Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание

В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии стремительно возрастает.

В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

В условиях ужесточающейся конкуренции развитие предприятия зависит от трех групп факторов: внутренней среды, внешней среды, динамических способностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..
5
1.1 Понятие стратегии, ее сущность…………………………………. 5
1.2 Классификации стратегий………………………………………... 7
1.3 Процесс разработки стратегии: методы и этапы………………... 11
ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ТП ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ – СИТНО»……………………………………...

19
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ТП ООО

«Торговый дом – Ситно»……………………………………………...
19
2.2. Анализ внешней среды ТП ООО «Торговый дом – Ситно»… 24
2.3. Анализ внутренней среды ТП ООО «Торговый дом – Ситно».. 26
2.4. Разработка стратегического плана развития ТП ООО

«Торговый дом – Ситно» на 2010 – 2011 годы………………………
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 42

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 348.50 Кб (Скачать документ)
 

     Методологической основой инструментария стратегического анализа являются общенаучные методы (системный и ситуационный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование и т.д.), аналитико-прогностические методы и методические приемы, заимствованные из разных областей знаний (социологии, психологии, антропологии, экологии, эстетики и т.д.).

     Применение  аналитических методов в стратегическом управлении связано с применением  системного подхода к управлению. Учеными были выделены следующие  модификации системного подхода: системно-комплексный, системно-функциональный, системно-целевой, системно-ресурсный, системно-интеграционный, системно-коммуникационный, системно-исторический, системно-программный, системно-мультипликационный, системно-нормативный, системно-динамический и системный режим экономии.

     Управленческая  значимость методов анализа внешней  среды организации выражается в  возможности определять силы проявления каждого значимого фактора внешней  среды, а также степени чувствительности стратегии к внешним факторам.

     На  выбор метода анализа внешней  среды влияют следующие характеристики внешней среды:

     - сложность – число факторов, на которые предприятию следует реагировать;

     - подвижность – темп изменений, скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия;

     - неопределенность – количество и надежность информации о конкретных факторах внешней среды; чем выше неопределенность, тем с большим числом проблем приходится сталкиваться менеджерам предприятия;

     - привычность событий – новизна возникающих изменений.

     Метод стратегического анализа внешней  среды должен быть направлен на:

     - установление и оценку факторов  среды, представляющих угрозу  или способствующих развитию  организации;

     - изучение изменений, влияющих  на текущую деятельность организации,  и установлении их тенденций;

     - разработку возможных реакций  на развитие факторов среды;

     - открытие новых способов создания  некоторой полезности, имеющей ценность  для потребителей.

     Из  наиболее часто используемых методов  анализа внешней среды достоинством всех анализируемых методов анализа внешней среды стало наглядное изображение внешних факторов, совместное изучение внешних и внутренних факторов присуще SWOT-анализу, картам стратегических групп конкурентов. Оценка вероятности наступления нескольких событий характерна для анализа перекрестного воздействия и для матрицы «Еврокип». Среди недостатков методов анализа внешней среды отмечается практически для всех методов: статичность метода, невозможность учета внезапных событий, субъективность.

     Большое значение в анализе внешней среды играют экономико-математические методы. Это экономико-статистические методы: множественная регрессия, дискриминантный, факторный, кластерный, объединенный, вариационный анализ, анализ многомерных совокупностей; методы экономико-математического моделирования: моделирование марковских процессов, модели очереди, и др.; методы оптимизации: математическое программирование, теория игр, эвристика и др.

     К недостаткам применения методов  экономико-математического моделирования:

     - необходимость серьезных затрат на организацию исследовательской работы и оплату труда специалистов;

     - невозможность охватить в моделях  все наиболее существенные тенденции  развития;

     - высокую вероятность внезапных  изменений, разрушительных событий,  существенно снижающих полезный  эффект модели.

     Стратегический  управленческий анализа – это  инструмент стратегического анализа, с помощью которого руководство  организации оценивает эффективность  хозяйственной деятельности с точки  зрения обеспечения будущей долгосрочной прибыли. Стратегический управленческий анализ оценивает не только текущее состояние предприятия, но и направлен на выявление стратегических проблем [14].

     Портфельный анализ – это инструмент стратегического  анализа, с помощью которого руководство  организации выявляет и оценивает  свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения или прекращения инвестиций в неэффективные проекты. Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных (трех-, четырех-, n-ых) матриц, с помощью которых бизнес-единицы или продукты сравниваются друг с другом по таким критериям, как темпы роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли и др. При этом реализуются принципы сегментации рынка (выделения наиболее значимых критериев на основе анализа внешней среды) и анализа деятельности предприятия и согласования (по парного сопоставления критериев). Достоинствами портфельных методов является комплексное рассмотрение определенного набора продуктов, простота и наглядность представления возможных стратегий, конкретные варианты стратегий, акцент на качественные стороны анализа. К недостаткам относят статичный характер, ограниченное количество позиций и показателей, ограниченное число стратегий, субъективизм.

     Недостаток  портфельного анализа заключается  в использовании данных о текущем  состоянии бизнеса, которые не всегда можно экстраполировать в будущее. Построение матриц предполагает проведение большой работы по сегментации рынка, по сбору информации, которая в основном отсутствует в явной форме.

     Недостаток  классических моделей стратегического  планирования в том, что они не принимают во внимание те способности  организации, которые составляют основу эффективного функционирования бизнеса (отличительные особенности). Экспертные методы стратегического анализа предполагают учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экспертных оценок характерно предсказание будущего на основе, как рациональных доводов, так и интуитивного знания. Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер. Позволяют достаточно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны предприятия, оценить эффективность тех или иных мероприятий. Достоинства экспертного метода по сравнению с интуитивным подходом состоит в возможности обмена и противопоставления идей. Экспертные методы основываются на использовании неполной и косвенной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции. Используются преимущественно при решении неструктурированных и слабоструктурированных проблем. Достоинствам экспертных методов можно отнести возможность обмена и противопоставления идей, коллективная интеграция идей, наглядность результатов, творческое решение проблем, выработка сценариев развития. К недостаткам относят трудность коммуникации, потребность во времени, субъективизм и др.

     И. Ансофф утверждал, что выбираемый метод  должен варьироваться в зависимости  от степени турбуленции внешней среды, с которой сталкивается организация [7]. При этом выделял следующие требования к стратегическому анализу, он должен [1, 16]:

     - оценивать совместные эффекты  (синергизм) связанные с новым  продуктом и / или рынком;

     - выделять варианты, в которых фирма имеет неоспоримые конкурентные преимущества;

     - позволять работать с вектором  потенциально несовместимых целей;

     - оценивать долгосрочный потенциал  проектов, даже если расчеты потоков  денежных средств не являются  вполне надежными.

     Также одним из важных этапов формирования стратегии развития фирмы является оценка стратегического планирования компании.

     Оценка  стратегии может сосредоточиваться  на двух направлениях:

     - оценка выработанных конкретных  стратегических вариантов для  определения их пригодности, осуществимости, приемлемости и последовательности для организации;

     - сравнение результатов стратегии  с уровнем достижения целей.

     Таким образом, стратегия определяет, что  нужно сделать сегодня, чтобы  выжить завтра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

     ТП  ООО «ТОРГОВЫЙ  ДОМ – СИТНО»

     2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ТП ООО «Торговый дом – Ситно» 

     Общество  с ограниченной ответственностью Торговый Дом «Ситно» это крупная торгово-производственная компания. На рынке Российской Федерации с 90 гг. 20 века. На рынке Республики Башкортостан с 2005 года.

     В состав компании на территории республики входят следующие производственные объединения: Магнитогорская птицефабрика, Магнитогорский хлебокомбинат, Магнитогорский мелькомбинат, Белорецкий хлебокомбинат.

     Вид деятельности ООО Торговый Дом «Ситно»: продажа продуктов питания (мясо кур, яйцо, мука, кондитерские изделия, колбасы, полуфабрикаты из птицы). Филиалы  и торговые представительства: Челябинск, Миасс, Уфа, Сибай, Белорецк, Москва.

     Нами  при анализе розничного товарооборота  будут использоваться данные Торгового  Представительства ООО Торговый Дом «Ситно» в городе Сибай.

     Общество  с ограниченной ответственностью «Ситно», зарегистрировано Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска Челябинской области 28 июля 2003 года. На основании решения общего собрания участников общества, открыло на территории России Представительство Общества с официальным названием: Торговое представительство Общество с ограниченной ответственностью «Ситно» г. Сибай.

     Представительство имеет отдельный баланс, входящий в баланс ООО Торговый Дом «Ситно». Общество отвечает по принятым Представительством обязательствам. Государство не отвечает по обязательствам, принятым на себя Представительством, а Представительство не несет ответственности по обязательствам государства.

     От  имени Представительства действует  директор Представительства, действующий  на основании настоящего Положения о доверенности, выданной директором Общества на основании решения Общего собрания участников ООО «Ситно».

     Для более подробной характеристики управления представим организационную  структуру Торгового Представительства  ООО Торговый Дом «Ситно» на рис. 2.

     Рис. 2. Организационная структура управления 

     Торговому Представительству свойственна  линейная структура управления. Основным ее достоинством является простота применения. Все обязанности и полномочия четко распределены, в связи, с чем создаются все необходимые условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе.

     Для организации своей деятельности Представительство открывает банковские счета в городе Сибай в порядке, установленным Российским законодательством.

     Торговое  представительство ООО Торговый Дом «Ситно» в городе Сибай  предусматривает следующие цели своей деятельности:

     1. Осуществление оптовой, розничной  торговли, торговли подакцизными  товарами, в частности путем создания собственной сети и аренды торговых площадей, магазинов, складов в городе Сибай.

     2. Организации и коммерческой эксплуатации  ресторанов, кафе, баров и иных  объектов в г. Сибай.

     3. Оказания от имени общества  услуг, связанных с основными  видами деятельности Общества.

     4. Реализация продуктов питания  через собственную торговую сеть  в г. Сибай.

     5. Осуществления оптовой и розничной  торговли алкогольной и спиртосодержащей  продукцией.

     6. Заключения от имени и в  интересах Общества сделок и  иных юридических действий в  рамках представленных Обществом  полномочий.

     7. Проведения рекламной и информационной  деятельности для представления  продукции, работ, услуг Общества  на территории РФ.

     8. Организации поставок, транспортировки, складирования и хранения имущества Общества.

Информация о работе Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия