Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:12, курсовая работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др.
Характеристика этапов управления дебиторской задолженностью изложена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Этапы
управления дебиторской задолженностью
Этап | Процедура | Ответственное лицо |
Критический срок оплаты не наступил | Заключение договора | Менеджер по продажам |
Контроль отгрузки | Коммерческий директор | |
Выставление счета | Финансовая служба | |
Уведомления об отгрузке | ||
Уведомление
о сумме и расчетных сроках
погашения дебиторской | ||
За 2-3 дня до наступления критического срока оплаты – звонок с напоминанием об окончании периода отсрочки | ||
Продолжение табл. 1.2 | ||
Просрочка до 7 дней | При неоплате в срок – звонок с выяснением причин, формирование графика платежей | Менеджер по продажам |
Прекращение поставок (до оплаты) | Коммерческий директор | |
Направление предупредительного письма о начислении штрафа | Финансовая служба | |
Просрочка от 7 до 30 дней | Начисление штрафа | Финансовая служба |
Предарбитражное предупреждение | Юридический отдел | |
Ежедневные звонки с напоминанием | Менеджер по продажам | |
Переговоры с ответственными лицами | ||
Просрочка от 30 до 60 дней | Командировка ответственного менеджера, принятие всех возможных мер по досудебному урегулированию | Менеджер по продажам |
Официальная претензия (заказным письмом) | Юридический отдел | |
Просрочка более 60 дней | Подача иска в арбитражный суд | Юридический отдел |
[22]
Этапы управления текущей дебиторской задолженностью.
•
На первой стадии анализа с целью
отражения реального состояния
текущей дебиторской
•
На второй стадии анализа оценивается
уровень дебиторской
а)
Коэффициента отвлечения оборотных
активов в текущую дебиторскую
задолженность за товары, работы и
услуги рассчитывается по формуле (1.1).
,
где КОА - коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги;
ДЗв - сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями;
ЧРСдз - сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;
РСД - сумма резерва сомнительных долгов;
ОА
- общая сумма оборотных активов
предприятия.
6)
Коэффициента возможной
,
(1.2)
где КВИдз - коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги;
ДЗв - сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем;
ЧРСдз - сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;
РСД - сумма резерва сомнительных долгов.
•
На третьей стадии анализа определяется
средний период инкассации текущей
дебиторской задолженности за товары,
работы и услуги. Расчет этого показателя
производится по формуле (1.3).
,
где ПИдз - средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги (в днях);
- средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
- средняя сумма чистой
Оо - сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
• На четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее „возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
•
На пятой стадии анализа определяют
сумму эффекта, полученного от инвестирования
средств в дебиторскую
Эдз
= Пдз -ТЗдз-ФПдз,
где Эдз - сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз - дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз - текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателям.
Наряду
с абсолютной суммой эффекта в
процессе этого анализа может быть определен
и относительный показатель — коэффициент
эффективности инвестирования средств
в текущую дебиторскую задолженность,
который рассчитывается по формуле (1.5).
,
где КЭдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
- средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.
2.
Выбор типа кредитной политики
предприятия по отношению к
покупателям продукции. В
Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит. [4, с.111-117]
Учитывая степень риска, финансовое состояние предприятия, а также цели его функционирования, различают три вида стратегии построения кредитной политики предприятия: консервативную, активную и умеренную.
При консервативной стратегии продавец (производитель) пытается практически исключить риск неплатежеспособности клиентов, что возможно при полном отказе от продажи в кредит. Дополнительно предусматривается материальное обеспечение кредита (например вексель, оплату которого гарантирует банк или страховая компания). Противоположностью консервативной является активная стратегия, которая расширяет возможности кредитования покупателей даже при неплатежеспособности. Она способствует увеличению круга дополнительных клиентов, реализации продукции, однако требует наличия значительных источников финансирования дебиторской задолженности для покрытия возрастающих финансовых затрат. В таких случаях неплатежеспособность одного покупателя может повлечь за собой ухудшение финансового состояния многих партнеров и привести к банкротству (эффект домино). В связи с этим многие предприятия выбирают умеренную стратегию, которая характеризуется гибкостью в предоставлении коммерческих кредитов. В зависимости от степени риска, финансового состояния предприятия, перспектив его развития дифференцируются объем, сроки и условия выдачи кредита предоставляется возможность отсрочки погашения задолженности постоянному клиенту, который переживает временные финансовые трудности, разумеется, при существовании шансов на их преодоление. [14, с. 10]
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы: современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций; общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка; потенциальная способность предприятия наращивать объем; правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности; финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность; финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия.
3
Определение возможной суммы
оборотного капитала, направленного
в дебиторскую задолженность
по товарному (коммерческому)
и потребительскому кредиту.
4.
Формирование системы
• срок предоставления кредита (кредитный период);
• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
• стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
• система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому.
По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
• объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществлений;
• репутация покупателя в деловом мире;
• платежеспособность покупателя;
• результативность хозяйственной деятельности покупателя;
• состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
Информация о работе Управление дебиторской задолжностью предприятия