупка-продажа иностранной валюты в безналичной форме;

    - сделки, предусмотренные по уставам, зарегистрированным в установленном порядке (факторинг, лизинг, форфейтинг и прочее);

    - привлечение денежных ресурсов участников расчетов в специально создаваемые для этого фонды ОФПЛ (Объединенный фонд поддержания ликвидности);

    - предоставление кредитов клиентам-участникам расчетов на завершение расчетов по совершенным сделкам за счет специально создаваемых участниками расчетов фондов ОФПЛ;

    - предоставление кредитов клиентам за счет собственных средств на условиях возвратности, срочности, платности.

   Право небанковских кредитных организаций  на обслуживание безналичных расчетов также закреплено в Положении  о безналичных расчетах в РФ, утвержденном ЦБ РФ 08.09.2000 № 120-П. Согласно указанному Положению безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета). При этом расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, проводящих расчетные операции.

   Небанковские  кредитные организации также  вправе предоставлять услуги по инкассации на основании Указания ЦБ РФ “О регистрации небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по инкассации, и особенностях лицензирования их деятельности” от 01.06.98 № 244-У.

   С другой стороны, Банк России ввел определенные ограничения, предусмотренные действующим законодательством, достаточно четко определив перечень операций, которые не могут осуществляться небанковскими кредитными организациями. Так, они, в частности, не вправе:

  • привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях их размещения от своего имени и за свой счет;
  • осуществлять неторговые операции с наличной иностранной валютой через обменные пункты.

   Кроме того, НКО вправе размещать временно свободные денежные средства (клиентские остатки) только в виде вложений в ценные бумаги Федерального правительства, отнесенные Банком России к вложениям с нулевым риском, а также хранить на корреспондентских счетах в Банке России и кредитных организациях, осуществляющих деятельность по проведению расчетов.

   Как видим, существующие ограничения направлены на снижение рисков, присутствующих в  банковской деятельности, что позволяет НКО (в отличие от банков) с большей вероятностью гарантировать сохранность денежных средств на счетах клиентов.

   Практический  опыт показывает, что привлечение  небанковских кредитных организаций  придает системе расчетно-кассового  обслуживания местного бюджета такие  характеристики, как быстрота и качество осуществления расчетов, их “прозрачность” для муниципальных органов власти, возможность анализа, прогнозирования и оперативного контроля над поступлением и расходованием бюджетных средств.

   Указанные преимущества, на наш взгляд, дают основание  рассматривать небанковские специализированные расчетные кредитные организации в качестве действенного инструмента при организации исполнения бюджета в регионах.  
 

1.5. правовое регулирование банковской деятельности 

   Наличие правовой базы банковской деятельности является непременным атрибутом инфраструктуры и необходимым условием нормального функционирования банковской системы, регулирующим взаимоотношения всех ее элементов.

   Правовое  регулирование банковской деятельности в Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, международными соглашениями, кодексами, законами, нормативными актами Банка России и других министерств и ведомств, деятельность которых затрагивает банковскую систему.

   Статья 75 Конституции Российской Федерации  гласит, что денежной единицей РФ является рубль, его эмиссией занимается исключительно Банк России, основной функцией которого является защита и обеспечение устойчивости рубля. Банк России выполняет эту функцию независимо от других органов государственной власти. К ведению Президента РФ относится представление в Государственную Думу РФ кандидатуры на должность Председателя Банка России и инициация освобождения его от должности (ст. 83 Конституция РФ). Государственная Дума Российской Федерации назначает и освобождает Председателя Банка России от должности (ст. 103 Конституции РФ).

   Деятельность  Банка России регулируется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в котором определены статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России, подтверждается его независимость в осуществлении своих функций и полномочий, но устанавливается его подотчетность Государственной Думе РФ. Кроме того, данным Федеральным законом определены структура управления Банка России, порядок формирования управляющих органов и назначения председателя.

   Банк  России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

   Для контроля над банками Банк России вправе проводить проверки, давать им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять санкции по отношению к нарушителям.

 Установленные  Банком России нормативы в  случае их соблюдения банками  должны обеспечивать устойчивость  банковской системы. Порядок расчета, предельные или допустимые значения указанных нормативов определяются законом.

   Деятельность  коммерческих банков регулируется Федеральным  законом от 2 февраля 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности».

При этом кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

   Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке  ценных бумаг в порядке, установленном  Федеральным законом от 22 апреля 1996г. №39-ФЗ «о рынке ценных бумах». Согласно указанному закону различают следующие виды профессиональной деятельности; брокерская деятельность (операции на рынке за счет клиента от его имени или своего имени), дилерская деятельность (операции на рынке от своего имени и за свой счет), деятельность по управлению ценными бумагами (операции от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления с переданными во владение и принадлежащими другому лицу ценными бумагами или денежными средствами для инвестирования в ценные бумаги), депозитарная деятельность (услуги по хранению сертификатов ценных бумаг, учету и переходу прав на них) и некоторые другие виды деятельности.

   При создании кредитные организации подлежат государственной регистрации, решение о которой принимает Банк России. Сведения о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. В целях осуществления контрольных и надзорных функций Банк России ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Информация о работе Структура Кредитной системы России и функциональные особенности ее звеньев