Участие международных финансовых организаций в развитии экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание

дничестве.
Цель данной курсовой работы состоит в определении перспектив сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями.
Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:
1) раскрыть сущность международных финансовых организаций и их основные характеристики;
2) изучить основные направления деятельности международных финансовых организаций;
3) проанализировать взаимодействие Республики Беларусь с Международным Валютным Фондом, Всемирным банком, а также Европейским банком реконструкции и развития;
4) определить перспективы сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………5
1 Теоретические основы функционирования международных финансовых организаций………………………………………………………………………..7
1.1 Международные финансовые организации: сущность и основные характеристики…………………………………………………………………….7
1.2 Основные направления деятельности международных финансовых организаций……………………………………………………………………….10
2 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с международными финансовыми организациями……………………………………………………13
2.1 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Международным Валютным Фондом…………………………………………………………………………….13
2.2 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Всемирным банком……17
2.3 Анализ взаимодействия Республики Беларусь с Европейским банком реконструкции и развития……………………………………………………….20
3 Перспективы сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями…………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………32
Приложение А…………………………………………………………………….34
Приложение Б……………………………………………………………………..35
Приложение В……………………………………………………………………..36
Приложение Г……………………………………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

Головач Катя.docx

— 220.66 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 2.2 – Динамика индексов потребительских цен, в  процентах к предыдущему году

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Товары и услуги:

809,3

268,6

161,1

142,6

128,4

118,1

110,3

Товары:

764,2

262,2

155,5

135,8

121,6

117,4

109,9

-продовольственные

761,8

264,9

156,8

138,9

122,8

119,6

111,9

-непродовольственные

772,9

252,2

151,1

124,9

119,0

111,2

104,5

Услуги:

1349,5

354,6

216,8

193,5

162,0

121,2

112,1


Примечание — Источник: собственная разработка на основании[10]

 

На основе данных таблицы  можно сделать вывод, что инфляция в стране в период с 1995 по 2000 год  снизилась более чем в 3 раза, и  продолжала снижаться вплоть до 2005 года – года погашения кредитов. Следовательно, кредиты МВФ частично повлияли на стабилизацию цен на рынке  товаров и услуг.

До 2001 года сотрудничество с  МВФ имело лишь консультативный  характер.

Республика Беларусь в 2004 году приняла решение отказаться от кредитов МВФ и ограничиться техническим  сотрудничеством и в феврале 2005 г. полностью погасила указанные  кредиты.

Наша страна возобновила  отношения с МВФ в 2009г. в связи  с разгоревшимся мировым кризисом. В октябре-декабре 2009 года в Беларуси находилась миссия МВФ по подготовке к подписанию финансовой документации для начала программы кредитования stand-by с использованием механизма исключительного доступа и чрезвычайного финансирования.

Для получения финансирования в рамках программы stand-by Республикой Беларусь в 2008 году были выполнены предварительные условия:

-отменено решение по  росту заработной платы в государственном  секторе;

-установлен нулевой целевой  показатель дефицита бюджета  на 2008 – 2009 годы;

-проведена девальвация  курса белорусского рубля;

-принято решение об  увеличении уставных фондов четырех  крупнейших государственных банков  на 2 трлн. рублей для обеспечения  их достаточной капитализации.

12 января 2009 г. Совет Исполнительных  директоров Международного валютного  фонда одобрил выделение Республике  Беларусь финансовых ресурсов  по программе stand-by в объеме 2,46 млрд. долларов США сроком на 15 месяцев – до апреля 2010 г. Впоследствии, в соответствии с запросом белорусских властей и согласия МВФ, общий объем финансирования увеличен до 3,46 млрд. долларов США.

Первый транш кредита  в 788 млн долларов США по ставке LIBOR (+0,75% годовых) поступил в Беларусь 14 января 2009 г.

29 июня 2009 г. Совет директоров  МВФ утвердил предоставление  второго транша кредита в 679,2 млн долларов США.

В августе и сентябре 2009 г. МВФ в два приема распределил  дополнительный объем SDR среди членов, в зависимости от квоты участия  каждой страны, на общую сумму 284 млрд долларов США. Беларусь благодаря этому инструменту помощи МВФ получила 368,6 млн SDR и добавила эту сумму к валютным резервам страны [11, с. 49].

21 октября 2009 г. Беларусь  получила третий транш кредита  фонда в объеме 699,5 млн долларов США.

Четвертый транш кредита  в размере более 688 млн долларов США поступил в декабре 2009 г.

И, наконец, в марте 2010 г. Беларусь получила пятый транш кредита, который  составил около 670 млн долларов США. Таким образом, Беларусь уже получила от МВФ более 3,5 млрд долларов США. Беларусь получила пятый транш кредита от МВФ [12].

Реализация данной программы  позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить большую  устойчивость финансовой системы, избежать кризиса платежного баланса, а также  предотвратить рецессию и сохранить  низкий уровень безработицы. К примеру, данные об изменении количества безработных  в период с 2009 по 2012 годы показаны в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости  и социальной защите в 2009 – 2012 гг

 

2009

2010

2011

2012

Численность безработных, тыс. человек

40,3

33,1

28,2

24,9

из них:

       

     мужчины

17,3

15,7

13,0

12,9

     женщины

23,0

17,4

15,2

12,0

Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)

0,9

0,7

0,6

0,5


Примечание — Источник: собственная разработка на основании[10]

 

Согласно данным таблицы,  уровень безработицы в стране с 2009 по 2012 годы снижался, и достиг в 2012 году 0,5 процентов от экономически активного населения(24,9 тыс. чел.), а  наибольшее снижение приходится на 2009-2010 годы(0,2 процентных пункта) – период использования кредитных траншей  МВФ.

Потенциал погашения задолженности  перед МВФ на 2009–2015 годы представлен  в Приложении А.

Благодаря согласованным  с МВФ стабилизационным мероприятиям, Беларусь успешно преодолела кризис, а исполнение экономической программы, как отмечено исполнительным директором МВФ В.Кикенсом на заседании Исполнительного совета директоров 26 марта 2010 года, является одним из самых лучших среди государств региона СНГ.

По итогам мониторинга  экономики Беларуси под руководством Д. Хофмана 21 марта 2013г. состоялся семинар, организованный МВФ совместно с правительством, который призвал власти к либерализации экономики. Миссия МВФ также сделала вывод о том, что стремление к достижению высоких показателей экономического роста и заработной платы может вызвать новый виток раскручивания инфляции и девальвации и создать угрозу среднесрочной устойчивости бюджета и долга. Кроме того, Беларусь была призвана и далее проводить политику бюджетных ограничений и дисциплинированную политику в области заработной платы в государственном секторе. Продолжение жесткой денежно-кредитной политики также будет важно для сдерживания инфляции. Она должна подкрепляться сохранением гибкого обменного курса и надежными резервами, призванными оградить экономику от внешних потрясений. [13].

МВФ оказывал Беларуси техническую  помощь в ряде областей, таких как  государственные расходы, казначейство, налоговая и таможенная служба, банковский надзор, денежно-кредитная политика и организация центрального банка, а также в области статистики (статистики платежного баланса, денежно-банковской статистики и статистики реального  сектора).

Институт МВФ проводит обучение должностных лиц из Беларуси в области финансового программирования и финансовой политики, политики во внешнем секторе, статистики платежного баланса, государственных финансов, а также в других областях. Объединенный венский институт проводит обучение для должностных лиц в области  анализа макроэкономической политики, государственных расходов, бухгалтерского учета центральных банков и управления налогово-бюджетной политикой.

Подводя итоги, можно определить 3 основных направления деятельности МВФ в Беларуси:

1) взаимодействие с Правительством  Республики Беларусь и Национальным  банком при подготовке программ  экономической политики с акцентом  на бюджетно-налоговую и денежно-кредитную  политики, обменный курс, торговую  политику;

2) техническая экспертная  помощь;

3) предоставление, при необходимости,  кредитных ресурсов.

Программы сотрудничества РБ с МВФ в области экспертной помощи приведены в Приложении Б.

Взаимодействие с Фондом по указанным направлениям способствует адекватной оценке макроэкономической ситуации в Беларуси, а также позволяет  согласованно решать структурные задачи по укреплению экономического роста.

 

 

2.2 Анализ взаимодействия  Республики Беларусь с Всемирным  банком

 

 

Республика Беларусь стала  членом ВБ в 1992 г. За этот период на реализацию 12 проектов Банк выделил Республике Беларусь кредитные ресурсы на сумму 865 млн долл. США, из которых освоено 603 млн долл. США и погашено 170 млн долл. США. В 2009 – 2010 гг. были утверждены займы на сумму около 550 млн долл. США, или 60 процентов всех займов, привлеченных Республикой Беларусь от ВБ за последние 20 лет. Около 30 национальных программ получили поддержку за счет грантового финансирования на общую сумму 23,7 млн долл. США.

Программа аналитической  и консультативной работы Всемирного банка направлена на решение основных задач и реализацию приоритетных направлений реформ.

Были предоставлены или  предоставляются консультации по отраслевым вопросам в сфере транспорта, лесного  хозяйства, водоснабжения, возобновляемых источников энергии и реформирования пенсионной системы.

Финансируемые за счет средств  займов Всемирного банка инвестиционные проекты обеспечивают поддержку  национальных программ повышения качества государственной инфраструктуры(см. рисунок 2.1)[14].


Рисунок 2.1 – Объемы предоставленных Всемирным банком займов и кредитов(млн долл. США).

Примечание — Источник: собственная разработка на основании[14]

 

В настоящее время основное внимание в сотрудничестве Всемирного банка с Республикой Беларусь уделяется аналитической и консультативной  работе и реализации пяти инвестиционных проектов, которые содействуют ускорению  структурных реформ, обеспечивают получение  результатов на местном уровне и  поддерживают инициативы страны в области  повышения энергоэффективности, качества водоснабжения и водоотведения, модернизации дорог и развития инфраструктуры в районах, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС[14].

Перечень проектов, реализуемых при поддержке средств займов Всемирного банка приведен в Приложении В.

Поддержанные Всемирным  банком программы уже обеспечили достижение значимых результатов в  области развития по таким направлениям, как охрана окружающей среды, энергоэффективность и повышение качества государственных услуг. Например, в результате поддержки за счет средств Всемирного банка:

  • Учащиеся, учителя, врачи и пациенты в настоящее время пользуются услугами 1 000 модернизированных и более надежных зданий учреждений социальной сферы во всех регионах Республики Беларусь;
  • 1 800 тонн запасов стойких органических загрязнителей были утилизированы;
  • Разработана Система комплексных экологических разрешений, позволяющая сократить выбросы и загрязнение, и подготовлен первый национальный Кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;
  • 85 инициатив гражданского общества получили поддержку Банка за счет средств грантов на цели реализации небольших проектов, которые содействуют развитию, диалогу и сотрудничеству на местном уровне.

 

Международная финансовая корпорация (МФК) оказывает содействие Республике Беларусь в работе по улучшению инвестиционного  климата и содействию развитию частного сектора. МФК поддерживает развитие малых и средних предприятий(далее – МСП) посредством своих инвестиций в реальный сектор экономики и институтов финансового посредничества.

В части финансового сектора  МФК поддерживает развитие частного сегмента банковской системы, предоставляя инвестиции и сопутствующие консультационные услуги.

В части реального сектора  МФК поддерживает развитие и модернизацию частных компаний в рамках прямых инвестиций и обмена техническим  опытом, обращая основное внимание на производственный сектор, агробизнес и повышение энергоэффективности.

В общей сумме МФК уже  инвестировала 388 млн долларов США в 40 проектов в различных секторах в Республике Беларусь. По состоянию на конец декабря 2012 года объем средств, выделенных МФК на реализацию проектов в Республике Беларусь, превысил 170 млн долларов США(см. рисунок 2.2).


Рисунок 2.2 – Объем  инвестиций МФК в проекты различных  секторов Республики Беларусь(млн долл. США).

Примечание — Источник: собственная разработка на основании[14]

Информация о работе Участие международных финансовых организаций в развитии экономики Республики Беларусь