Управление дебиторской задолжностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др.

Работа состоит из  1 файл

финансы теория 24вар.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

    • объем и состав чистых активов, которые  могут составлять обеспечение кредита  при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

    По  потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:

    • дееспособность покупателя;

    • уровень доходов покупателя и  регулярность их формирования;

    • состав личного имущества покупателя, которое может составлять

    обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.

    6. Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности.

    7. Обеспечение использования на предприятии современных форм финансирования текущей дебиторской задолженности. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг.

    8. Построение эффективных систем  контроля за движением и своевременной  инкассацией текущей дебиторской  задолженности.

    Критерием оптимальности разработанной и  осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера текущей дебиторском  задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает условие (1.6). 

     ,                                                        (1.6) 

      где ДЗо - оптимальный размер текущей  дебиторской задолженности предприятия  при нормальном его финансовом состоянии;

      ОПдр - дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;

      ОЗдз - дополнительные операционные затраты  предприятия по обслуживанию текущей  дебиторской задолженности;

      ПКдз - размер потерь капитала, инвестированного в текущую дебиторскую задолженность, из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей.

    [4, с.119-125] 

    1.   Пути совершенствования управления текущей дебиторской задолженностью
 

    Проблема  ликвидности дебиторской задолженности  – становится ключевой проблемой  почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности. Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

    Планирование  – это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо: определить долгосрочную цель организации, сформулировать стратегию организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры действий. Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся область действий должна быть сгруппирована по выбранным функциям; лицам, которые ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права. Под мотивацией подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом. Действия по контролю – это подготовка стандартов действий, сравнение фактических результатов со стандартными.

    При совершенствовании управления дебиторской  задолженностью необходимо охватить все  этапы данного управления, начиная  с анализа и заканчивая контролем  за своевременной инкассацией текущей  дебиторской задолженности.

    Анализ  дебиторской задолженности рекомендуется  проводить по следующим фазам:

    1. Предварительная оценка финансового  состояния фирмы;

    2. Определение объема дебиторской  задолженности и его динамики  в предшествующий период;

    3. Определение срока оплаты счетов дебиторов;

    4. Взвешенное «старение» счетов  дебиторов;

    5. Оценка реального состояния дебиторской  задолженности.

    В процессе предварительной оценки финансового  состояния фирмы традиционно  используются такие методы, как экспресс-анализ и модель вероятности банкротства Э. Альтмана.

    В процессе формирования принципов кредитной  политики необходимо решить стратегический вопрос: каким образом руководству  фирмы следует достигать компромисса  между риском и ликвидностью своего бизнеса, учитывая влияние на этот выбор периода предоставления кредита, скидок, стандартов кредитоспособности и политики инкассации?

    Консервативный  тип кредитной политики направлен  на минимизацию кредитного риска. В  результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах сравнительно невелика (менее 40 %), а период их оборачиваемости небольшой – 52 дня. В связи с этим многие предприятия выбирают умеренную стратегию, которая характеризуется гибкостью в предоставлении коммерческих кредитов. Доля оборотных активов в общих активах – 45 %, продолжительность оборота оборотных средств – 72 дня. Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, в результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах – более 50 % продолжительность оборота оборотных средств – 95 дней.

    При принятии решения о типе кредитной  деятельности фирмы стратегические направления в области кредитной  политики можно выявить с помощью  матричного метода, одного из признанных методов анализа стратегии в менеджменте.

    Срок  кредита – это предельный период времени, который фирма дает клиентам для того, чтобы внести плату; например: кредит может предоставляться на 30, 60 или 90 дней. Одним из направлений  совершенствования системы кредитных условий – это предоставления скидки за ранние платежи (за более раннюю оплату счета покупатель может получить скидку, например – 10 дней). Стоит отметить, что скидки за оплату счетов (на 5 – 10 день) в большинстве стран Европы составляют 3 %.

    Развитие  рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют  использовать рефинансирование дебиторской  задолженности, т. е. ускоренный перевод  в другие формы оборотных активов  предприятия: денежные средства и высоколиквидные  краткосрочные ценные бумаги. Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности – факторинг, учет векселей, форфейтинг, секъюритизация.

    Факторинг — продажа дебиторской задолженности специализированному финансовому институту, факторинговой компании, обычно без права обратного требования. Факторинговая компания имеет кредитный отдел и проводит кредитные операции по счетам. Основываясь на своих данных кредитного анализа, факторинговая компания может отказаться от покупки счетов, которые она сочтет слишком ненадежными. При помощи факторинга фирма часто избегает расходов, связанных с поддержанием кредитного отдела и инкассированием средств. За несение риска и обслуживание дебиторской задолженности факторинговая компания получает комиссионные, которые обычно составляют около 1% номинальной стоимости дебиторской задолженности. Основные источники факторинга — коммерческие банки, факторинговые филиалы банковских холдинговых компаний и факторинговые компании со стажем. Основной недостаток этого метода состоит в том, что он может оказаться дорогим. Однако необходимо учитывать, что факторинговая компания зачастую освобождает фирму от учетных операций, связанных с коммерческим кредитом, издержек по обслуживанию дебиторской задолженности и расходов по инкассированию. [5, с.328-329]

    Различают насколько разновидностей факторинга, например факторинг с регрессом, когда в случае невозврата дебиторами долгов в установленный срок фактор - фирма востребует у предприятия ранее предоставленную авансовую сумму. В факторинге без регресса предприятие получает финансирование независимо от последующих платежей дебиторов. В частности, АСБ «Беларусбанк» предоставляет услуги факторинга с правом регресса. Обоснование целесообразность факторинга должна строиться на тех же принципах, что и привлечение кредитов, но с учетом определенных выше особенностей факторинга. Например, целесообразность факторинга с регрессом для дебиторской задолженности в национальной валюте может быть определена по формулам (1.7) и (1.8). 

    ДЗ*ФК1+В*ФК2<ДЗ* +ИЦ-1,                                         (1.7)

    или

    ФК1 + < +ИЦ-1,                                               (1.8) 

где ДЗ - среднегодовая сумма дебиторской  задолженности, руб.;

    В - выручка предприятия, руб.;

    Пд, - переменные затраты в себестоимости  реализации, руб;

    ОД - среднегодовая сумма оборотных активов, руб.;

    ИЦ - среднегодовой индекс цен, долей;

      ФК1 - часть факторинговой комиссии за пользование авансируемыми денежными средствами, долей к авансируемой сумме;

    ФК2 - часть факторинговой комиссии за оказание услуг, далей к выручке;

    Тдз - ожидаемый срок погашения дебиторской задолженности, лет. [11, с.25-26]

     Форфейтинг  представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности  по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (многолетних) экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей. Однако его недостатком является высокая стоимость.

    

    

    

      

    

    

      

Рис. 1.1 Финансовый механизм осуществления форфейтинговой операции рассмотрим на следующей схеме

    Учет  векселей, выданных покупателями продукции  представляют собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Данная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.

    Также обратим внимание на возможность  передачи дебиторской задолженности налоговому органу в счет погашения задолженности по налоговым платежам. Статья 58 Налогового кодекса Республики Беларусь предусматривает, что налог, сбор, пеня могут быть взысканы за счет средств дебиторов плательщика-организации в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика. Для использования такой формы погашения дебиторской задолженности необходимо, чтобы ко дню уплаты налогов у самого кредитора не было на счету денежных средств, поскольку иначе взыскание будет обращено в первую очередь на его деньги. [12, с.48-49]

    За  границей широко используется еще одна современная форма рефинансирования активов, в частности, дебиторской  задолженности – секъюритизация. Это процесс объединения прибыльных активов в пул с последующей продажей долей в этом пуле в форме ценных бумаг, обеспеченных активами (asset-backed securities - ABS).

    Страхование дебиторской задолженности предполагает страхование риска убытков от несвоевременного возврата денежных средств покупателем или его банкротства. Использование этого метода может быть эффективно для торговых и производственных компаний, действующих на конкурентных рынках. К преимуществам страхования относят повышение финансовой независимости компании, так как компаниям, застраховавшим свою дебиторскую задолженность, как правило, значительно проще получить более выгодные условия по банковским кредитам. Среди основных недостатков страхования дебиторской задолженности можно отметить достаточно высокую стоимость этой услуги. [21]

    Для того чтобы правильно выстроить  взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее  состояние взаиморасчетов и отслеживать  тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. При  этом контроль должен быть дифференцирован по отношению к различным группам клиентов, каналам сбыта, регионам и формам договорных отношений. На примере конфигурации «Управление торговлей» системы программ «1С:Предприятие 8.0» рассмотрим основные механизмы поддержки принятия решений по управлению дебиторской задолженностью.

Информация о работе Управление дебиторской задолжностью предприятия