Участие международных финансовых организаций в развитии экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание

дничестве.
Цель данной курсовой работы состоит в определении перспектив сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями.
Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:
1) раскрыть сущность международных финансовых организаций и их основные характеристики;
2) изучить основные направления деятельности международных финансовых организаций;
3) проанализировать взаимодействие Республики Беларусь с Международным Валютным Фондом, Всемирным банком, а также Европейским банком реконструкции и развития;
4) определить перспективы сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………5
1 Теоретические основы функционирования международных финансовых организаций………………………………………………………………………..7
1.1 Международные финансовые организации: сущность и основные характеристики…………………………………………………………………….7
1.2 Основные направления деятельности международных финансовых организаций……………………………………………………………………….10
2 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с международными финансовыми организациями……………………………………………………13
2.1 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Международным Валютным Фондом…………………………………………………………………………….13
2.2 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Всемирным банком……17
2.3 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Европейским банком реконструкции и развития……………………………………………………….20
3 Перспективы сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями…………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………32
Приложение А…………………………………………………………………….34
Приложение Б……………………………………………………………………..35
Приложение В……………………………………………………………………..36
Приложение Г……………………………………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

Головач Катя.docx

— 220.66 Кб (Скачать документ)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Институциональная структура  международных валютно-кредитных  и финансовых отношений включает совокупность международных финансовых организаций. В данной работе рассматривались  такие МФО, как Международный  валютный фонд, Всемирный банк, Европейский  банк реконструкции и развития.

Проведенный анализ МФО позволяет сделать следующие выводы:

Международный валютный фонд:

Сотрудничество с МВФ  чрезвычайно важно для нашей  республики, так как именно благодаря  МВФ в нашей стране было создано  казначейство,  разработан первый план проекта Банковского Кодекса, проведен всесторонний анализ валютной системы.

Макроэкономическая эффективность  кредитов МВФ проявляется в укреплении наших финансовых позиций, стабилизации национальной валюты, снижении инфляции и придании нового импульса структурным  реформам.  К примеру, кредиты  МВФ повлияли на:

-стабилизацию цен на  рынке товаров и услуг в  1995-2000 гг. – индекс потребительских  цен снизился с 809,3 до 161,1;

-уровень безработицы  в стране во время реализации  программы стенд-бай в 2009-2010 гг. – он снизился на 0,2 процентных пункта;

Программа кредитования стенд-бай, завершившаяся в апреле 2010 года, позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить большую устойчивость финансовой системы, избежать кризиса платежного баланса, а также предотвратить рецессию и сохранить низкий уровень безработицы.

Дальнейшее сотрудничество МВФ с Республикой Беларусь будет  реализовываться по трем основным направлениям:

-взаимодействие с Правительством  Республики Беларусь и Национальным  банком при подготовке программ  экономической политики с акцентом  на бюджетно-налоговую и денежно-кредитную  политики, обменный курс, торговую  политику;

-техническая экспертная  помощь;

-предоставление, при необходимости,  кредитных ресурсов.

Всемирный Банк:

За период сотрудничества на реализацию 12 проектов Банк выделил  Республике Беларусь кредитные ресурсы  на сумму 865 млн долл. США, из которых освоено 603 млн долл.

В настоящее время основное внимание в сотрудничестве Всемирного банка с Республикой Беларусь уделяется аналитической и консультативной  работе и реализации пяти инвестиционных проектов, которые содействуют ускорению  структурных реформ, обеспечивают получение  результатов на местном уровне и  поддерживают инициативы страны в области  повышения энергоэффективности, качества водоснабжения и водоотведения, модернизации дорог и развития инфраструктуры в районах, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Международная финансовая корпорация (МФК) оказывает содействие Республике Беларусь в работе по улучшению инвестиционного  климата и содействию развитию частного сектора. МФК поддерживает развитие малых и средних предприятий  посредством своих инвестиций в  реальный сектор экономики и институтов финансового посредничества.

В общей сумме МФК уже  инвестировала 388 млн долларов США в 40 проектов в различных секторах в Республике Беларусь.

ЕБРР:

1) За 20 лет работы Беларуси  с ЕБРР в стране был осуществлен  51 проект на общую сумму около  1,5 млрд. евро. Чистый объем сделок  Банка в этих проектах составил 1,05 млрд. евро. Доля Беларуси в  проектах Банка остается мизерной  – 0, 65% от собственных средств  Банка. 

2) Европейский банк реконструкции  и развития стремится поддерживать  диалог с правительством и  неправительственными организациями  для улучшения инвестиционного  климата частных предпринимателей  с надеждой поощрения политической  и экономической реформы. 

3) ЕБРР делает акцент  не только на стимулировании  свободной торговли поддержке  малого бизнеса, но и прежде  всего на продвижении демократии, улучшении инвестиционного климата,  борьбе с коррупцией, установлении  качественных практик в управлении  и обеспечении прозрачности.

4) Европейский банк готов  включиться во все эти трансформации,  видя потенциал в нашей стране. В его программах присутствуют  консультации по приватизации  и либерализации, обучение новым  навыкам и методам финансирования, консалтинговая и техническая  поддержка. Пока государство будет  господствовать в экономике и  других сферах жизни страны, ЕБРР  не будет финансировать государственные  проекты. В первую очередь правительство  Республики Беларусь должно быть  заинтересованно в сотрудничестве  с Европейским банком реконструкции  и развития. Только в случае  начала реформ в стране, сюда  пойдут инвестиции, больше чем  были, потому что стратегии ЕБРР  предусматривают большее финансирование  и расширение своей деятельности  в стране.

Сотрудничество с международными финансовыми организациями оказывает  значительное влияние на развитие экономики  страны. Кредиты МФО способствуют развитию различных секторов экономики. Дальнейшее развитие отношений МВФ, ВБ и ЕБРР с Республикой Беларусь увязывается с процессом реальных реформ в экономике республики, направленных на постепенный переход к рыночной экономике. В последние годы Беларусь демонстрирует большую открытость к сотрудничеству с международными финансовыми учреждениями в вопросах разработки и проведения рыночных реформ. Это значит, что, сочетая готовность к сотрудничеству со стороны государства и позитивную направленность изменений, можно добиться  значительных результатов в области перехода к рынку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1 Международные валютно-кредитные  и финансовые отношения: учеб. пособие / Л. Н. Красавина, Д. В. Смыслов, С. А. Былиняк [и др.]; под ред. Л. Н. Красавиной. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика,2000. — 595 с.

2 Boli J. Thomas, George M. World Culture in the World Polity: A Century of International Non-Governmental Organization / American Sociological Review. – 1997. -31 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchebnik-online.com/131/865.html – Дата доступа: 26.03.2013.

3 Международные финансы: учеб. пособие / И. Н. Жук, Е. Ф. Киреева, В. В. Кравченко; под общ. ред. И. Н. Жук. — Мн.: БГЭУ,2001. — 149 с.

4 Статьи соглашения Международного  Валютного Фонда, 22 июля 1944г.: в ред.  от 15 дек. 2010г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО “ЮрСпектр”, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

5 Деньги, кредит, банки: учебник  / Г.И.Кравцова [и др.]; под общ. ред. Г.И.Кравцовой. — 2-е. Мн.: БГЭУ, 2007. - 444 с.

6 Годовой отчет МВФ  2012 / Международный Валютный Фонд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/ar/2012/pdf/ar12_rus.pdf – Дата доступа: 25.04.2013.

7 МВФ информационная справка  / Международный Валютный Фонд [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/np/exr/facts/rus/glancer.pdf – Дата доступа: 21.04.2013.

8 Постановление Совета  Министров Республики Беларусь, 30 окт. 2002 г., № 1504 ”О сотрудничестве  Республики Беларусь с международными  организациями“: в ред. 8 окт. 2008 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО “ЮрСпектр”, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

9 Международный валютный  фонд / Министерство иностранных  дел РБ [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/mulateral/organization/list/a96aad9808506c51.html Дата доступа: 21.04.2013.

10 Сайт Национального  статистического комитета Республики  Беларусь [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://belstat.gov.by/ – Дата  доступа: 20.04.2013.

11 Томский А. МВФ помог  избежать худшего /А. Томский  //Валютное регулирование и ВЭД.  – 2010. -  №1. – 45-51.

12 МВФ передал Белоруссии 700 миллионов долларов / информационный  портал internet. bibo.kz [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://internet.bibo.kz/340900-mvf-peredal-belorussii-700-millionov-dollarov.html – Дата доступа: 28.03.2013.

13 Ярошук А. Миссия МВФ невыполнима / Ассоциация профсоюзов «Белорусский Конгресс Демократических Профсоюзов» (БКДП) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bkdp.org/index.php?area=1&p=news&newsid=1584 – Дата доступа: 19.04.2013.

14 Партнерство Группы  Всемирного банка и Республики  Беларусь: Обзор Страновой программы 2013г. / Всемирный банк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/Belarus-Snapshot-rus.pdf – Дата доступа: 15.04.2013.

15 Strategy for belarus. As approved by the Board of Directors on 12 March 2013 // Европейский банк реконструкции и развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ebrd.com/russian/downloads/country/strategy/belarus.pdf – Дата доступа: 28.03.2013.

16 Стратегия для Беларуси  Утверждена на заседании Совета  директоров 10 декабря 2009 г. Европейский  банк реконструкции и развития [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.ebrd.com/downloads/about/policies/2009-12-10,_Strategy_for_Belarus-_Russian_web.pdf – Дата доступа: 21.04.2013.

17 Представитель ЕБРР  в Беларуси: Сначала реформы, потом  кредиты / информационный портал  Deutsche Welle [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dw.de/представитель-ебрр-в-беларуси-сначала-реформы-потом-кредиты/a-16683379 – Дата доступа: 19.04.2013.

18 Консультативная программа  МФК в Европе и Центральной  Азии: Программа «Безопасность пищевой  продукции в Республике Беларусь»  / IFS [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vetnadzor.ucoz.org/IFC_Brochure_legislation_EU_Belarus.pdf – Дата доступа: 19.04.2013.

19 Республика Беларусь. Четвертый обзор в рамках договоренности о кредите «стэнд-бай» / Сайт МВФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/index.htm. – Дата доступа: 19.04.2013.

20 Доклад персонала к консультациям 2012 года по Статье IV и второму обсуждению мониторинга в постпрограммный период / Международный Валютный Фонд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/scr/2012/cr12113r.pdf – Дата доступа: 19.04.2013.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

Таблица – Потенциал погашения задолженности перед МВФ Республикой Беларусь

 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Операции по выкупу и сборы МВФ

             

В млн. СДР

8,2

45,2

50,6

297,7

1115,0

893,4

57,0

В млн. долл. США

12,6

70,0

78,2

460,3

1724,9

1382,7

88,1

В % от экспорта товаров и нефакторных услуг

 

0,1

 

0,3

 

0,3

 

1,4

 

4,4

 

3,0

 

0,2

В % от общей суммы обслуживания долга

0,8

3,8

3,6

14,2

32,8

25,9

1,8

В % от квоты

2,1

11,7

13,1

77,0

288,5

231,2

14,7

В % от валовых международных резервов

 

0,2

 

0,8

 

0,9

 

4,9

 

18,8

 

13,6

 

0,7

Непогашенный  кредит МВФ

             

В млн. СДР

1831,6

2269,5

2269,5

2020,6

940,6

54,7

0,0

В млн. долл. США

2897,9

3511,1

3507,7

3125,0

1455,4

84,7

0,0

В % от экспорта товаров и нефакторных услуг

11,7

13,7

11,9

9,2

3,7

0,2

0,0

В % от квоты

474,0

587,3

587,3

522,9

243,4

14,2

0,0

В % от валовых международных резервов

 

51,3

 

40.6

 

39,3

 

33,6

 

15,9

 

0,8

 

0,0

Справочные статьи

             

Экспорт товаров и нефакторных услуг (млн. долл. США)

24801

25630

29444

33950

39457

45944

53319

Обслуживание долга (млн. долл. США)

1534

1845

2203

3252

5282

5344

4894

Квота (млн. СДР)

386,4

386,4

386,4

386,4

386,4

386,4

386,4

Квота (млн. долл. США)

596,0

598,8

597,2

597,5

597,8

598,0

597,9

Валовые международные резервы (млн. долл. США)

 

5653

 

8653

 

8922

 

9313

 

9165

 

10153

 

12987

Долларов США за 1 СДР (в  среднем за период)

1,543

1,550

1,545

1,546

1,547

1,548

1,547

Долларов США за 1 СДР (на  конец периода)

1,582

1,547

1,546

1,547

1,547

1,548

1,547


Примечание – Источник:[19]

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 

Таблица – Направления технической помощи МВФ в Беларуси в 2006–2012 гг.

Департамент

- контрагент

Тема

Сроки

ДДК

Банковский надзор

Февраль–март 2012 года

ДДК

ТП по Банку развития

Октябрь-ноябрь 2011 года

ДДК

Банковский надзор

Октябрь 2011 года

ДДК

Надзор на основе риска 

Апрель 2011 года

ДДК

Банковский надзор: выездные проверки

Сентябрь 2010 года

ДДК

Банковский надзор: система раннего  предупреждения, управление рисками

Март-апрель 2010 года

ДДК

Укрепление независимости центрального банка 

Март 2010 года

ДДК

НБРБ и рефинансирование банков

Ноябрь 2009 года

ДДК

Банковское регулирование: классификация  кредитов и положения о формировании резервов

Апрель 2009 года

ДДК

Денежно-кредитная политика: прогнозирование  и анализ политики

Февраль–март 2009 года

ДДК

Режим обменного курса, валютные операции

Декабрь 2008 года

ДДК

Обновленная оценка ФСАП

Сентябрь 2008 года

ДДК

Финансовая стабильность и управление внешним долгом

Январь 2008 года

ДДК

Банковский надзор: вопросы финансовой стабильности, стресс-тесты

Июль 2007 года

ДДК

Построение системы для прогнозирования  и анализа политики

Июнь 2008 года

ДДК

Совершенствование прогнозирования  и анализа политики

Май 2007 года

ДДК

Банковский надзор: выездные проверки

Апрель 2007 года

ДДК

Банковский надзор: стресс-тесты, финансовая стабильность

Март 2007 года

ДДК

Страховой надзор

Март 2007 года

ДБВ

Системы социальной защиты

Ноябрь 2011 года

ДБВ

Программно-целевой метод составления  бюджета и

система среднесрочного планирования бюджета

Март-апрель 2011 года

ДБВ

Налоговое администрирование

Сентябрь 2010 года

ДБВ

Налоговая политика

Апрель 2010 года

ДБВ

Рационализация расходов

Март 2010 года

ДБВ

Реформа налоговой системы

Октябрь 2009 года

ДБВ

Введение системы среднесрочного планирования бюджета

Март 2008 года

СТА

Многопрофильная статистическая миссия

Октябрь-ноябрь 2010 года

СТА

Статистика национальных счетов

Январь 2008 года

СТА

Статистика платежного баланса  и внешнего сектора

Январь 2008 года

СТА

Статистика государственных финансов Сентябрь-

Сентябрь-октябрь 2007 года

СТА

Статистика национальных счетов

Октябрь 2006 года

Информация о работе Участие международных финансовых организаций в развитии экономики Республики Беларусь