Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание

В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии стремительно возрастает.

В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

В условиях ужесточающейся конкуренции развитие предприятия зависит от трех групп факторов: внутренней среды, внешней среды, динамических способностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..
5
1.1 Понятие стратегии, ее сущность…………………………………. 5
1.2 Классификации стратегий………………………………………... 7
1.3 Процесс разработки стратегии: методы и этапы………………... 11
ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ТП ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ – СИТНО»……………………………………...

19
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ТП ООО

«Торговый дом – Ситно»……………………………………………...
19
2.2. Анализ внешней среды ТП ООО «Торговый дом – Ситно»… 24
2.3. Анализ внутренней среды ТП ООО «Торговый дом – Ситно».. 26
2.4. Разработка стратегического плана развития ТП ООО

«Торговый дом – Ситно» на 2010 – 2011 годы………………………
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 42

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 348.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Магнитогорский государственный  университет» 
 

Кафедра менеджмента 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

«СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

(на примере  предприятия ТП ООО «Торговый  дом - СИТНО»)» 
 
 

Выполнил: студент II курса II группы

факультета  экономики и управления

Варганова С.П. 

Проверил: Кузнецова Н.В.

доцент  кафедры менеджмента 

Дата сдачи:____________

Дата защиты:___________

Оценка:________________

Магнитогорск

2010

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студенту П курса

заочной формы обучения, группа П

Варгановой  Светлане Петровне

В 2009/2010 учебном  году Вам надлежит выполнить курсовую работу по дисциплине «Основы менеджмента» и представить её на рецензирование научному руководителю не позднее 1 апреля 2010г. 

      Тема курсовой работы:

«Стратегическое планирование деятельности организации

(на  примере ТП ООО  «Торговый дом  - СИТНО»)»

         Научным руководителем назначен

доцент  кафедры менеджмента, кандидат педагогических наук

Кузнецова Нина Владимировна 

«06»  ноября     2009г.   ____________________

                                                                     (подпись)

                                         доцент кафедры менеджмента Кузнецова Н.В.

                                                                

«06» ноября 2009г._____________________

                                                                   (подпись)

                                         Варганова С.П. 
 

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..  
5
       1.1 Понятие стратегии,  ее сущность…………………………………. 5
       1.2 Классификации  стратегий………………………………………... 7
       1.3 Процесс разработки  стратегии: методы и этапы………………... 11
ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ТП ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ – СИТНО»……………………………………...  
 
19
       2.1 Краткая технико-экономическая  характеристика ТП ООО

       «Торговый дом – Ситно»……………………………………………...

 
19
       2.2. Анализ внешней  среды ТП ООО «Торговый дом – Ситно»… 24
       2.3. Анализ внутренней  среды ТП ООО «Торговый дом  – Ситно».. 26
       2.4. Разработка стратегического плана развития ТП ООО

       «Торговый дом – Ситно» на 2010 – 2011 годы………………………

 
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 38
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 42
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии  стремительно возрастает.

     В самом общем виде стратегия может  быть определена как эффективная  деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

     В условиях ужесточающейся конкуренции  развитие предприятия зависит от трех групп факторов: внутренней среды, внешней среды, динамических способностей.

     Единой  стратегии для всех предприятий не существует. Каждое предприятие даже одной отрасли уникально, поэтому индивидуально и определение его стратегии, которая зависит от его потенциала, а также от многих внешних факторов.

     В конечном итоге формирование стратегии  предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?

     Все вышесказанное определило актуальность данной темы и позволило выделить для теоретического и практического исследования проблему формирования стратегии развития предприятия.

     Целью исследования является разработка стратегии  развития предприятия на основе ТП ООО «Торговый дом – Ситно» г. Сибай.

     Исходя из цели исследования, были выделены следующие задачи:

     - раскрыть понятие стратегии, используемое в экономической литературе;

     - описать виды стратегии;

     - дать характеристику особенностям процесса разработки стратегии, методов и этапов;

     - проанализировать хозяйственную деятельность, внешнюю и внутреннюю среду ТП ООО «Торговый дом – Ситно»;

     - определить основные направления разработки стратегии развития ТП ООО «Торговый дом – Ситно»;

     - составить план мероприятий по формированию стратегии развития ТП ООО «Торговый дом – Ситно».

     Предметом исследования является возможность  разработки стратегического планирования в определенных условиях деятельности организации.

     Объект  исследования – ТП ООО «Торговый  дом – Ситно».

     Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложением.

     В первой главе рассмотрены теоретические  основы формирования стратегии развития предприятия, дано понятие «стратегия», рассмотрены классификации стратегий, процесс разработки стратегии, его  методы и этапы.

     Во  второй главе определены необходимость  и предпосылки формирования стратегии  развития ТП ООО «Торговый дом – Ситно», а так же описано формирование стратегии развития предприятия на примере ТП ООО «Торговый дом – Ситно».

     Большой вклад в изучение проблемы стратегического развития предприятия внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как А. Чандлер, И. Ансофф, Г. Клейнер, Д. Хасси, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова, С.А. Попов, Л. И. Евенко и другие. 
 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

     1.1 Понятие стратегии, ее сущность 

     Термин  «стратегия» (от греч. stratis – войско + ago – веду [9] или strategos – искусство  генерала [15]) взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств [11].

     В общем смысле это понятие употребляется  для обозначения широких долгосрочных мер или подходов, как правило, применительно к предприятию: стратегия предприятия. Помимо использования понятия стратегии в военной практике, его употребление можно услышать и в политике. Так, Л. М. Куликов – как «общий план достижения каких-либо (обычно крупных, общественно значимых) целей» [9]. В лексиконе делового управления оно стало употребляться для обозначения того, что раньше называлось политикой, или деловой политикой [11].

     Примеры использования стратегического  подхода к управлению деловыми организациями  начали прослеживаться еще в 20-30-х годах нынешнего столетия. Начиная с 1926 г., под стратегией подразумевалось управление ресурсами, когда было установлено, что при каждом удвоении производства затраты на единицу продукции падают на 20% [11]. Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Следуя военному словоупотреблению, словари все еще определяли стратегию как «науку о ведении войны, искусство ведения боя» [20], «науку и искусство развертывания войск для боя» [2], «высшую область военного искусства» [2].

     Понятие стратегии вошло и в лексикон делового управления: появились термины: «стратегическое планирование», «стратегическое  управление», «стратегический менеджмент», «стратегическое мышление».

     В результате исследования и анализа  экономической литературы выявлены (табл. 1) [17, 2] следующие определения понятия «стратегии».

     Таблица 1

     Определения понятия «стратегия»

Автор Определение
1 . И.  Ансофф, К. А. Волкова, И. П.  Дежкина , Ф. К. Казакова , А.  Н. Люкшинов Стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется  в своей деятельности.
2. В.  А. Винокуров Стратегия представляет собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сферы, форм и способов ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей.
3. М.  К. Старовойтов Стратегия компании – это идеология развития, качественного конкретизирования в виде ориентиров и состояний компании, последовательности действий по их достижению в рамках сформированных целей.
4. Б.  А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский,  Б. Б. Стародубцева Стратегия –  это долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты.
5. М.  Д. Крук Стратегия –  это правила принятия решений, которые формируются в момент начала их реализации.
6. П.  Дойль Стратегия –  это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия  и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках.
7. Дж. Глин, В. Маркова, Д. Перкинс Стратегия –  это основное связующее звено  между тем, что организация хочет  достичь, ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.
8. В.  Д. Маркова, С. А. Кузнецова Стратегия –  это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения. Это своего рода «нить времени», связывающая прошлое и будущее и одновременно указывающая путь к развитию.
9. В.  С. Ефремов Стратегия –  это образ действий, обусловливающий  вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения производственно-коммерческой организации на достаточно продолжительном историческом интервале.
10. Э.  А. Уткин Стратегия –  это совокупность главных целей  предприятия и основных способов достижения данных целей.
И.О. С. Виханский Стратегия –  это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
12. М  . X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
13. Р.  А. Фатхутдинов Стратегия –  это программа, план, генеральный  курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.
14. Е.  Е. Вершигора Стратегия –  это общий всесторонний план достижения цели.
15. Б.  В. Прыкин, Л. В. Прыкина, Н.  Д. Эриашвили Стратегия –  это исследование сценариев развития будущего организации; обоснованная идея, дающая преимущество в конкурентной борьбе; стратегическая альтернатива с установлением целей; общий всесторонний план их достижения; комплексный план, предназначенный для осуществления миссии организации как совокупность ориентиров ее деятельности. Стратегия – это система всеобъемлющего контроля, действие в инновационной политике, гибкая политика кадров, исследование будущего, сценарий ситуаций, идея и преимущества в конкурентной борьбе, система способов управления системами и совокупность ориентиров для их развития, комплексный системный план достижения целей, совместная «оркестровая» работа групп, организации, профсоюзов и правительства.
16. К.  А. Волкова, И. П. Дежкина,  Ф. К. Казакова Стратегия –  это весь взаимосвязанный комплекс деятельности во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия по отношению к его конкурентам. Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.
17. А.  А. Томпсон, А. Дж. Ш. Стрикленд Стратегия –  это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов  деятельности. Стратегия – это  обязательство осуществлять одну совокупность действий, а не другую.
18. М.  Д. Соколов Стратегия –  это совокупность правил для принятия решений в целях обеспечения  устойчивого роста и развития фирмы.
19. Н.  Туленков Стратегия –  это установленная на достаточно длительный период совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность предприятия, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность предприятия к выживанию в конкретной ситуации.
20. И.  Склярова Стратегия – это путь к достижению целей, продекларированных в миссии.
21 . А.  Д. Гительман Стратегия –  это общее направление, генеральная  линия развития предприятия.
22. А.  Чандлер Стратегия –  это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Информация о работе Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия