Управление дебиторской задолжностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др.

Работа состоит из  1 файл

финансы теория 24вар.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

    Для анализа текущего состояния взаиморасчетов с клиентами в конфигурации «Управление  торговлей» можно использовать имеющиеся  в ней отчеты. Например, с помощью  «Отчета по клиентам» можно получить сведения о состоянии взаимных задолженностей с различной степенью детализации. По данным отчета «Анализ заказов» можно получить исчерпывающую информацию по состоянию каждого конкретного заказа: сколько отгружено, оплачено, осталось отгрузить и оплатить. Для представления руководству оперативной информации о важнейших показателях в сводном виде, характеризующих состояние предприятия, в том числе и состояние взаиморасчетов, предназначен отчет «Рапорт руководителя.

    При организации контроля взаимных задолженностей удобно пользоваться классификацией клиентов по степени их важности. Для этого часто применяется так называемый ABC-анализ, позволяющий разбить клиентов на три группы. В первую группу выделяются наиболее важные клиенты, приносящие основную часть выручки (прибыли). Ко второй группе относят тех клиентов, закупки которых относительно невелики, но достаточно стабильны и приносят пусть и небольшую, но все же значимую часть выручки. И, наконец, в третью группу выделяют тех клиентов, которые осуществляют незначительные или разовые закупки.

    В конфигурацию «Управление торговлей» встроены специальные отчеты для  проведения АВС-анализа покупателей. По результатам его проведения программа  автоматически расставляет метки  «важности» клиентов. Разделение клиентов на группы может быть использовано как ориентир для организации контроля взаиморасчетов с ними, а также для принятия решений по дифференциации предоставляемых клиентам скидок, максимальным размерам кредита, проценту необходимой предоплаты, установке специальных бонусов и т.д. [18] 

    1.4. Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью 

    Дебиторская задолженность бывает: текущей, погашаемой в срок до одного года или в течение  операционного цикла; не текущей. Основное внимание уделяется текущей задолженности. Управлением дебиторской задолженностью занимается финансовый менеджер при участии главного бухгалтера. В среднем доля дебиторской задолженности в оборотных активах фирмы составляет 1/3.

    Дебиторская задолженность в мировой практике является достаточно надежным обеспечением кредита в качестве залога. Кредитор имеет полное право обеспечить дебиторской задолженностью выпускаемый вексель со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Правила стандартов финансового учета в  США, касающиеся дебиторской задолженности:

    1. Выделение различных типов дебиторской задолженности, если это существенно;

    2. Обеспечение правильного расположения  оценочных (корректирующих) статей  рядом с соответствующими статьями  дебиторской задолженности;

    3. Дебиторская задолженность, отраженная  в разделе «Оборотные активы», должна быть превращена в деньги в течение одного года или операционного цикла;

    4. Раскрытие любых непредвиденных  убытков, связанных с дебиторской  задолженностью;

    5. Раскрытие любой дебиторской  задолженности, право на которую  передано или отдано в залог в качестве обеспечения;

    6. Раскрытие всех значительных  рисков, связанных с дебиторской  задолженностью.

    В балансе предприятия дебиторская  задолженностью отражается по следующим  видам:

    • счета к получению;

    • векселя к получению;

    • не связанная с реализационной деятельностью.

    Задолженность «Счета к получению» возникает при  расчетах по «открытому счету», что  означает выставление покупателю для  оплаты подписанного им счета. Задолженность  «Векселя к получению» возникает  при отсрочке платежа и выдаче покупателем векселя, т.е. письменного долгового обязательства.

    Вся дебиторская задолженность делится  на два вида:

    • связанная с реализацией продукции, товаров, работ, услуг;

    • связанная с нереализационной деятельностью, это выданные авансы работникам или филиалам, различные депозиты, дивиденды и проценты к получению, претензии по возврату излишне уплаченных налогов.

    Значительное  влияние на дебиторскую задолженность  оказывают применяемые скидки с  цены товара, которые бывают двух видов: торговые и за оплату в срок.

    Торговые  скидки используются в следующих  случаях:

    • постоянным покупателям;

    • за определенное количество товара;

    • в связи с сезонными и иными  колебаниями потребительского спроса;

    • при потере товаром качества или  других потребительских свойств;

    • при приближении даты окончания  срока годности или реализации товара;

    • при продвижении на рынки новых  товаров, не имеющих аналогов, или  товаров на новые рынки;

    • при реализации опытных моделей  и образцов товаров в целях  ознакомления с ними потребителей.

    Таким образом, с помощью торговых скидок учитываются все возможные ситуации, возникающие у продавца.

    Скидки  за оплату в срок — это стимул для покупателя. Например, условие  договора «5/10-50» означает отсрочку платежа — 50 дней, но если покупатель оплатит товар в первые 10 дней после поставки, он получит скидку в размере 5%. Если по договору условия следующие: «5/Ю ПДМ-50», или «5/Ю ЕОМ-50», это означает, что скидка предоставляется, если платеж будет произведен в течение первых 10 дней следующего месяца, так как все отгрузки (поставки) в данном месяце считаются в последний день месяца.

    В бухгалтерском учете дебиторская  задолженность в одних случаях  учитывается в ценах без скидок (валовой метод), в других — со скидками (чистый метод). Во втором случае исходят из того, что скидка — основной вариант оплаты по сравнению с отсрочкой платежа. Поэтому если покупатель не использует скидку, предприятие-поставщик получает дополнительный доход, который отражается в отчете о прибылях и убытках.

    Списание  безнадежных долгов осуществляется или напрямую, или с помощью создаваемого «резерва на покрытие безнадежных долгов».

    Напрямую  списываются, как правило, незначительные суммы, так как:

    • не всегда возможно точно определить момент появления безнадежной задолженности;

    • списание значительных сумм приводит к неравномерности доходов и расходов предприятия и несоответствию их друг другу;

    • на сумму дебиторской задолженности  и ее безнадежной части оказывают  влияние некоторые факторы, такие, как скидки, возврат неоплаченной продукции и др.

    Поэтому основным методом списания безнадежных  долгов является их списание через  «Резерв на покрытие безнадежных  долгов» («Резерв по сомнительным долгам»  — в России).

    Размер  «резерва на покрытие безнадежных долгов»  определяют на основе опыта прошлых лет исходя из доли (процента) безнадежных долгов; или к общему объему продаж (объему продаж отдельным покупателям); или к общему объему дебиторской задолженности по строке «Счета к получению» (к общей сумме или к сумме в зависимости от сроков возникновения).

    Резерв  утверждается именно в этой сумме. Отчисления в него делаются с учетом положительного или отрицательного остатка резерва  на начало периода. Счет «Резерв на покрытие безнадежных долгов» показывается в балансе отдельной строкой  после строки «счета к получению», является оценочным контрсчетом к этой строке и выплачивается из нее при подсчете суммы баланса. [6, с. 153-155]

    Вексель – это безусловное обещание оплатить указанную сумму в установленное  время. Вексель широко используется за границей. В 1992 г. Литва присоединилась к Женевской конвенции. В 1993 г. Литовский Банк утвердил правила использования векселей, в 1994 г. было принято постановление Нотариата о том, что вексель опротестовывает нотариус, а в 1995 г. Правительство утвердило правила опротестования векселей и чеков. В марте 1999 г. принято постановление о простом и переводном векселях. Вексель ускоряет и улучшает расчеты между субъектами хозяйствования. Это очень актуально для многих стран мира. Векселя делятся на два вида:

    Простой (соло) вексель – обязательство, выданное заемщиком, что он обязуется выплатить указанную в векселе сумму в назначенное время;

    Переводной (тратта) вексель – письменный приказ кредитора заемщику об уплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю.

    За  границей широко используется еще  одна современная  форма рефинансирования активов, в частности, дебиторской задолженности – секъюритизация. Это процесс объединения прибыльных активов в пул с последующей продажей долей в этом пуле в форме ценных бумаг, обеспеченных активами (asset-backed securities - ABS).  

    1.5. Анализ состояния и тенденций развития отрасли строительства и архитектуры в Республике Беларусь 

    Строительная  отрасль занимает одно из ведущих  мест в экономике страны. Это многопрофильная  и многофункциональная структура. Стратегию развития отрасли определяет Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. Со времени образования в 1994 г. этим органом государственного управления проведена большая работа по разработке и реализации государственной политики в области строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов. Министерство занимается также вопросами инвестиционной деятельности в строительстве, технического нормирования, стандартизации, лицензирования, нормативно-правового регулирования, обеспечения государственного строительного надзора.

    Основными задачами Минстройархитектуры являются:

    1. разработка и осуществление государственной  политики в области архитектурной,  градостроительной и строительной  деятельности, промышленности строительных материалов и инвестиционной деятельности;

    2. осуществление государственной  политики в области жилищного  строительства;

    3. осуществление единой технической  политики в области инженерно-геологических  и топографо-геодезических изысканий для строительства;

    4. обеспечение функционирования системы  технического нормирования, стандартизации  и сертификации в области архитектурной,  градостроительной и строительной  деятельности.

    Минстройархитектуры в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие функции:

    1. проводит в пределах своей  компетенции единую экономическую  политику в строительном комплексе  республики с целью создания  благоприятных условий для осуществления  рыночных реформ, расширения экспортных возможностей организаций отрасли;

    2. формирует систему органов управления  архитектурной, градостроительной  и строительной деятельностью;

    3. взаимодействует в пределах своей  компетенции с местными исполнительными  и распорядительными органами  в решении экономических, социальных и других вопросов;

    4. разрабатывает технические нормативные  правовые акты в области архитектурной,  градостроительной и строительной  деятельности;

    5. реализует в пределах своей  компетенции государственную политику  по реформированию сферы жилищного строительства, координирует работу республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций;

    6. осуществляет руководство подчиненными  государственными организациями  совместно с их руководителями, обеспечивающее эффективную деятельность этих организаций;

    7. обеспечивает проведение в установленном  порядке государственной экспертизы  градостроительных проектов;

Информация о работе Управление дебиторской задолжностью предприятия