Участие международных финансовых организаций в развитии экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание

дничестве.
Цель данной курсовой работы состоит в определении перспектив сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями.
Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:
1) раскрыть сущность международных финансовых организаций и их основные характеристики;
2) изучить основные направления деятельности международных финансовых организаций;
3) проанализировать взаимодействие Республики Беларусь с Международным Валютным Фондом, Всемирным банком, а также Европейским банком реконструкции и развития;
4) определить перспективы сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………5
1 Теоретические основы функционирования международных финансовых организаций………………………………………………………………………..7
1.1 Международные финансовые организации: сущность и основные характеристики…………………………………………………………………….7
1.2 Основные направления деятельности международных финансовых организаций……………………………………………………………………….10
2 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с международными финансовыми организациями……………………………………………………13
2.1 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Международным Валютным Фондом…………………………………………………………………………….13
2.2 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Всемирным банком……17
2.3 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Европейским банком реконструкции и развития……………………………………………………….20
3 Перспективы сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями…………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………32
Приложение А…………………………………………………………………….34
Приложение Б……………………………………………………………………..35
Приложение В……………………………………………………………………..36
Приложение Г……………………………………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

Головач Катя.docx

— 220.66 Кб (Скачать документ)

Страна, нуждающаяся в  иностранной валюте, осуществляет покупку  или заимствование иностранной  валюты или СДР в обмен на эквивалентную  сумму в национальной валюте, которая  зачисляется на счёт МВФ в её центральном банке [1, с. 434].

Всемирный банк — это межправительственная финансово-кредитная организация, мощнейший мировой инвестиционный институт, объединяющий 188 государств-акционеров[3, с. 124].

ВБ, как и МВФ, был создан в 1944 г. решением Бреттон-Вудской международной валютно-финансовой конференции. Общей целью этих институтов является содействие стабильному развитию мировой экономики. Их деятельность является взаимодополняющей[5, с. 433].

Согласно уставу ВБ его членами могут стать только члены МВФ.

Уставный капитал Банка образуется путем подписки стран-членов на его акции. В последние годы Банк выступает в роли крупнейшего заемщика на мировом финансовом рынке, заняв среди межгосударственных инвестиционных банков наибольший удельный вес в сумме выпускаемых ими облигационных займов. Акционерный капитал распределен на основе квот стран-членов МВФ, а голоса стран-членов распределены пропорционально количеству принадлежащих им акций [3, с. 132].

Группа Всемирного банка  – это специализированное финансовое учреждение ООН, в состав которого входят Международный банк реконструкции и развития (далее – МБРР) и его подразделения:

-Международная финансовая  корпорация (далее – МФК) - создана в 1956 году, осуществляет финансирование проектов частного сектора;

-Международная ассоциация  развития (далее – MAP) - основана в 1960 году, предоставляет беспроцентные льготные кредиты наиболее бедным странам;

-Многостороннее агентство  по гарантированию инвестиций (далее – МАГИ) - основано в 1988 году, основной задачей является предоставление гарантий зарубежным инвесторам от некоммерческих политических рисков;

-Международный центр  урегулирования инвестиционных  споров (далее – МЦУИС) - основан в 1966 году, призван обеспечивать урегулирование и арбитраж споров между иностранными инвесторами и правительствами стран-заемщиц [1, с. 462-472].

Основные задачи ВБ:

  • координация движения капитала в мировом масштабе;
  • устранение политических и экономических различий между развитыми и развивающимися странами;
  • стабилизация мировой экономики;
  • работа в качестве ведущего интеллектуального центра;
  • содействие устойчивому экономическому росту в развивающихся странах;
  • сокращение нищеты [3, с. 132].

Европейский банк реконструкции и развития – международная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. В настоящее время ЕБРР финансирует проекты в 29 странах от Центральной Европы до Центральной Азии[1, с. 472].

Целями деятельности ЕБРР являются содействие странам Центральной  и Восточной Европы в создании рыночной экономики и поддержка  развития частного предпринимательства  в государствах, приверженных принципам  многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики[5, с. 439].

Способствуя процессу перехода к ориентированной на рынок экономике, Европейский Банк предоставляет  прямое финансирование деятельности частного сектора, структурной перестройки  и приватизации, а также финансирование инфраструктуры, поддерживающей такую  деятельность. Его капиталовложения помогают также строительству и  укреплению организационных структур. Основными формами финансирования ЕБРР являются кредиты, вложения в акционерные  капиталы (акции) и гарантии[3, с. 135].

Ресурсы ЕБРР формируются  за счет уставного капитала, заемных (привлеченных) средств и средств, полученных в счет погашения займов или по гарантиям. Кроме того, для  инвестиционной поддержки социально  важных низкорентабельных отраслей и оказания технической помощи ЕБРР образует специальные фонды, ресурсы  которых формируются за счет добровольных взносов доноров [5, с. 440].

Финансирование ЕБРР зависит  от конкретных проектов и предоставляется  как на укрепление финансовых институтов или структурной реорганизации  крупных компаний, так и в виде мелких кредитов компаниям, имеющим  лишь несколько работников. Крупные  инвестиции или инфраструктурные проекты (как частные, так и с участием местных или Центральных властей) финансируется Банком напрямую, зачастую — совместно с партнерами. Небольшие  инвестиции производятся через финансовых посредников: местные банки или  инвестиционные фонды. Банк стремится  помогать в первую очередь компаниям, испытывающим трудности с получением финансирования из других источников. Он делает особый упор на мелкие и средние  предприятия, которые играют исключительно  важную роль в развитии частного сектора[3, с. 137].

 

 

1.2 Основные направления  деятельности международных финансовых  организаций.

 

 

Основными направлениями деятельности МВФ  являются:

    • Надзор за мировой валютной системой;
    • Создание ликвидных средств путем выпуска СДР;
    • Финансирование (кредитование) членов МВФ;
    • Разработка рекомендаций в области экономической политики и техническая помощь;
    • Сбор и публикация статистики [6].

МВФ осуществляет надзор, в частности, за политикой стран-членов в области валютного курса, и устанавливает конкретные принципы, которыми должны руководствоваться страны в отношении этой политики. МВФ должен определять реальную величину валютных курсов, давать объективную оценку экономической деятельности стран и доводить ее до сведения всех своих членов.

Финансирование (кредитование) членов МВФ - особое направление деятельности фонда. Для использования любых  ресурсов МВФ страна должна представить аргументированное обоснование потребности в финансировании своего платежного баланса. Финансовые ресурсы МВФ могут поступать в распоряжение его членов в зависимости от видов проблем дефицита платежного баланса.

Обычные механизмы финансирования используются МВФ для решения  проблем платежного баланса в целом. Специальные механизмы предназначены для предоставления членам МВФ помощи в случаях возникновения у них особых проблем при финансировании своего платежного баланса. Механизмы финансирования на льготных условиях были разработаны в целях оказании сравнительно долгосрочной помощи развивающимся (странам с низким доходом на душу населения). Для предоставления такой помощи используются созданные МВФ альтернативные источники средств (специальные фонды) [5, с. 431].

МВФ предоставляет техническую помощь в нескольких областях, включая налоговую политику и налоговое администрирование, управление расходами, денежно-кредитную и курсовую политику, надзор за банковской и финансовой системой и ее регулирование, законодательные основы, а также статистику[7].

МВФ публикует материалы, содержащие информацию о финансовом положении стран-членов МВФ, отчеты и другие документы; выпускает периодические  издания (статистические бюллетени  и т.д.), экономические и финансовые обзоры и др. [5, с.431].

 

Направления текущей деятельности ВБ:

    • Разработка стратегии по сокращению уровня бедности;
    • Работа в области трудовых ресурсов;
    • Организационное развитие;
    • Защита окружающей среды;
    • Рассмотрение проблем задолженности;
    • Развитие частного сектора.

Сферами деятельности ВБ являются:

•предоставление займов, грантов  и технической помощи в первую очередь в инфраструктурных отраслях экономики;

•оказание консультационно-аналитических  и тренинг - услуг;

•стимулирование притока  инвестиций в страну из других международных финансовых источников [5, с. 434].

Основные  направления деятельности ЕБРР включают:

  • Прямое финансирование проектов, направленных на развитие частного сектора, структурную перестройку, проведение приватизации и на финансовую поддержку инфраструктуры, обеспечивающей исполнение этих проектов;
  • Финансирование с помощью посредников, которое может осуществляться в следующих формах: среднесрочное и долгосрочное кредитование финансовых посредников в виде кредитных линий; финансирование проектов совместно с местными и иностранными банками; участие в капитале инвестиционных фондов, которые вкладывают средства в частные предприятия; долгосрочное кредитование правительств, которые направляют полученные средства через коммерческие или инвестиционные банки на финансирование развития малых и средних предприятий;
  • Стремление обеспечения сохранности и улучшения окружающей среды;
  • Консультационное обслуживание и техническую помощь [5, с. 440].

Таким образом, каждая из МФО  играет важную роль в развитии экономик стран-участниц.

МВФ уделяет особое внимание состоянию ликвидности в мировом  масштабе. Он предоставляет кредиты  в иностранной валюте странам-членам для покрытия дефицитов платежных  балансов, а также для поддержки  макроэкономической стабилизации и  структурной перестройки экономики. Фонд также оказывает странам-членам разнообразную консультационную и  техническую помощь.

ВБ предоставляет займы  развивающимся странам с целью  снижения нищеты и финансирования капиталовложений, способствующих экономическому росту. Его деятельность также включает совместное финансирование, предоставление грантов, предоставление гарантий частным  кредиторам для реализации проектов в странах-членах банка, а также  оказание технической помощи.

ЕБРР осуществляет прямое и косвенное финансирование проектов, направленных на развитие частного сектора, структурную перестройку, проведение приватизации и на финансовую поддержку  инфраструктуры, обеспечивающей исполнение этих проектов, а также оказывает  консультационное обслуживание и техническую  помощь.

 

2 Анализ взаимодействия  Республики Беларусь с международными  финансовыми организациями

 

 

2.1 Анализ взаимодействия  Республики Беларусь с Международным  Валютным Фондом.

 

 

Республика Беларусь является членом МВФ с 1992 года, ее квота на начало 2013 года равна 386,4 млн СДР(542,1 млн долл. США). Беларусь имеет право на 4,601 голоса в МВФ, что составляет 0,18% от общего числа голосов.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 ”О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями“ головным органом по взаимодействию с организацией определено Министерство финансов Беларуси[8].

Деятельность МВФ в  нашей стране направлена на сотрудничество с Правительством и Национальным банком Беларуси при подготовке программ экономической политики с акцентом на налогово-бюджетную и денежно-кредитную  политику, обменный курс и торговую политику с целью достижения значительного  экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса[9].

Финансовая помощь:

С 1992 по 2000 годы Республика Беларусь дважды прибегала к финансовым ресурсам МВФ:

1) в июле 1993 г. - первый  транш, в январе 1995 г. - второй транш  по линии фонда системных трансформаций  – общая сумма 217,2 млн. долларов  США;

2) в сентябре 1995 г. - резервный  кредит по механизму "стенд-бай"  – 77,4 млн. долларов США;

Данные о кредитах можно  в СДР можно увидеть в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 - Кредиты  МВФ, выданных Республике Беларусь (в  млн СДР)

Тип договоренности

Время утверждения

Утвержденная  сумма (в млн СДР)

Фактически использованная сумма (в млн СДР)

Механизм финансирования системных преобразований (СТФ)

Август 1993

70,10

70,10

Механизм финансирования системных преобразований (СТФ)

Февраль 1995

70,10

70,10

Стэнд-бай

Сентябрь 1995

196,28

50,00


Примечание – Источник: собственная разработка

 

Макроэкономическая эффективность  данных кредитов МВФ проявляется  в укреплении финансовых позиций  РБ, стабилизации национальной валюты, снижении инфляции и придании нового импульса структурным реформам. К  примеру, данные об уровне инфляции на потребительски товары и услуги во время использования данных кредитов отражены в таблице 2.2.

Информация о работе Участие международных финансовых организаций в развитии экономики Республики Беларусь