Таможенные пошлины и таможенная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание

Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Актуальность данной темы обусловлена в первую очередь неизбежным сотрудничеством стран мира между собой посредством международной торговли, а также особенностями становления новых экономических отношений в современной России, возрастанием научного и практического интереса к изучению опыта осуществления таможенной политики, а также роли и места таможенных органов в системе государственного управления. Переход экономики России на рыночные отношения вызвал необходимость дальнейшего совершенствования таможенной политики как важнейшей сферы политической, экономической и правовой деятельности государства, неотъемлемого инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а вместе с ней и коренного преобразования российской таможенной службы. Таким образом, грамотная таможенная политика государства лежит в основе его стабильности и значимости на мировой арене.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Таможенные пошлины…………………………………………………..4
Понятие и виды таможенных пошлин………………………………4
Классификация таможенных пошлин………………………………7
Глава 2. Таможенная политика в РФ……………………………………………..11
2.1. Понятие и сущность таможенной политики……………………..11
2.2. Цели и методы осуществления таможенной политики в РФ…..19
2.3. Стратегия развития таможенной политики в РФ……………….22
Заключение………………………………………………………………………...26
Библиографический список………………………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа моя.docx

— 76.25 Кб (Скачать документ)

Разрабатывая таможенную политику, уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти должен оценивать последствия существующей           таможенной политики и ориентировать ее на решение перспективных задач   государства, прежде всего в области оборонных и социально-экономических     проблем. Таможенная служба также не безучастна к процессам, происходящим в стране, и, находясь на острие товарообменных процедур, обязана информировать правительство о характере внешнеторговой деятельности и разрабатывать для него квалифицированные предложения по совершенствованию таможенной политики.

В случае принятия законодательными органами России государственной таможенной политики на определенный период возникает вопрос о том, как в этом случае управлять формированием комплекса таможенно-тарифных мер ее реализации [10, стр.38-39].

Тарифные и нетарифные меры регулирования внешнеэкономической    деятельности применяются, как правило, в различных сочетаниях, дополняя друг друга и усиливая взаимное влияние на процессы внешнеэкономической       деятельности. Весь спектр таможенных регуляторов внешней торговли может применяться для реализации любого принципа государственной таможенной политики. В совокупности они обеспечивают возможность реализации основных задач регулирования внешнеэкономической деятельности государства:

1) протекционистской (защита отечественных производителей от          иностранных конкурентов);

2) фискальной (пополнение  доходной части государственного  бюджета);

3) регулирующей (целенаправленное  влияние на объемы импорта  или  экспорта объектов внешней торговли);

4) защитной (защита населения  и окружающей среды от импорта  вредных, опасных и некачественных товаров и услуг) [7, стр. 147-152].

Общие принципы государственной  таможенной политики должны быть трансформированы исполнительными органами власти в  конкретные экономические или административные меры регулирования внешней торговли конкретными видами товаров или товарных групп. Однако неразвитость механизма формирования тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли, неполнота и некомплексность использования всего арсенала этих мер не позволяют аффективно решать проблемы защиты национальной экономики.

Для определения рационального  сочетания таможенно-тарифных мер    регулирования внешней торговли в качестве единого критерия оптимизации целесообразно использовать условный денежный эквивалент. Это позволяет применить обобщенную функцию полезности внешней торговли и на ее основе осуществлять поэтапную рационализацию сочетания мер таможенно-тарифного регулирования. При этом под рациональным сочетанием мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли конкретным товаром (товарной группой) понимается комплекс мер таможенно-тарифного регулирования, при помощи которого достигается обеспечение принципов государственной        таможенной политики.

2.2. Цели и методы осуществления  таможенной политики в РФ.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических   мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Основной целью таможенной политики любого государства является   обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение.

Целями таможенной политики России являются:

  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;
  • участие в реализации торгово-политических задач по защите      российского рынка;
  • стимулирование развития национальной экономики;
  • содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России;
  • иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

Направленность целей  таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как    составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии      национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Формирование таможенной политики любого государства, в том  числе и России, предполагает два  важных подхода к определению  ее направленности - это протекционизм  и фритредерство.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной   промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на     внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и        ограничение      импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет  всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации   каких- либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

На сегодняшний день в  России одним из основных направлений  таможенной политики является совершенствование системы применения защитных мер. Это касается вопросов применения антидемпинговых, компенсационных и  специальных пошлин, а также импортных квот4.

Также одно из направлений  таможенной политики Российской Федерации  посвящено решению проблемы иностранных  инвестиций. В настоящее время  разработана система таможенных льгот, которые позволяют стимулировать  инвестиции иностранного капитала. Например, от уплаты ввозимых таможенных пошлин освобождены товары, относящиеся к основным производственным фондам (исключение составляют подакцизные товары), ввозимые на территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный фонд предприятий с иностранными капиталовложениями. Введены льготные пошлины в    отношении товаров, общее количество которых не превышает размера вклада иностранного учредителя [5, стр. 15].

Следующим направлением таможенной политики страны является совершенствование правил определения таможенной стоимости товаров. Порядок и условия заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, неоднократно корректировались приказами Государственного таможенного комитета России (Сегодня - федеральная таможенная служба РФ).

Административные инструменты  регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в  условиях   самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять    торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания   валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области  ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах России.

2.3. Стратегия развития таможенной политики в РФ.

Повышение конкурентоспособности  России, степени её интеграции в   мировую экономику предполагают формирование единого информационного пространства в области внешнеторговой деятельности.

Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства.   Целями таможенной политики России являются:    

а) интеграция хозяйства страны в мировую экономику;    

б) защита и стимулирование экономического развития России;    

в) создание условий для функционирования российского рынка и рынка стран СНГ;     

г) укрепление торгового и платежного баланса страны;    

д) рост доходов государственного бюджета;   

е) упрочение торгово-политических позиций России;   

ж) противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;     

з) расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми; 

и) охрана жизни и здоровья человека,    животных и растений, сохранение окружающей среды;   

к) защита государственной и общественной безопасности;

л) защита прав и законных интересов  граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного и исторического наследия народов России.

В 2011-2012 годах основные задачи и приоритеты таможенно-тарифной политики  определяются задачами дальнейшего преодоления негативных       последствий кризиса и содействия выходу экономики страны на траекторию поступательного экономического развития. В этот период таможенно-тарифное регулирование должно восстановить свою регулирующую функцию, существенно снизить фискальную составляющую, способствовать созданию             конкурентной среды, обеспечивающей максимальную эффективность экономического роста.

В части вывозных таможенных пошлин будет осуществлен постепенный  переход к:

- отказу от применения  вывозных таможенных пошлин, за  исключением товаров энергетической  группы, необработанного леса, металлолома  и некоторых других видов сырьевых товаров, а также случаев их временного использования для недопущения дефицита сырья на внутреннем рынке;

- использованию нетарифных  мер ограничения экспорта в  случаях,         установленных Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»,   вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин.

Информация о работе Таможенные пошлины и таможенная политика в Российской Федерации