Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание

В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии стремительно возрастает.

В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

В условиях ужесточающейся конкуренции развитие предприятия зависит от трех групп факторов: внутренней среды, внешней среды, динамических способностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..
5
1.1 Понятие стратегии, ее сущность…………………………………. 5
1.2 Классификации стратегий………………………………………... 7
1.3 Процесс разработки стратегии: методы и этапы………………... 11
ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ТП ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ – СИТНО»……………………………………...

19
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ТП ООО

«Торговый дом – Ситно»……………………………………………...
19
2.2. Анализ внешней среды ТП ООО «Торговый дом – Ситно»… 24
2.3. Анализ внутренней среды ТП ООО «Торговый дом – Ситно».. 26
2.4. Разработка стратегического плана развития ТП ООО

«Торговый дом – Ситно» на 2010 – 2011 годы………………………
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 42

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 348.50 Кб (Скачать документ)

     - рост инфляции в стране;

     - повышение пошлин на ввоз импортного сырья.

     Риски макроокружения создают угрозу со стороны  внешней среды:

     - повышение тарифов на транспортные услуги, электроэнергию и пр.;

     - повышение стоимости сырья;

     - несвоевременность в расчётах покупателей;

     - снижение покупательской способности.

     Исходя  из всего вышеперечисленного я предлагаю  стратегический план развития ТП ООО «Торговый дом – Ситно» на 2012 год

     Организации в период 2012 – 2013 гг. следует использовать возможности, появившиеся во внешней среде, используя свои сильные стороны. А, именно, увеличить долю рынка продаж своей продукции в соседних регионах: в Оренбургской области до 16 % и в Челябинской области до 7 %.

     Для этого следует:

    1. Пересмотреть логистику входа и выхода товарно-материальных потоков.

     Основные  затраты ложатся на приобретение сырья и его доставку до производителя. Так как основные поставщики находятся  в Центральном регионе РФ, то транспортные расходы достаточно высоки. Надо учитывать  и тот факт, что есть возможность вхождения на рынок конкурентов из тех же Центральных регионов, которые могут поставлять уже готовую продукцию на рынок, а удельный вес транспортных расходов на готовую продукцию ниже, чем на поставку сырья. Тем самым организация окажется в невыгодном положении по затратам на производство продукции.

     Направление организации на внешнеэкономическую  деятельность может дать возможность  поиска новых поставщиков для  поставки сырья. Этому способствует выгодное географическое положение  ТП ООО «Торговый дом – Ситно».

     Затраты на логистику выхода готовой продукции  и следования её до потребителей южный регионов будут существенно ниже чем у конкурентов двигающихся с запада. Наше мнение, что не следует направлять товарные потоки навстречу конкуренту, тем самым увеличивая риски и ввязываясь в затяжную конкурентную войну, а завоевывать рынки восточных регионов РФ, отдаляясь от конкурентов, создавая им дополнительные транспортные расходы.

     2. Открыть в г. Сибай и городах Республики Башкортостан специализированные торговые точки оптовой торговли.

     В условиях снижения цен на недвижимость (последствия кризиса) для ТП ООО «Торговый дом – Ситно» целесообразно арендовать или приобрести в собственность торговые и складские площади в центральных городах республики и Челябинской области для открытия своих филиалов, тем самым обозначив своё долговременное присутствие в этих регионах.

     Данные  мероприятия направить на отказ  от услуг торговых агентов, основная заинтересованность которых получить процент от реализации продукции, пользующейся большим спросом и отказ от продвижения продукции дающей небольшой валовой доход. Сотрудники филиалов, как полноправные члены ТП ООО «Торговый дом – Ситно», будут заботиться об имидже организации, проводить мониторинг и маркетинговые исследования, проводить рекламную политику, основываясь на ментальности населения своих регионов, используя необходимые рычаги воздействия на потребителей. Расходы на заработную плату персонала филиалов будут ниже агентских вознаграждений (% от реализации продукции). Есть возможность отказаться от услуг фирм посредников (ООО «Мир сладости»), приобретающих продукцию фабрики для реализации в этих регионах, тем более что ими в 2011 году были допущены случаи несвоевременности в расчётах и есть опасение повторения этой тенденции.

     3. Выровнять цены на реализацию  продукции в краевых филиалах  с ценами рынка Республики Башкортостан.

     Работа  ТП ООО «Торговый дом – Ситно» в высоком ценовом сегменте позволяет производить реализацию продукции в своих филиалах по ценам производителя. Правда при этом снижается рентабельность продаж в этих регионах, но даёт возможность нарастить производственные мощности и сохранить рентабельность капитала на прежнем уровне. Данное мероприятие способствует завоеванию доли рынка, конкурируя в ценовом сегменте. Имидж организации и её широко известная торговая марка уберут сомнения о качестве продукции.

     4. Увеличить срок годности готовой продукции.

     Для присутствия на рынке сбыта продукции  в отдалённых регионах не маловажно, если не приоритетно, задуматься о том, что продукция ТП ООО «Торговый дом – Ситно» проигрывает конкурентам по показателю «срок годности продукции». Необходимо принять экстренные меры по улучшению этого показателя и при необходимости приобрести надлежащее оборудование. Подключить к этому вопросу отделы маркетинга и логистики для разработки улучшенных вариантов упаковки продукции.

     Данные  мероприятия позволят использовать преимущества в ассортименте выпускаемой  ТП ООО «Торговый дом – Ситно» продукции. Основной валовой доход дают группы: «Печенье», «Торты», «Вафли». При этом группа «Торты» при сравнительно низких объёмах производства даёт большой валовой доход за счёт высокой отпускной цены. На эту группу надо обратить первоочередное внимание при разработке программ увеличения срока годности продукции и продвижения её на рынки сбыта России.

     Мероприятия ТП ООО «Торговый дом – Ситно» по завоеванию рынков России позволят увеличить показатель использования производственных мощностей, 56 % в 2010 году. Это приведёт к созданию дополнительных рабочих мест, что в условиях повышения уровня безработицы вызванного экономическим кризисом способствует положительному отзыву об организации. Повышение уровня безработицы положительный фактор для организации, так как позволяет нанимать дешевую рабочую силу и удерживать зарплату на прежнем уровне, не опасаясь волнений по этому поводу среди персонала фабрики. Дешевая рабочая сила положительно отражается на себестоимости продукции.

     В условиях неучастия персонала в  принятии управленческих решений не маловажно донести до коллектива принципы выбранной стратегии, её ценности и перспективу. Объяснить, что в сложившихся тяжёлых экономических условиях стратегия направлена не только на сохранение завоёванных позиций, но и на дальнейшее развитие. Высокоразвитая организационная культура способствует принятию персоналом концепции выбранной руководством стратегии.

     Данные  мероприятия, по нашему мнению, способствую, к концу обозначенного периода, закреплению на рынках соседних регионов с увеличением доли продаж в Республике Башкортостан – 16 %, Оренбургской области – 7 %. Прогнозируемый рост использования производственных мощностей – 70 %. Прогнозируемый объём продаж готовой продукции – 12500 тонн. Также, данные мероприятия могут повысить инвестиционную активность по обновлению технологического оборудования. Уровень рентабельности капитала можно увеличить с 17 % в 2010 году до 24 % к началу 2011 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данном исследовании на тему «Стратегическое планирование и прогнозирование  финансовой деятельности организации» раскрыто понятие «стратегия», описаны виды стратегии, представлена характеристика особенностей процесса разработки стратегии, методов и этапов, проанализирована хозяйственная деятельность, внешняя и внутренняя среда ТП ООО «Торговый дом – Ситно», определены основные направления разработки стратегии развития данного предприятия, предложен план мероприятий по формированию стратегии развития ТП ООО «Торговый дом – Ситно» и рассчитана эффективность основных мероприятий стратегии развития предприятия.

     Таким образом, стратегия представляет собой  совокупность действий, необходимых  для достижения поставленных целей  путем рационального использования  ресурсов экономической системы. Цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат производственной системе высокую рентабельность и жизнеспособность

     Стратегия, разрабатываемая предприятием, должна представлять собой совокупность нескольких стратегий. Эти стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать  друг с другом. Стратегический выбор предприятия должен быть определенным и однозначным. Только в этом случае предприятие достигнет успеха.

     Стратегия определяет, что нужно сделать  сегодня, чтобы выжить завтра.

     Как и любое другое предприятие, ТП ООО «Торговый дом – Ситно» ставит своей основной целью завоевание большего сегмента рынка, повышение конкурентоспособности, расширение клиентской базы и, как следствие, увеличение доходов.

     Основной  деятельностью ТП ООО «Торговый дом – Ситно» является производство и продажа продуктов питания. Специфика отрасли заключается в большой капиталоемкости производства, коротких сроках создания конечной продукции, подвижностью объекта производства работ, независимостью от природно-климатических, географических факторов. В первую очередь, чтобы быть привлекательным для потребителей ТП ООО «Торговый дом – Ситно» нужно иметь развитый благоприятный имидж, репутацию, быть на слуху, быть востребованной.

     Были определены основные цели, направленные на развитие ТП ООО «Торговый дом – Ситно», и на их основе предложены рекомендации по формированию стратегии развития предприятия:

     - уделить внимание планированию и прогнозированию ситуаций, как на предприятие, так и во внешней среде;

     - определить курс рекламной политики;

     - заинтересовать крупных клиентов для долгосрочных договоров;

     - обеспечить систему стимулирования работников;

     - организовать контроль над предлагаемыми услугами.

     Таким образом, разработанная стратегия  развития ТП ООО «Торговый дом – Ситно» позволит сохранить позиции на рынке и укрепить их, а предлагаемые мероприятия составят стратегию развития предприятия и позволят увеличить объем реализации продукции.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия [Текст] / И. Ансофф – СПб.: Питер, - 2009. – 450 с.
  2. Ансофф, И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. [Текст] / Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. – М.: Экономика, - 2009. – 280 с.
  3. Гольдштейн, Г.Я. Стратегический менеджмент [Текст] / Г.Я. Гольдштейн. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, - 2005, - 489 с.
  4. Гурков, И. , Аврамова, Е. Стратегия выживания промышленных предприятий в новых условиях // Вопросы экономики, 2009. - № 12. - с. 25.
  5. Дебелак, Д. Бизнес-модели. Принципы создания процветающей организации [Текст] /Д.Дебелак. – М., 2009. – 190 с.
  6. Дюков, И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход [Текст] / И.Дюков. – СПб.: Питер, 2008. – 420 с.
  7. Клейнер, Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях // Вопросы экономики, 2010. - № 2. - с. 64.
  8. Куликов, Л. М. Основы социологии и политологии [Текст]: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009, - 211 с.
  9. Кэмпбелл, К.А. Управление проектом на одной странице [Текст] /. – М., 2009. – 600 с.
  10. Люкшинов, А. Н. Стратегический менеджмент [Текст]: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, - 120 с.
  11. Маркова, В. Д., Кузнецова, С. А. Стратегический менеджмент [Текст]: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2008, - 560 с.
  12. Мескон, М. X., Альберт, М. Основы менеджмента [Текст]: Пер с англ. – М: Дело, 2008, - 590 с.
  13. Новакова, О.И., Мерзликина, Г.С. Экономическое развитие предприятия [Текст]. – М.: ПРИОР, 2006, - 540 с.
  14. Попов, С.А. Стратегическое Управление [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 1999, с. 72-74.
  15. Райзберг, Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006, - 600 с.
  16. Советский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. A.M. Прохоров. - 4-изд. - М.: Сов. энциклопедия, 2009, - 800 с.
  17. Стратегическое планирование [Текст]/ Под ред. Э.А. Уткина. – М.: ЭКМОС, 2008, - 268 с.
  18. Хасси, Д. Стратегия и планирование [Текст] Пер. с англ. / Под ред. Л.А. Трофимовой. – СПб.: ПИТЕР, 2007, - 230 с.
  19. Царев, В.В. Внутрифирменное планирование [Текст]: Учебник для вузов. – СПб.: ПИТЕР, 2008, - 279 с.

Информация о работе Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия