Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание

В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии стремительно возрастает.

В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

В условиях ужесточающейся конкуренции развитие предприятия зависит от трех групп факторов: внутренней среды, внешней среды, динамических способностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..
5
1.1 Понятие стратегии, ее сущность…………………………………. 5
1.2 Классификации стратегий………………………………………... 7
1.3 Процесс разработки стратегии: методы и этапы………………... 11
ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ТП ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ – СИТНО»……………………………………...

19
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ТП ООО

«Торговый дом – Ситно»……………………………………………...
19
2.2. Анализ внешней среды ТП ООО «Торговый дом – Ситно»… 24
2.3. Анализ внутренней среды ТП ООО «Торговый дом – Ситно».. 26
2.4. Разработка стратегического плана развития ТП ООО

«Торговый дом – Ситно» на 2010 – 2011 годы………………………
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 42

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 348.50 Кб (Скачать документ)
 

     Состояние экономики в стране.

     В настоящее время ТП ООО «Торговый дом – Ситно», как и любой производитель, подвержено влиянию кризисных тенденций в экономике страны вызванных мировым финансовым кризисом. Ослабление курса рубля и инфляционные процессы ведут к удорожанию импортного сырья и снижению покупательской способности потребителей. Пока данная тенденция слабо выражена и не играет существенной роли в деятельности организации. 

     2.3. Анализ внутренней среды ТП ООО «Торговый дом – Ситно» 

     Внутренняя  среда ТП ООО «Торговый дом – Ситно» характеризуется следующими моментами:

     1. Кадры.

     В 2009 году среднесписочная численность составила 62 человека. По сравнению с 2007 годом увеличилась на 12 человек. Абсолютный рост численности произошел по рабочим, занятым в основном производстве.

     Стиль управления ТП ООО «Торговый дом – Ситно» - командно-административный. Высшее руководство обществом в составе Председателя Совета директоров, финансового директора, директора по снабжению и сбыту, начальника отдела маркетинга и логистики – это хорошо знающий своё дело высококвалифицированный персонал.

     Квалификация  менеджеров среднего уровня имеет не столь высокую оценку, как высшее руководство, но позволяет справляться  с вопросами планирования и контроля. Кадровая политика общества направлена на поиск молодых специалистов среди студентов старших курсов ВУЗов Республики Башкортостан и Челябинских учебных заведений обучающихся на «отлично» по требуемой специальности. Для чего проводит конкурсы дипломных работ среди избранных кандидатов.

     Среди рабочих основного производства периодически проводится аттестация, направленная на выявление оценки соответствия уровню знаний и навыков работы по специальности. Проводится переобучение, повышение уровня квалификации. Руководство ТП ООО «Торговый дом – Ситно» мотивирует персонал не только финансово (заработная плата увеличена с 01.03.2008 года в среднем на 18 %), но и предоставлением социальных гарантий, предоставлением путёвок в лагеря отдыха для детей сотрудников с существенной скидкой и пр.

     2. Организация управления.

     В условиях выпуска массовой крупносерийной продукции, когда производственные технологии меняются медленно, а внешняя среда относительно стабильная ТП ООО «Торговый дом – Ситно» имеет линейно-функциональную структуру управления. Она сочетает в себе как технологические, экономические, информационные, административно-организационные взаимодействия, которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию, так и социально- психологические характеристики и связи. Недостаток такой структуры состоит в медленном принятии решений, поскольку последние проходят по всей иерархии управления между подразделениями. Структура управления ТП ООО «Торговый дом – Ситно» представлена рисунком 2.

     3. Производство.

     Производительность  труда на одного работника за отчетный год составила в денежном выражении 858 тыс. рублей, в натуральном 15,47 тонн. По сравнению с 2008 годом наблюдается снижение производительности труда в натуральном выражении на 1,3 %.

     Расходы на производство и реализацию продукции  в отчётном году в абсолютном выражении увеличились на 33181 тыс. рублей, удельный уровень затрат на один рубль выручки снизился на 0,03 рубля. По статье «Материальные затраты» рост 10634 тыс. рублей. Удельный вес данной статьи расходов снизился на 3,5 %.

     По  статье «Заработная плата» увеличение расходов составило 12413 тыс. рублей. Удельный вес данной статье в общей сумме расходов увеличился на 1,5%. Увеличение расходов на заработную плату произошло в результате роста объёма производства и увеличения заработной платы с 01.03.2008 года в среднем на 18 %.

     За 2009 год получено прибыли от продаж 37016 тыс. рублей, по сравнению с 2008 годом увеличение составило 13427 тыс. рублей или 157 %, чистая прибыль – 15535 тыс. рублей, увеличение на 4965 тыс. рублей по сравнению с 2008 годом, или 147 %.

     Основные  факторы роста прибыли от продаж увеличение объёма продаж, снижение себестоимости производства.

     Существенное  влияние на снижение чистой прибыли  оказало списание в бухгалтерском  учёте дебиторской задолженности  нереальной для взыскания в сумме 7800 тыс. рублей.

     4. Финансы.

     На 01.01.2009 года имущество общества составило  – 148535 тысяч рублей по сравнению  с 2007 годом снижение на 91 тысячу рублей. Внеоборотные активы увеличились на 5978 тысяч рублей и составили 57473 тысяч  рублей. Объем инвестиций, направленных на развитие и модернизацию, в 2008 году составил – 8855 тысяч рублей. Из них: машины и оборудование - 5869 тысяч рублей; строительно-монтажные и проектные работы - 890 тысяч рублей; выкуп земли - 2089 тысяч рублей. Доля внеоборотных активов в имуществе – 0,39.

     Оборотные активы на 01.01.2009 года составили – 91062 тысячи рублей, по сравнению с 2007 годом  снижение на 6066 тысяч рублей. Снижение оборотных активов обусловлено  снижением запасов и остатков денежных средств на конец отчетного  периода 

     Дебиторская задолженность на 01.01.2009 года составила 43419 тысячи рублей, по сравнению с 2007 годом увеличилась на 3184 тысячи рублей, в том числе дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев, снизилась на 7804 тысячи рублей, дебиторская задолженность с покупателями увеличилась на 11003 тысячи рублей.

     Рост  дебиторской задолженности объясняется  увеличением объёма продаж. Анализ качественных характеристик дебиторской  задолженности в отчётном году свидетельствует  о снижении её уровня по сравнению с 2007 годом. Данная ситуация сложилась в результате расширения рынка сбыта готовой продукции в отдалённых регионах. В связи с увеличением доли рынка в продажах период погашения дебиторской задолженности увеличился по сравнению с уровнем прошлого года на 4 дня.

     В течение отчетного периода с  нарушением сроков осуществлялась оплата за отгруженную продукцию компаниями: ООО «Эмак»; ООО «Мир Сладости»; ООО «Коллекция».

     Анализ  источников финансирования характеризует  качественное изменение их структуры. Так за отчетный период доля собственных средств в финансировании увеличилась на 10,5 %, доля привлечённых средств снизилась на 10,9 %.

     Чистые  активы на конец года составили - 98025 тысяч рублей, абсолютный прирост  к уровню прошлого года на 15535 тысяч  рублей. Увеличение чистых активов произошло за счёт выполнения планового задания по чистой прибыли.

     Собственные оборотные средства, на конец 2008 года, составили 40552 тысячи рублей, что выше уровня прошлого года на 9560 тысяч рублей.

     За 2008 год произошли существенные изменения в соотношении оборотных активов и краткосрочных обязательств. Положительный тренд, уровень коэффициентов платежеспособности и ликвидности в отчётном периоде свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия. Уровень коэффициента независимости свидетельствует о независимости предприятия в финансировании оборотных средств и инвестиций от инвесторов и кредиторов.

     5. Миссия и корпоративная культура.

     Миссия  ТП ООО «Торговый дом – Ситно» - приносить радость и удовольствие людям, производя качественную и полезную продукцию. Занимать прочную позицию в отрасли производства кондитерских изделий, стремясь к экономическому росту путём продвижения своей продукции ориентируясь на высокое качество, инновацию, высококвалифицированный персонал. Это позволит акционерам общества получать прибыль, а персоналу ощущать стабильность рабочих мест, социальные гарантии и достойное вознаграждение за свой труд.

     Девиз ТП ООО «Торговый дом – Ситно»: «Любимое дело, выполненное честно, гарантирует успех!» Подтверждением служит высокая корпоративная культура. Работники ТП ООО «Торговый дом – Ситно» добросовестно выполняют свои обязанности, проявляя инициативу и обеспечивая стабильное производство продукции. Компания следит за развитием профессиональных и деловых качеств своих сотрудников, активно участвует в социальной и общественной жизни и является уважаемым членом делового сообщества.

     6. SWOT - анализ.

     Составим  список слабых и сильных сторон, а также угроз и возможностей ТП ООО «Торговый дом – Ситно» и установим связь между ними.

     1. Стратегию следует разрабатывать с использованием сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде:

     - выход на новые рынки, увеличение ассортимента, добавление сопутствующих товаров и услуг позволит увеличить капитал;

     - достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки;

     - квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов и развитие рекламных технологий дадут возможность увеличить долю рынка в регионах;

     - чёткая стратегия позволит использовать все возможности.

     2. Стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счёт появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости:

     - плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки, увеличении ассортимента, добавлении дополнительных сопутствующих услуг;

     - неучастие персонала в принятии решений и недостаточный контроль исполнения распоряжений создают неформальные группы;

       снижение размеров налогов и пошлин при сохранении высокого уровня цен позволит получать дополнительную прибыль.

     3. Стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы:

     - усиление конкуренции, политика государства, инфляция и рост налогов, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии;

     - появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов;

     - известность добавит преимуществ в конкуренции;

     - достоверный мониторинг уловит изменения вкусов потребителей.

     4. Стратегия должна способствовать избавлению от слабостей организации и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу:

     - появление новых конкурентов, низкий уровень сервиса и средний уровень цен ухудшит конкурентную позицию;

     - неблагоприятная политика государства может привести к трудностям нахождения в отрасли;

     - непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при изменении их вкусов;

     - неполная загруженность производственных мощностей при росте темпов инфляции и скачков в курсах валют может привести к банкротству компании. 

     2.4. Разработка стратегичекого плана развития ТП ООО «Торговый дом – Ситно»на 2012 год 

     Исследование  внешнего окружения и внутренней среды ТП ООО «Торговый дом – Ситно» выявило следующее:

  1. Положительные моменты.
  1. ТП ООО «Торговый дом – Ситно» занимает устойчивое положение в отрасли. Продукция фабрики в высокой степени конкурентоспособна. Рынок Республики Башкортостан завоеван на 76 %.
  1. Положительная динамика рентабельности собственного капитала, активов и продаж.
  2. Выстроена правильная кадровая политика. Коэффициент текучести кадров низкий. Квалификационный уровень сотрудников высшего менеджмента достаточно высок. Квалификация среднего менеджмента позволяет выполнять поставленные задачи. Рабочие основного производства имеют достаточную квалификацию, периодически проходят переаттестацию. Высокая организационная культура, основанная на исторических ценностях организации, способствует желанию персонала работать в организации, стимулирует работников.
  3. Достоверный мониторинг, развитая сбытовая сеть на территории Башкортостана.
  4. Высокий уровень имиджа организации.
  1. Отрицательные моменты.
    1. Производственные мощности загружены на 56 %.
    2. Низкая доля на рынках соседних регионов.
    3. Слабая рекламная политика продвижения продукции в соседних регионах.
    4. Покупатели соседних регионов такие как, ООО «Мир сладости», допускают не своевременные расчёты за поставленную продукцию.

     3. Риски организации.

     Основные  риски для ТП ООО «Торговый дом – Ситно» исходят из макроокружения и связаны с финансовым кризисом 2008 года:

     - девальвация рубля;

Информация о работе Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия