Сущность и структура финансовой системы. Основные составляющие финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:33, реферат

Описание

Финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По своей природе финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

Работа состоит из  1 файл

Франция финансы.docx

— 25.91 Кб (Скачать документ)

 

 1. Сущность и  структура финансовой системы.  Основные составляющие финансовой  системы

Финансовая система - это  совокупность финансовых отношений. По своей природе финансовые отношения  являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе. Если причина создания государства - стремление человека к разделению труда, то становится ясно, что главная задача государства и, ради чего оно первоначально создавалось: оно должно обеспечить наиболее эффективное разделение труда. Оно должно создать систему, обеспечивающую удобное и эффективное разделение труда с низкой долей затрат на осуществление товарообмена. Доля расходов на осуществление товарообмена называется издержками обращения. В издержки обращения можно включить все непроизводственные доходы, возникающие с момента производства товара до того, как он был потреблен. Наиболее известная и эффективная форма реализации системы, учреждений поддерживают разделение труда, является система товарообмена с помощью денег - финансовая система. Финансовая система не является только лишь денежным регулятором. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом, это и банки, и схема эмиссии, и кредитная система, в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства. Система разделения труда может быть не только денежной, но и любой другой. Если можно было бы придумать метод, с помощью которого разделение труда будет реализовано более эффективно, чем с помощью денег, то наверняка им бы заменили денежную систему. Например, в условиях войны государство практически полностью мобилизует промышленность на военные нужды и вводит директивное управление экономикой. Ясно, что в таких условиях нет места свободному товарообмену, а деньги играют чисто номинальную роль. То есть, механизм разделения труда, который применяется в государстве зависит от конкретной ситуации, в которой находится государство. Различные формы реализации финансовой системы по-разному стимулирует развитие технологий, качество продукции, удовлетворение потребностей потребителей. Если одна система создает конкурентную среду, что ведет к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок в объемах производства в течение короткого времени, а другая система действует наоборот - позволяет сделать быстрый скачок в короткое время, но не создает конкурентную среду. Тогда отсталое либо разрушенное войной государство, то есть вероятность применения второго варианта финансовой системы на достаточно небольшой срок. После совершения рывка в объемах производства, тогда, когда потенциал этой системы исчерпает себя, нужно применить первый вариант на неопределенный исторический срок. Если бы возникла какая-нибудь другая система, которая хорошо обеспечивает разделение труда, то она может быть вполне приемлемой. Единственным критерием ее приемлемости может быть лишь то, насколько удобно при этом осуществляется товарообмен, насколько велики издержки, возникающие при этом, насколько она стимулирует технический прогресс.

В системе важен  любой фактор, влияющий на ее устойчивость. Если детально изучить конкретную финансовую систему, то можно найти в ней  слабое звено. Это может быть, на первый взгляд, весьма незначительным фактором. Если повлиять на него, это  может дестабилизировать систему  и разрушить ее. В современных  условиях финансовая система состоит  из четырех звеньев - государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий, специальных  правительственных фондов и другие. В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства. Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет - тот самый денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета поддерживается армия, властные структуры, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство воздействует на экономические процессы. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, предоставляя им при необходимости помощь. Она осуществляется путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным фондам. В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов - местных финансов. Как правило, они не являются сложной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны. В современных условиях в большинстве стран наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти как в экономических, так и в политических процессах общества. [1]

 

2. Бюджетная система как основное звено финансовой системы

Центральное место  в финансовой системе любого государства  занимает государственный бюджет, имеющий  силу закона, финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Вообще бюджетная  система - это основа экономических  отношений и юридических норм, совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой  установленными законом отношениями. Бюджетная система страны основывается на политическом устройстве общества, экономической системе государства  и его административно-территориальном  делении. Социально-экономические и  организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь  объединенных в ней бюджетов характеризует  бюджетном устройстве страны. Бюджетная  система может состоять из двух или  трех звеньев. В унитарных (единых) государствах есть центральный и местные бюджеты; в федеративных существует также среднее звено - бюджеты членов федерации (например, в Российской Федерации - субъектов Федерации, в США - штатов, в ФРГ - земель, в Швейцарии - кантонов и т д.). Для государства бюджет является средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства. Экономическая природа и сущность бюджетной системы проявляется не в ее структуре, то есть не в том, сколько в ней звеньев, а в том, какие финансовые возможности законодательно закрепленные за каждым звеном, какой уровень финансовой независимости имеют эти звенья при осуществлении отведенных на них конституцией государства и законодательством функций. В тоталитарных государствах существует чрезмерная централизация в мобилизации и использовании финансовых ресурсов. Местные органы власти распоряжаются финансовыми ресурсами, которые, в основном, выделяет центральная власть, их финансовые возможности ограничены, соответственно и функции - вспомогательные. Уровень финансовой независимости местных органов власти - это самый характерный показатель уровня развития демократических принципов в государстве. Без финансово независимых местных органов самоуправления развитие демократии невозможно. Сейчас бюджетная система государства - это объединение всех звеньев государственного бюджета на принципах единства. Правовую основу бюджетной системы составляют Конституция и принятые на ее основе законы и другие законодательные акты. Экономическую основу бюджетной системы государства составляет экономический и научно-технический потенциал. Составляющими бюджетной системы является ее структура, принципы построения и организация функционирования. Структура бюджетной системы определяется бюджетным устройством. Он основывается на административно-державном устройстве. В государствах с федеративным устройством бюджетная система имеет три и более уровней, то есть федеральный бюджет, бюджеты административных единиц, входящих в состав федерации, и местные бюджеты. В унитарных государствах бюджетные системы, как правило, включают государственный и местные бюджеты.

Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимосвязь  между отдельными звеньями бюджетной  системы. Он определяется государственным  устройством и административным делением государства. Бюджетный строй  основывается на принципах единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности  и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. Принцип  единства бюджета означает существование  единого расчета доходов и  расходов каждого звена бюджетной  системы. Единство бюджетной системы  обеспечивается единой правовой базой, единой бюджетной классификацией, единством  форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой денежной системой, единой социально  экономической политикой, предоставлением  необходимой статистической и бюджетной  информации от одного уровня бюджета  другому. Принцип полноты состоит  в отображении в бюджете всех доходов и расходов. Принцип достоверности - это формирование бюджета на основе реальных показателей, научно обоснованных нормативов и отражения в отчете о выполнении бюджета только тех  доходов и расходов, которые являются результатом конечных кассовых операций банка. Принцип гласности обеспечивает освещение средствами массовой информации показателей бюджетов и отчетов  об их выполнении. Принцип наглядности - это отражение показателей бюджета  во взаимосвязи с общеэкономическими показателями путем использования  средств максимальной информативности  результатов сравнительного анализа, определения темпов и пропорций  экономического развития. Экономическое  содержание бюджета и его звеньев  раскрывается в распределительных  процессах, которые по своей сути очень разнообразны и охватывают все уровни государственного управления. Движение валового внутреннего продукта на всех стадиях - и создание к потреблению  осуществляется с помощью денежных фондов. Поэтому в зависимости  от того, как происходит процесс  мобилизации и использования  бюджетных средств, как это влияет на формирование фондов потребления  и накопления определяется роль бюджета  в управлении экономикой. В связи  с этим важное значение имеет постоянное совершенствование системы мобилизации доходов бюджета, лучшее использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Система платежей в бюджет должна основываться на следующих принципах: каждое звено бюджетной системы должно иметь закрепленный в законодательном порядке перечень платежей, полностью поступающих в этот бюджет и являются достаточными для покрытия предусмотренных расходов. Если в отдельные периоды доходы не покрывают расходов, то бюджету предоставляются субсидии из общегосударственного бюджета. Другим важным направлением влияния бюджета на экономические и социальные процессы в государстве - расходы. Они участвуют в формировании конечной величины фондов потребления и накопления. Значительные суммы бюджетных ресурсов предназначены для формирования фонда потребления. В последние годы на эти цели направляется более 50% всех расходов бюджета. Существует также тенденция их роста. Важной проблемой усиления роли бюджета в распределительных процессах является достижение оптимальных соотношений между различными звеньями бюджетной системы. Из общегосударственных бюджетов финансируется сейчас значительная доля всех расходов. Существует тенденция к увеличению доли местных бюджетов в финансировании бюджетных расходов, а это может положительно повлиять на развитие системы местного самоуправления и в конечном итоге на использование бюджетных средств в целом. Итак, финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство - разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Государственный бюджет - основное звено финансовой системы  в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Финансовая политика играет важнейшую роль для  достижения целей, поставленных перед  государством. Финансовая политика определяет основные направления использования  финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности  использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни. Процесс реформирования финансовой системы заключается в том, что  у нее отодвинуты на второй план выполнения ее функций по отношению  к реальной сфере экономики. Меняется и роль населения в финансовой системе. Произошло увеличение числа  лиц, самостоятельно инвестирующих  средства в акции предприятий. [2]

 

3. Государственный  бюджет Франции

Франция относится  к экономически развитым странам  с унитарной формой государственного устройства. Во Франции, как в большинстве  унитарных государств, сложилась  двухуровневая система государственного устройства: центральные органы государства  и местные органы. Финансовая система  Франции отличается высокой степенью централизации. Центральный бюджет включает в себя общий бюджет государства, присоединенные к нему бюджеты различных  государственных организаций, специальные  счета казначейства. В Центральном  бюджете аккумулируется примерно 80% всех доходов финансовой системы  Франции. Бюджетный процесс во Франции  включает в себя 4 стадии, и его  длительность составляет более 3-х лет. На первой стадии осуществляется составление  проекта бюджета. Длительность первой стадии - 9 месяцев. Каждое министерство и ведомство составляет свою собственную  смету. После одобрения правительством, проект бюджета направляется в парламент. На второй стадии происходит рассмотрение и утверждение бюджета. Вторая стадия длится около 3-х месяцев. Проект бюджета  рассматривается в финансовой комиссии каждой палаты. Сначала обсуждается  в нижней палате (национальное собрание), после передается в верхнюю палату (сенат). Если проект бюджета после  двух совместных обсуждений обоими Палатами не получил одобрение, то Президент  может своим указом объявить бюджет законом. На третьей стадии происходит исполнение бюджета. Исполнение бюджета  называется финансовым годом. Финансовый год во Франции совпадает с  календарным годом. Доходы бюджета  формируются через сеть финансовых агентов, а расходам бюджета предшествует процедура распределения бюджетных  средств. Во Франции существует система  казначейских касс. Казначейские кассы  имеют текущие счета в банке  Франции, через которые происходит кассовое исполнение бюджета.

На четвертой  стадии бюджетного процесса составляется отчёт об исполнении бюджета. Четвёртая  стадия начинается после окончания  финансового года. Бюджетный процесс  сопровождается постоянным финансовым контролем. Функции предварительного, текущего и последующего контроля бюджетного процесса выполняет счётная палата. Расходы Центрального бюджета Франции могут быть безвозвратными (операции окончательного характера - около 90%) и возвратными (операции временного характера - около 10%). Операции окончательного характера связаны с финансированием государственных расходов по содержанию армии, полиции и иных государственных органов. Операции временного характера - это кредиты. Каждый бюджет во Франции формально обособлен. Но на самом деле здесь существует строгая централизация, благодаря тому, что нижестоящие бюджеты утверждаются исполнительной властью вышестоящего уровня. Финансовое подчинение местных органов обеспечивается системой государственных субсидий и займов, а также надбавками к центральным налогам. Средства местных органов власти хранятся на счетах органов казначейства. Это дает возможность центральному правительству контролировать финансовую деятельность на местах. Выпуск местных займов также требует одобрения государства. На долю государственного бюджета Франции приходится половина всех финансовых ресурсов государства. Как целое, государственный бюджет Франции не утверждается законодательной властью. Он представляет из себя вспомогательный документ, который объединяет общий бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты.

Доходы бюджета  Франции включают:

1. прямые налоги (около 35%);

2. косвенные налоги (около 60%);

3. неналоговые поступления  (около 5%).

Однако, на современном этапе развития имеет место бюджетный дефицит, который почти вдвое превышает "докризисные" нормы, установленные Евросоюзом. Об этом свидетельствуют пересмотренные бюджетные прогнозы французского правительства, которые не были опубликованы официально, но стали известны прессе. 

 

4. Налоговая система  Франции

Налоговая система  Франции представляет собой очень своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направлении экономико-социальной политики государства. Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений.

Информация о работе Сущность и структура финансовой системы. Основные составляющие финансовой системы