Участие международных финансовых организаций в развитии экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание

дничестве.
Цель данной курсовой работы состоит в определении перспектив сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями.
Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:
1) раскрыть сущность международных финансовых организаций и их основные характеристики;
2) изучить основные направления деятельности международных финансовых организаций;
3) проанализировать взаимодействие Республики Беларусь с Международным Валютным Фондом, Всемирным банком, а также Европейским банком реконструкции и развития;
4) определить перспективы сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………5
1 Теоретические основы функционирования международных финансовых организаций………………………………………………………………………..7
1.1 Международные финансовые организации: сущность и основные характеристики…………………………………………………………………….7
1.2 Основные направления деятельности международных финансовых организаций……………………………………………………………………….10
2 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с международными финансовыми организациями……………………………………………………13
2.1 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Международным Валютным Фондом…………………………………………………………………………….13
2.2 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Всемирным банком……17
2.3 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Европейским банком реконструкции и развития……………………………………………………….20
3 Перспективы сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями…………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………32
Приложение А…………………………………………………………………….34
Приложение Б……………………………………………………………………..35
Приложение В……………………………………………………………………..36
Приложение Г……………………………………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

Головач Катя.docx

— 220.66 Кб (Скачать документ)

 

Из рисунка 2.2 видно, что  наибольшие объемы вложений МФК приходились  на 2011 год(125 млн долл.), а наименьшие – на 2009 год(11 млн долл.). При этом с 2011 года наблюдается отрицательная динамика объемов вложений. Что касается количества проектов, то оно также снизилось.

Программа МФК «Улучшение регулирования бизнеса и содействие привлечению инвестиций» способствует упрощению системы разрешительных процедур для бизнеса. В результате принятия нового законодательства общее  количество лицензий сократилось на 60 процентов, что поможет МСП экономить  около 7 млн долл. США в год. Эксперты программы также были вовлечены в создание Единого реестра административных процедур, который помог сократить общее число процедур на 19 процентов и стал единым источником информации о процедурах для ведения бизнеса. МФК внедряет программу в партнерстве со Шведским управлением по развитию международного сотрудничества (Sida), Агентством США по международному развитию (USAID) и Министерством финансов Австрии.

Программа МФК «Безопасность  пищевой продукции» является частью более масштабной работы, нацеленной на увеличение потенциала в агробизнесе, и вкладом в глобальную пищевую  безопасность. Работа сфокусирована  на поддержке внедрения международно признанных стандартов безопасности пищевых продуктов. Это помогает белорусским компаниям стать более конкурентоспособными и выйти на новые рынки. Через обучающие программы и семинары программа также работает с правительственными и отраслевыми экспертами. МФК внедряет программу в партнерстве с Министерством финансов Австрии.

Деятельность МФК в  финансовом секторе направлена на расширение доступа к финансированию для  белорусского малого и среднего бизнеса  и поддержку внешней торговли. Пять белорусских банков уже присоединились к Глобальной программе торгового  финансирования, которая расширяет  возможности банков по оказанию услуг торгового финансирования. В 2011 году МФК также предоставила кредит на 10 млн долл. США ЗАО «МТБанк» для того, чтобы способствовать расширению кредитования МСБ и энергоэффективных проектов.

В 2012 году МФК организовала пакет финансирования в размере 45 млн евро для группы Алютех, крупнейшего частного производителя алюминиевой продукции в Беларуси, чтобы поддержать планы по увеличению экспорта. Финансирование МФК для Алютех, где работает около 3000 сотрудников, также содействует созданию новых рабочих мест по всей цепочке поставок готовой продукции Алютех.

Таким образом, в настоящее  время основное внимание в сотрудничестве Всемирного банка с Республикой  Беларусь уделяется аналитической  и консультативной работе и реализации пяти инвестиционных проектов, которые  содействуют ускорению структурных  реформ, обеспечивают получение результатов  на местном уровне и поддерживают инициативы страны в области повышения  энергоэффективности, качества водоснабжения и водоотведения, модернизации дорог и развития инфраструктуры в районах, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

 

 

2.3 Анализ взаимодействия  Республики Беларусь с Европейским  банком реконструкции и развития

 

 

Республика Беларусь является полноправным членом ЕБРР с 1992 года. С 1994 года в Республике Беларусь открыто  Постоянное представительство Банка. Сотрудничество осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании  между Правительством Республики Беларусь и ЕБРР от 19 февраля 1993 г., а также  обновляемых раз в три года страновых стратегий, определяющих основные направления деятельности Банка в Беларуси.

Первый заместитель премьер-министра Республики Беларусь Семашко В.И. является управляющим ЕБРР от Республики Беларусь. Головным органом по вопросам сотрудничества с ЕБРР в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 ”О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями“ определено Министерство экономики[8].

Обзор деятельности ЕБРР на сегодняшний день

По состоянию на 31 декабря 2012 года ЕБРР подписал в Беларуси 51 проект, чистая стоимость которых  в совокупности составляет 1,05 млрд евро, а общая стоимость проектов достигает 1,5 млрд евро. Стоимость текущего портфеля составляет 390 млн. евро, из которых 78 процентов было освоено.

В соответствии с адаптивной стратегией ЕБРР по поддержке развития частного сектора в Беларуси, текущий  портфель ЕБРР включает в себя инвестиции преимущественно в частный сектор. Сектор промышленного производства, торговли и АПК (ПТА) – доля которого в текущем портфеле составляет 48 процентов – опередил финансовый сектор в качестве доминирующего в портфеле ЕБРР. В настоящее время портфель ЕБРР включает 19 проектов в секторе ПТА на общую сумму 235 млн евро, в том числе пять проектов в лесохозяйственном секторе Беларуси.

На долю финансового сектора  приходятся 45 процентов текущего портфеля ЕБРР. ЕБРР работает с восемью банками-партнерами и является акционером двух из них. ЕБРР предоставил своим банкам-партнерам  финансирование для МСП, МСП и  ипотечного кредитования, а также  доступ к своей Программе содействия развитию торговли (ПСРТ). Оставшаяся часть  портфеля ЕБРР (5 процентов) инвестирована  в три муниципальных проекта, имеющих выраженную экологическую  направленность, и один проект в сфере природных ресурсов (2 процента). [15; 16].

Более подробная структура  совокупного объема операций и портфеля проектов ЕБРР в Беларуси по состоянию  на 31 декабря 2012 года приведена в  Приложении Г.

Реализация  предыдущей Страновой Стратегии

В декабре 2009 года ЕБРР утвердил «адаптивную» стратегию для Беларуси, основанную на трех ключевых факторах – показателях политических реформ, показателях экономических и  структурных реформ и критериях  отраслевых реформ – в целях оценки достигнутого прогресса и стимулирования дальнейших реформ. Адаптивный стратегический подход открыл новые сферы для возможных операций в Беларуси, таких как сотрудничество с государственными банками, приверженными курсу приватизации; предприватизационная поддержка предприятий и банков, а также инвестиции в муниципальный, транспортный и энергетический секторы.

В период действия предыдущей стратегии (с 2010 по 2012 год) ЕБРР профинансировал 28 проектов на общую сумму 439 млн евро. Портфель утроился и составил 390 млн евро, а операционные активы увеличились более, чем в 2 раза и составили 214 млн евро. Деятельность ЕБРР главным образом была сосредоточена на операциях в частном секторе.

В корпоративном секторе  банк оказывал поддержку частному предпринимательству и инвестировал около 181 млн евро в 18 проектов. Лесной сектор является хорошим примером реализации подхода по присоединению Европейского Банка к инвестированию в Беларусь. ЕБРР выделил 90 млн евро предприятию Kronospan для строительства завода в Сморгони по производству ДСП и МДФ. Два предприятия в Могилеве, входящие в международные холдинги VMG и SBA, получат 26 млн евро и 5 млн евро соответственно для строительства мебельных фабрик и производства ДСП[17].

Остальные 14 корпоративных проектов состоят из проектов в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, проектов в сфере аграрного бизнеса, проектов в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), фондов акций, операции с недвижимостью и одного проекта природных ресурсов. Средний размер корпоративных проектов (без учета крупных проектов в лесном секторе с зарубежными спонсорами) составлял 4.3 млн евро. Для оказания помощи в подготовке и реализации проекта ЕБРР выделил около 630 тыс. евро в фонды технического сотрудничества.

ЕБРР также поддерживает развитие малых и средних предприятий (далее – МСП) в рамках своей Программы поддержки малого бизнеса (SBS). В ноябре 2011 года при финансовой поддержке Европейского Союза, банк приступил к Программе деловых консультационных услуг (BAS) в Беларуси.

В финансовом секторе, Банк стремился к 1) укрепить финансовое посредничество для обеспечения  эффективного финансирования МСП; 2) расширить  свою Программу по содействию торговле (TFP); 3) реализовать в Беларуси Программу  повышения энергоэффективности (BELSEFF). За период реализации стратегии ЕБРР подписал два договора по вложениям в акционерный капитал на 2,3 млн евро, открыл шесть кредитных линий МСП на 46,7 млн евро и одну кредитную линию по повышению энергоэффективности на 3 млн евро.

Банк начал реализацию в Беларуси программы BELSEFF по развитию возобновляемых источников энергии объемом 50 млн долл. США в целях содействия инвестициям в устойчивую энергетику в Беларуси. Этот механизм включает кредитные линии для местных банков в целях дальнейшего кредитования промышленных компаний и МСП, осуществляющих проекты в области повышения энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.

В декабре 2012 года ЕБРР предоставил 18,25 млн евро на проекты по сокращению выбросов парниковых газов в Слониме и Барановичах и проект в Витебске по очистке сточных вод перед сбросом их в реки, впадающие в Балтийское море.

Воздействие инвестиционного портфеля ЕБРР на переходный процесс

С декабря 2009 года Беларусь являлась бенефициаром свыше 30 страновых и региональных проектов. Девять из них оценивались с точки зрения их потенциального воздействия на переходный процесс специально для Беларуси. 2,89 процентов из этих операций были предварительно оценены как имеющие «хороший» или «отличный» потенциал воздействия на переходный процесс.

Проект, осуществляемый с  участием частного коммерческого банка  в рамках Механизма финансирования устойчивой энергетики для Беларуси (БелСЭФФ), был оценен как имеющий «отличный» потенциал воздействия на переходный процесс. Этот проект будет иметь положительный демонстрационный эффект для предоставления частным МСП коммерческого финансирования для реализации мероприятий по повышению энергоэффективности, а также продемонстрирует преимущества энергосбережения и рационального использования энергии, что позволит повысить конкурентоспособность сектора МСП.

Проект, осуществляемый в  рамках Программы ЕБРР по содействию развитию торговли с участием частного белорусского банка, также получил  оценку "отлично" в связи с  ожидаемым увеличением торговой деятельности частного сектора и  повышением институционального потенциала за счет широкой программы технической  помощи, предназначенной для повышения  квалификации сотрудников банка-партнера в области финансирования торговли.

Цели этих девяти проектов в области воздействия на переходный процесс отражают адаптивный стратегический подход ЕБРР. К участию в шести  операциях были допущены финансовые посредники в целях поддержки  таких целей в области воздействия  на переходный процесс, как развитие ММСП (четыре проекта, в том числе  один проект, направленный конкретно  на финансирование мероприятий по повышению  энергоэффективности) и либерализация торговли и доступ к финансированию торговли (два проекта). Две операции в секторе лесного хозяйства направлены на содействие в расширении рынка и передаче профессиональных знаний. Обзорная информация о целях ЕБРР в области воздействия на процесс перехода представлена на рисунке 2.3).

 

Рисунок 2.3 – Доля операций, предусматривающих достижение определенных целей по воздействию  на процесс перехода(декабрь 2009 – 2012гг.).

Примечание — Источник:[14]

 

Согласно рисунку 2.3, главными целями операций ЕБРР в Беларуси в  области воздействия на процесс  перехода были расширение рынка, а также  передача навыков и новые методы финансирования.

Портфель ЕБРР в Беларуси имеет хорошие показатели в плане  достижения запланированных целей  воздействия на процесс перехода. Все 15 операций в активном портфеле ЕБРР находятся – по состоянию  на конец 2012 г. – на пути к достижению своего потенциала по воздействию на переходный процесс3. Они включают в себя пять действующих операций, которые в настоящее время имеют оценки от 1 до 3, что означает, что они в основном оказали желаемое воздействие на переходный процесс. Это проекты, которые были подписаны четыре-семь лет назад, и в связи с этим близятся к завершению. Остальные десять операций имеют оценки от 4 до 6, которые показывают, что они находятся на пути к достижению своих целей воздействия на переходный процесс. Благодаря успешной реализации проектов до настоящего времени, по состоянию на конец 2012 года портфель действующих проектов в Беларуси оценивается на уровне 3,80, что превышает средний показатель ЕБРР, составляющий 4,05, и целевой показатель, установленный на 2012 год.

Четыре операции, которые  были оценены с точки зрения их потенциального воздействия на процесс  перехода в Беларуси, были завершены (то есть, кредит по ним был полностью погашен) в период действия предыдущей Стратегии, и все они в конечном итоге оказали запланированное воздействие на переходный процесс. Две из этих завершенных операций, направленные на расширение использования посредников и передачу профессиональных знаний в области финансировании ММСП, оказали «отличное» воздействие на переходный процесс, в то время как остальные две оказали «хорошее» воздействие.

Таким образом, за 20 лет работы Беларуси с ЕБРР в стране был осуществлен 51 проект на общую сумму около 1,5 млрд евро. Чистый объем сделок в этих проектах составил 1,05 млрд евро. Доля Беларуси в проектах ЕБРР остается мизерной – 0,65 процента от его собственных средств. ЕБРР делает акцент не только на стимулировании свободной торговли поддержке малого бизнеса, но и прежде всего на продвижении демократии, улучшении инвестиционного климата, борьбе с коррупцией, установлении качественных практик в управлении и обеспечении прозрачности.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1) Макроэкономическая эффективность кредитов МВФ проявляется в укреплении наших финансовых позиций, стабилизации национальной валюты, снижении инфляции и придании нового импульса структурным реформам.

2) За период сотрудничества  на реализацию 12 проектов ВБ выделил  Республике Беларусь кредитные  ресурсы на сумму 865 млн долл. США, из которых освоено 603 млн долл.

3) МФК содействует улучшению  инвестиционного климата и развитию  частного сектора. Она также  поддерживает развитие малых  и средних предприятий посредством  своих инвестиций в реальный  сектор экономики и институтов  финансового посредничества.

4) Инвестиционный портфель  ЕБРР в Беларуси показывает  хорошие результаты с точки  зрения достижения целей, оказывающих  воздействие на переходный процесс.  Все 15 операций в активном портфеле  находятся – по состоянию на конец 2012г. – на пути к достижению их переходного потенциала.

 

3 Перспективы  сотрудничества Республики Беларусь  с международными финансовыми  организациями

 

 

Президентом Республики Беларусь были поставлены задачи по активизации  привлечения в республику иностранных  инвестиций и созданию привлекательного инвестиционного климата с сохранением  эффективных государственных механизмов управления экономикой. Один из важнейших  факторов, стимулирующих привлечение  иностранного капитала в экономику  страны, – отношения с международными финансовыми организациями.

Информация о работе Участие международных финансовых организаций в развитии экономики Республики Беларусь