Управление дебиторской задолжностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др.

Работа состоит из  1 файл

финансы теория 24вар.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ 

     В процессе финансово-хозяйственной  деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

     Основными видами расчетов за поставленную продукцию являются продажа за наличные деньги и в виде безналичных платежей. В стабильной экономике доминируют безналичные расчеты, осуществляемые с помощью чеков, векселей, безналичных перечислений по расчетным и текущим счетам, системы корреспондентских счетов между различными банками, а также клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.

     Наиболее  актуальным, остро стоящим перед всеми предприятиями в настоящее время является вопрос, который напрямую связан с расчетно-платежными операциями и, как следствие этого - несомненно, координирующего работу хозяйственного субъекта в целом - это дебиторская задолженность.

     Дебиторская задолженность - это действительно одна из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов развивающейся рыночной экономики.

     Осуществляя предпринимательскую деятельность, участники имущественного оборота  предлагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы.

     Однако  в реальной практике, особенно с  переходом на рыночные отношения  и спада производства, нередко, а  точнее постоянно, возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.

     Являясь частью оборотных средств, а именно частью фондов обращения, дебиторская задолженность, а особенно неоправданная «зависшая», резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия.

     Поэтому на сегодня важнейшими проблемами, решения которых должно способствовать улучшению финансового состояния хозяйствующих субъектов, являются:

  • Правильная организация учета дебиторской задолженности в связи с переходом на новый план счетов и новую систему бухгалтерского учета, а также в связи с прекращением почти всех межхозяйственных отношений после развала административно-командной системы хозяйствования;
  • Анализ дебиторской задолженности, который должен быть направлен на выявление факторов, влияющих на рост дебиторской задолженности и определение резервов направленных на ликвидацию неоправданной, «зависающей» задолженности и снижение её роста.
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ 

    1.1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности 

    В условиях рынка Беларуси основное положение зачастую занимают покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу (услугу), и только потом расплатиться за них. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики все чаще используют предоставление коммерческого кредита в виде отсрочки платежей и т.д. Несовпадение сроков передачи (получения) имущества или результатов выполненной работы (потребления оказанной услуги) и их оплаты контрагентом по сделке является основной причиной возникновения дебиторской задолженности во взаимоотношениях субъектов хозяйствования. [9, с.13]

    Текущая дебиторская задолженность характеризует  сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми  обязательствами юридических и  физических лиц по расчетам за товары работы, услуги, выданные авансы и т.п. [4, с.172]

    Взаимосвязь между дебиторской и кредиторской задолженностью состоит в том, что  кредиторская является источником покрытия дебиторской. Поэтому на практике при  анализе предприятия обычно следят за соотношением между ними. В то же время в условиях инфляции, стимулирующей неплатежи, рост кредиторской, задолженности предприятию выгоден, а дебиторской не выгоден.

      В соответствии с бухгалтерской  отчетностью в составе дебиторской  задолженности учитывается следующее:

    • задолженность покупателей и  заказчиков;

    • векселя к получению;

    • задолженность дочерних и зависимых  обществ;

    • задолженность учредителей по взносам  в уставный капитал;

    • авансы выданные;

    • прочие дебиторы.

    В большинстве случаев задолженность  покупателей и заказчиков является наибольшей и достигает 90% и более всей дебиторской задолженности. Вполне естественным в условиях рыночной экономики является достаточный уровень векселей к получению, так как отсрочка платежа покупателю под вексель является наиболее эффективной формой таких взаимоотношений. Именно поэтому при управлении дебиторской задолженностью для предприятия очень важно, во-первых, оптимизировать размер дебиторской задолженности, во-вторых, обеспечить своевременное получение этой задолженности и, в-третьих, организовать соответствующим образом работу с векселями. Это особенно важно с учетом того, что влияние инфляции в первую очередь отражается на дебиторской задолженности.

    Погашение дебиторской задолженности в  случае, когда производятся расчеты между поставщиком и покупателем за отгруженную, но не оплаченную продукцию, может производиться, например, следующим образом:

  1. Выставление платежного требования дебитору. Данный способ возможен, только если условиями договора предусмотрена данная форма расчета.
  2. Составление акта сверки расчетов. По результатам сверки расчетов с дебиторами организация для взыскания задолженности может действовать следующими способами: направить дебитору напоминание об оплате или выставить претензию на сумму неоплаченного долга.

    3. Взыскание дебиторской задолженности  в счет погашения задолженности  перед бюджетом. [10, с.74-78]

    В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам (табл. 1.1).

    Таблица 1.1

    Виды  дебиторской задолженности 

    Задолженность     Сроки наступления     Особенности
1. Срочная В пределах срока, установленного договором Возникает в  результате применения форм безналичных  расчетов (инкассо) или как результат  отсрочки платежа
2. Просроченная-сомнительная Более срока, установленного договором Часть задолженности  может оказаться безнадежной  до истечения срока исковой давности
3. Безнадежная – истек срок исковой  давности Более 3 лет с  момента окончания срока исполнения Возникает из законной просроченной дебиторской задолженности; Списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы; Отражается на забалансовом счете
4. Находящаяся на забалансовом  счете В течение 5 лет  с момента списания Цель - контроль за возможностью ее получения

    [6, с.123-125]

    Некоторые специалисты утверждают, что дебиторская задолженность отвлекает из оборота средства организации. Действительно, до наступления срока оплаты дебиторская задолженность должна финансироваться. При этом постоянно сохраняется риск, что оплата будет произведена покупателем (заказчиком) с опозданием либо ее вообще не будет. Это заставляет рассматривать дебиторскую задолженность как высокорискованный актив. На Западе широко распространена практика создания резервов по сомнительным долгам, поскольку можно однозначно утверждать, что не вся задолженность будет погашена покупателями. Кроме того, любую дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы компании предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования денежных средств ограничен). Однако не каждое предприятие согласится выполнять роль финансовых институтов, поскольку, во-первых, оно не обладает мощными денежными ресурсами, а во-вторых, не имеет опыта работы и доступа к инфраструктуре данного сектора экономики.

    С другой стороны, практически для  каждого предприятия действует  правило: чтобы оставаться конкурентоспособным  и коммерчески успешным, необходимо предоставить своим покупателям  определенный коммерческий кредит. Исключением является ситуация, когда поставщик имеет прочные позиции на рынке и может диктовать свои платежные условия. Разумное использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и положительно влияет на финансовые результаты компании. [15, с.85-86]

    Отсрочка  оплаты может иметь различный  характер:

    1. Технический, или так называемый  манипуляционный, вызванный необходимостью  оформления документов и перечислением  средств со счета покупателя  на счет производителя. В этом случае дебиторская задолженность имеет кратковременный характер и, как правило, финансируется из средств, предусмотренных на покрытие текущих нужд;

    2. Коммерческого кредита, который  означает передвижение сроков  оплаты за поступившие товары на более длительное время, то есть, по существу, означает финансирование активов покупателей за счет заемных средств;

    3. Реализации товаров в рассрочку,  которая во многих развитых  странах является главной формой  продажи ценностей высокой стоимости. Такой вид оплаты положительно влияет на ускорение оборотов по реализации и повышение рентабельности продукции.

    Дебиторская задолженность включает разные виды средств в расчетах, которые являются собственностью предприятия и только на определенное время (до погашения) отвлечены из денежного оборота. [14, с.10]

    Погашение дебиторской задолженности в  случае, когда производятся расчеты  между поставщиком и покупателем  за отгруженную, но не оплаченную продукцию, может производиться, например, следующим  образом:

    1. Выставление платежного требования дебитору. Данный способ возможен, только если условиями договора предусмотрена данная форма расчета.

    2. Составление акта сверки расчетов. По результатам сверки расчетов с дебиторами организация для взыскания задолженности может действовать следующими способами: направить дебитору напоминание об оплате или выставить претензию на сумму неоплаченного долга.

    3. Взыскание дебиторской задолженности в счет погашения задолженности перед бюджетом. [10, с.74-78] 

    1.2. Технология управления и методы реализации функций управления дебиторской задолженностью 

    Главной целью управления дебиторской задолженностью является оптимизация ее величины и  ускорение цикла оборота этих средств для улучшения платежеспособности предприятия. Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности. При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию (увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств). При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск (риск полной или частичной утраты выданных средств). [20]

    Первоочередные  управленческие действия в реализации кредитной политики направлены на ознакомление с деятельностью покупателя (учредительные документы, длительность и направление хозяйствования, его рейтинг на рынке). Ключевую роль в снижении степени риска при предоставлении коммерческого кредита играет оценка кредитоспособности покупателя, т.е. его возможности погашения дебиторской задолженности. Кроме перечисленных позиций, учитываются перспективы развития предприятия-покупателя и возможности совершенствования важнейших финансовых показателей. Оценивая кредитоспособность акционерных обществ, следует обращать внимание не только на достигнутую прибыль, но и ее использование на выплату дивидендов и развитие, а также модернизацию производственного потенциала. Во многих случаях используется анализ SWOT, с помощью которого определяются положительные и отрицательные стороны деятельности предприятия и его окружения. [14, с. 11]

Информация о работе Управление дебиторской задолжностью предприятия