Участие международных финансовых организаций в развитии экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание

дничестве.
Цель данной курсовой работы состоит в определении перспектив сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями.
Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:
1) раскрыть сущность международных финансовых организаций и их основные характеристики;
2) изучить основные направления деятельности международных финансовых организаций;
3) проанализировать взаимодействие Республики Беларусь с Международным Валютным Фондом, Всемирным банком, а также Европейским банком реконструкции и развития;
4) определить перспективы сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………5
1 Теоретические основы функционирования международных финансовых организаций………………………………………………………………………..7
1.1 Международные финансовые организации: сущность и основные характеристики…………………………………………………………………….7
1.2 Основные направления деятельности международных финансовых организаций……………………………………………………………………….10
2 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с международными финансовыми организациями……………………………………………………13
2.1 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Международным Валютным Фондом…………………………………………………………………………….13
2.2 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Всемирным банком……17
2.3 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Европейским банком реконструкции и развития……………………………………………………….20
3 Перспективы сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями…………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………32
Приложение А…………………………………………………………………….34
Приложение Б……………………………………………………………………..35
Приложение В……………………………………………………………………..36
Приложение Г……………………………………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

Головач Катя.docx

— 220.66 Кб (Скачать документ)

Деятельность МВФ в  Беларуси направлена на сотрудничество с правительством и Национальным банком при подготовке программ экономической  политики с акцентом на налогово-бюджетную  и денежно-кредитную политику, обменный курс и торговую политику с целью  достижения значительного экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса.

Беларусь реализовала  программу stand-by, поддержанную кредитом МВФ на $3,5 млрд., в период с января 2009 года по апрель 2010 года. Это позволило стране обеспечить положительную динамику по ряду позиций в экономике и денежно-кредитной сфере. С тех пор республика неоднократно заявляла о заинтересованности в реализации новой совместной программы с МВФ.

По словам главы миссии, МВФ продолжит оказывать Беларуси техническую помощь, однако говорить о новой программе сотрудничества, в рамках которой республике может  быть предоставлены кредиты, пока преждевременно. Как отметил Дэвид Хофман, для обсуждения новой программы необходимо, чтобы Беларусь решила два вопроса. Во-первых, чтобы белорусское правительство представило МВФ «действительно надежные, внушающие доверие обязательства, принятые всеми ветвями власти», гарантирующие выполнение комплекса экономических мер. А во-вторых, необходимы внушающие доверие обязательства властей страны по проведению глубоких структурных реформ. Пока такие обязательства Беларусь не предоставила [12].

Немаловажное значение для  Республики Беларусь имеют взаимоотношения  с Группой Всемирного банка.

Группа Всемирного банка  готовит стратегию для работы с Республикой Беларусь в предстоящие  четыре года. В этой Стратегии партнерства  Группы Всемирного банка для Республики Беларусь описывается уровень и  вид поддержки, которую будет  предоставлять Банк стране и которая  будет тесно взаимоувязана с  потребностями людей и приоритетами страны в области развития.

Предлагаемая стратегия  будет основываться на калиброванном  подходе, причем основной акцент будет  сделан на повышении:

  • конкурентоспособности экономики посредством структурных реформ;
  • качества услуг государственной инфраструктуры, распоряжения ресурсами сельского и лесного хозяйства и глобальных общественных благ;
  • конечных результатов человеческого развития за счет обеспечения более качественными услугами образования, здравоохранения и социальными услугами.

В рамках этого процесса Банк проводит ряд консультаций с  ключевыми заинтересованными сторонами  для ознакомления с широким кругом мнений относительно приоритетов Республики Беларусь в области развития, сложных  задач, стоящих перед страной, и  путей их решения.

Эксперты Всемирного банка  подготовили или готовят ряд  диагностических докладов о модели экономического роста Беларуси, ее системе государственных финансов и регулировании финансовых рынков, чтобы заложить основу для необходимого углубления структурных реформ.

Были предоставлены или  предоставляются консультации по отраслевым вопросам в сфере транспорта, лесного  хозяйства, водоснабжения, возобновляемых источников энергии и реформирования пенсионной системы.

К числу ожидаемых  результатов относятся:

  • Реконструкция участка автодороги между г. Минском и г. Бобруйском путем переоборудования к 2014 году имеющихся двухполосных участков дороги общей протяженностью 53 км в четырехполосную автомагистраль обеспечит снижение автотранспортных издержек пользователей дорог на 6 процентов и позволит сохранить не менее семи человеческих жизней в год;
  • Строительство в г. Гродно современного завода по механической сортировке отходов к концу реализации проекта позволит избежать захоронения на полигоне 20 тыс. тонн отходов. Соответствующая информационная кампания к 2016 году обеспечит участие 80 процентов жителей г. Гродно в программе раздельного сбора отходов по сравнению с 16 процентами до реализации данного проекта;
  • 300 тыс. человек, проживающих в 20 районах страны, будут надежно обеспечены чистой водой к 2014 году;
  • Переоборудование 6 районных тепловых котельных в ТЭЦ позволит обеспечить к 2014 году ежегодную экономию природного газа в объеме 90 миллионов кубических метров. Ожидается, что эффективность производства тепловой и электрической энергии повысится на 30%;
  • 250 тыс. учащихся, учителей, пациентов и медработников к концу 2013 года будут пользоваться услугами учреждений, в которых произведена замена изношенных котлов и систем теплоснабжения, установлены новые окна, более эффективное осветительное оборудование и теплоизоляция, улучшено теплоснабжение и горячее водоснабжение [14].

 

Всемирный банк и Фонд работают в Беларуси в тесном сотрудничестве и поддерживают очень хорошие  отношения. МВФ играет ключевую роль на макроуровне, в то время как внимание Всемирного банка сосредоточено на вопросах структурных реформ, энергоэффективности, социальной сферы и охраны окружающей среды. Всемирный банк и Фонд осуществляют совместную деятельность по ключевым налогово-бюджетным и структурным вопросам. Примерами отличного сотрудничества данных двух институтов служит совместная работа над “Обзором государственных расходов” (ОГР), “Программой оценки финансового сектора” (ПОФС) и “Страновым экономическим меморандумом” (СЭМ).

Международная финансовая корпорация принимает активное участие в  консультативной работе в Беларуси с 1993 года. Наибольший интерес для  МФК в республике представляет финансовый сектор. Также в список приоритетных входят пищевая промышленность, аграрный сектор и сфера информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

К примеру, в рамках программы  МФК «Безопасность пищевой продукции  в Республике Беларусь» (Июнь 2010 –  Июнь 2013), которая является частью более  широкомасштабной работы, нацеленной на содействие максимальному развитию потенциала агробизнеса и обеспечение  продовольственной безопасности в  мире, особое внимание уделяется поддержке  отечественных производителей пищевых  продуктов в части внедрения  международно признанных стандартов безопасности пищевых продуктов.

Ожидаемые результаты:

  • Увеличение количества и повышение инвестиционной привлекательности компаний с действующей системой менеджмента безопасности пищевых продуктов;
  • Усиление потенциала белорусских экспертов в сфере пищевой безопасности;
  • Снижение количества заболеваний, передающихся через пищу;
  • Повышение уровня продаж компаний-партнеров на местных и зарубежных рынках;
  • Снижение административных издержек в результате совершенствования системы регулирования и контроля[18].

 

Также перспективым является двустороннее сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития. ЕБРР сосредоточит свой стратегический подход на тех областях, где он может принести наибольшую пользу частному предпринимательству и белорусскому народу.

ЕБРР будет по-прежнему уделять основное внимание содействию развития частного сектора во всех секторах экономики, как напрямую, так и косвенно, с особым упором на обрабатывающую промышленность и АПК. Приоритеты ЕБРР в этой области будут включать: поддержку прозрачной приватизации государственных предприятий и активов с условием, что центральные органы государственной власти страны не будут получать прямых финансовых выгод в результате этих инвестиционных операций ЕБРР; помощь банкам-партнерам в углублении использования финансовых посредников в неосвоенных сегментах и географических районах и улучшение доступа к финансированию для ММСП; использование стратегического диалога для дальнейшего вовлечения властей в проведение структурных реформ в целях поддержки развития частного сектора и улучшения инвестиционного климата в стране.

Для поддержки развития частного сектора, ЕБРР будет продолжать предоставлять  долговое и акционерное финансирование во всех секторах компаниям, которые  не являются компаниями с преобладающей  долей государственной собственности. Учитывая потенциал Беларуси в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, ЕБРР будет уделять особое внимание этим секторам. Он также будет  продолжать оказывать поддержку  местным и иностранным инвесторам для поддержания долгосрочных инвестиционных программ, способствующих продвижению  вверх по стоимостной цепочке. ЕБРР также предоставит долгосрочное финансирование оптовому и розничному секторам.

Для повышения конкурентоспособности  сектора МСП программа Группы поддержки малого бизнеса (SBS) будет  оказывать поддержку МСП для  совершенствования навыков местного управления, бизнес-планирования и достижения международной сертификации, сочетающей консультации и менторство на уровне предприятий по развитию устойчивой инфраструктуры поддержки МСП на уровне рынка. Европейский Банк будет расширять свою деятельность по поддержке МСП в ключевых секторах посредством Программы деловых консультационных услуг (BAS) и Программа развития предприятий (EGP).

В целях продвижения коммерциализации финансового сектора ЕБРР будет оказывать поддержку деятельности частных и иностранных банков и способствовать их росту, а также рассмотрит возможность оказания содействия небанковским кредитно-финансовым учреждениям в плане дальнейшего расширения доступа к финансированию для частного сектора. ЕБРР увеличит долю кредитов на цели финансирования торговли, предоставляемых конечным заемщикам из частного сектора, с целью достижения стопроцентной ориентации на частный сектор.

В целях обеспечения повышения энергоэффективности экономики с течением времени, ЕБРР планирует предложить белорусским компаниям новые инструменты через партнерские банки, а также предоставить участвующим учреждениям поддержку в виде технического сотрудничества для развития необходимого кадрового потенциала и профессиональных знаний. ЕБРР установит верхний предел для кредитования государственных предприятий из средств кредитных линий ЕБРР, предоставляемых на цели повышения энергоэффективности, на уровне 30 процентов от всей суммы кредитной линии.

Возможности вовлечения частного сектора в сектора энергетики и инфраструктуры скорее всего останутся ограниченными в течение следующего периода Стратегии. ЕБРР будет стремиться обеспечить долговое и акционерное финансирование стратегическим инвесторам в этих секторах. В контексте своих инвестиционных проектов, Европейский Банк будет осуществлять проверку энергоэффективности своих корпоративных клиентов. ЕБРР также будет стремиться оказывать поддержку частным энергосервисным компаниям (ESCO), экспедиторам, а также поставщикам логистических услуг.

Опираясь на свой опыт в муниципальном секторе водоотведения, ЕБРР может рассмотреть возможность расширения действующего Механизма финансирования экологической инфраструктуры с включением в него других муниципалитетов и (или) участия в других муниципальных секторах, которые оказывают благоприятное воздействие на окружающую среду и напрямую приносят ощутимую пользу местному населению, в таких вопросах, как переработка твердых отходов. Стратегический диалог по вопросам структурных реформ будет оставаться неотъемлемой частью деятельности ЕБРР в муниципальном секторе.

ЕБРР будет по-прежнему адаптировать свое взаимодействие с  белорусским государством и государственным  сектором в зависимости от прогресса  или регресса в проведении политических и экономических реформ. В текущих  условиях Банк будет принимать все  меры к тому, чтобы исключить оказание какого-либо финансового или технического содействия центральным органам  государственной власти Беларуси. Это  предполагает исключение из рассмотрения любых проектов кредитования крупных  объектов государственной инфраструктуры, в том числе транспортной и  энергетической, а также прямого  или косвенного участия в приватизации государственных активов через  приобретение акций, находящихся в  собственности государства или  государственных организаций.

Поддержка реформы и развития в этих ключевых секторах позволит максимально увеличить потенциальную  отдачу от деятельности ЕБРР для содействия достижению дальнейшего прогресса  в переходе Беларуси к рыночным принципам  и стандартам в экономике, а также  улучшению общих условий деятельности частных компаний и оздоровлению инвестиционного климата в целях  стимулирования ускоренного притока  прямых иностранных инвестиций в  Беларусь.

Сотрудничество с международными финансовыми организациями оказывает  значительное влияние на развитие экономики  страны. Кредиты, предоставляемые МФО, способствуют развитию различных секторов экономики. Дальнейшее развитие отношений  МВФ, ВБ и ЕБРР с Республикой Беларусь увязывается с процессом реальных реформ в экономике республики, направленных на постепенный переход к рыночной экономике. В последние годы Беларусь демонстрирует  большую открытость к сотрудничеству с международными финансовыми учреждениями в вопросах разработки и проведения рыночных реформ. Это значит, что, сочетая готовность к сотрудничеству со стороны государства и позитивную направленность изменений, можно добиться  значительных результатов в области перехода к рынку.

Информация о работе Участие международных финансовых организаций в развитии экономики Республики Беларусь