Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 17:09, курсовая работа
Современные деньги представляют собой декретные деньги, которые правительство провозглашает обязательными для приема при обмене и в качестве законного способа уплаты долгов. С другой стороны, население страны воспринимает выпускаемые в обращение бумажные деньги как общепризнанное средство обмена. Люди признают за «кусками бумаги» способность играть роль денег в экономике, поскольку они доверяют правительству, полагая, что оно не будет злоупотреблять своим монопольным положением эмитента денег и сохранит бумажные деньги редким благом.
Введение 3
Общие правила организации денежного обращения 5
1.1. Понятие денежного обращения 5
Структура денежного обращения как составляющей
денежного оборота 8
1.3. Закон денежного обращения 9
1.4. Денежная масса и скорость ее обращения 12
Управление, контроль и прогнозирование денежной массы 15
Денежная система России 15
Анализ управления денежной массой в период реформ 18
Методы и инструменты денежно-кредитного
регулирования 27
Заключение 41
Список использованных источников
Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном банке и другими федеральными законами.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.
Основными целями деятельности Банка России являются:
-
защита и обеспечение
- развитие и укрепление банковской системы
Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного
функционирования системы расчетов.
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Получение прибыли не является целью деятельности банка России.
Банк России выполняет следующие функции:
1)
во взаимодействии с
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных
денег и организует их обращение;
3) является кредитором последней инстанции
для кредитных организаций, организует
систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления
расчетов в РФ;
5) устанавливает правила проведения банковских
операций, бухгалтерского учета и отчетности
для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию
кредитных организаций; выдает и отзывает
лицензии кредитных организаций и организаций,
занимающихся их аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными
организациями в соответствии с федеральными
законами;
9) осуществляет самостоятельно или по
поручению Правительства Российской Федерации
все виды банковских операций, необходимых
для выполнения основных задач Банка России;
10) осуществляет валютное регулирование,
включая операции по покупке и продаже
иностранной валюты; определяет порядок
осуществления расчетов с иностранными
государствами;
11) организует и осуществляет валютный
контроль как непосредственно, так и через
уполномоченные банки в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
12) принимает участие в разработке прогноза
платежного баланса Российской Федерации
и организует составление платежного
баланса Российской Федерации;
13) в целях осуществления указанных функций
проводит анализ и прогнозирование состояния
экономики Российской Федерации в целом
и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,
валютно-финансовых и ценовых отношений,
публикует соответствующие материалы
и статистические данные.
Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
2.2.
Анализ управления денежной массой в период
реформ.
В периоды политических и экономических потрясений существенно возрастает значение наличных денег в экономической жизни страны. На объемы и вектор движения наличных денег оказывание ряд факторов. Во-первых, структура реального региональной экономики. В регионах, где структурообразующими отраслями являются предприятия военно-промышленного и нефтехимического комплексов и другие производства, не выпускающие товары потребления, как правило, происходит эмиссия наличных денег. Наоборот, в регионах, выпускающих товары конечного потребления, происходит преимущественно изъятие наличных денег из обращения.
Во-вторых, решающее влияние на состояние наличного денежного обращения оказывает государственная политика. Законодательная и нормативная база, регулирующая наличное денежное обращение, постоянно совершенствуется, образовавшиеся в первые годы реформ «белые пятна» и противоречивые требования постепенно устраняются. Например, за реформ в Российской Федерации появилось более 100 законодательных и нормативных актов, связанных с регулированием наличного денежного обращения. Однако структура денежной массы в России существенно отличается от аналогичных показателей стран с развитой рыночной экономикой, Так, в Великобритании, Японии, США доля наличной составляющей в денежном агрегате М2 менее 10%. Иная картина наблюдается в странах СНГ и Балтии, где эта доля колеблется в пределах 30 - 80 % (табл. 1).
В
России особое место в работе с
денежной наличностью занимают территориальные
учреждения Центрального Банка. Именно
они организуют выпуск наличных денег
в обращение, получают отчеты кредитных
организаций о кассовых оборотах.
Таблица 1
Структура денежной массы в странах СНГ и Балтии
(по состоянию на 1 января)
Государство | Агрегаты денежной массы | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004г. |
Украина (млн гривен) | М2
МО МО/М2. % |
31 387,0 12799,0 40.8 | 44 997,0 19465,0
43.3 |
63991.0 26434.0 41.3 | 94463
33119 35,0 |
Белоруссия (млрд бел. руб.) | М2
МО МО/М2. % |
666.4 238,8
35.8 |
1 249.0 512.2 41.0 | 1 993.0 650.0 32.6 | 3408,3
926 27,2 |
Казахстан (млрд тенге) | М2
МО МО/М2. % |
- | 344,6 131,2 38.1 | 498,0 161,7 32,5 | 691
238 34,5 |
Таджикистан (млн сомони) | М2
МО МО/М2. % |
99,2
79,5 80,1 |
140,6 103,6
73,7 |
202,2 136,0 67.3 | 266,7
158 59,3 |
Киргизия (млн сомов) | М2
МО МО/М2, % |
7 367,5
4 114,5 55,8 |
8201,8 5 020,0 61,2 | 8304,1
6 872,6 82,8 |
11086,3
9315,1 84,0 |
Молдавия (млн леев) | М2
МО МО/М2, % |
2514,4
1 469,3 58,4 |
3 464,8
1 834,2 52,9 |
4517,9
2 288,6 50,7 |
5621,9
2740 48,8 |
Азербайджан (млрд манатов) | М2
МО МО/М2. % |
1661,1
1 349,8 81.3 |
1 755,6
1 469,0 83.7 |
2 025,8
1 668,7 82.4 |
2592,2
2040,9 78,7 |
Грузия (млн лари) | М2
МО МО/М2. % |
382,1 315,0
82,4 |
403,8 348,9 86.4 | 462,3 390,8 84,5 | 527,4
441,5 83,7 |
Армения
(млрд драммов) |
М2
МО МО/М2. % |
151,6
59,5 39,2 |
85.3
65,0 76.2 |
124,9 88.6
70.9 |
133,4
92,0 68,9 |
Литва (млн литов) | М2
МО МО/М2. % |
10455,4
2 658,3 25.4 |
12526.5 6289.7 50.2 | 14436,4 8 099,4 56.1 | 17536,8
4632,1 26,4 |
Эстония (млн эст. крон) | М2
МО МО/М2, % |
40 986,4 13 193,2 32,2 | 49656.1 11 912.5 24.0 | 45 324,4 11 736,3 25.9 | 50246,8
13454,7 26,8 |
Россия
(млрд руб.) |
М2
МО МО/М2. % |
1144,3 419.3
36,6 |
1602.6 584.3 36,5 | 2 119.6 763,3 36.0 | 3212,7
1147,0 35,7 |
Территориальные учреждения Банка России постоянно совершенствуют качество анализа наличного денежного обращения, существенно расширяя диапазон исследований. Традиционно в качестве интегральной характеристики состояния наличного денежного оборота в регионе принято рассматривать сальдо приходных и расходных кассовых операций банковского сегмента за определенный период времени. В случае если объемы расходных операций кредитных организаций и расчетно-кассовых центров Банка России превышают поступления денежных средств, то регион относится к группе территорий, выпускающих деньги в обращение. К этой группе относится большинство регионов России.
В других регионах, наоборот, в кассы банков наличных денег поступает больше, чем было выпущено в обращение. Соответственно здесь происходит изъятие денег из обращения, К традиционным экономическим центрам, изымающим деньги из обращения, относятся Москва и Санкт-Петербург. Высокий уровень развития экономики, хорошо поставленная оптовая и мелкооптовая торговля, большое количество приезжих: туристов и командированных и ряд других причин ведут к массовому притоку в эти города наличных денег. В последние годы к регионам, изымающим деньги из обращения, добавились новые: Новосибирская, Свердловская, Омская области, Приморский край и ряд других территорий.
Наличное денежное обращение в Омской области имеет некоторые особенности. Практически всю вторую половину XX в. в Омской области происходил выпуск наличных денег в обращение. Но с 2000 г. основной тенденцией стало изъятие денег из обращения. Наиболее значительное влияние на характер наличного денежного обращения в Омской области стали оказывать два относительно новых экономических явления.
Во-первых,
в середине 90-х годов XX в. произошел
глубокий спад в наукоемких и высокооплачиваемых
отраслях. Существенные потери понесли
предприятия оборонно-
в 1985 г. до 73,2% в 1998 году. Значительна бы приобрела так называемая маятниковая миграция рабочей силы: сезонные и вахтовые метод» резидентов Омской области за ее пределами
По оценкам Экономического комитета Омской области, на переломе веков в северных регионах страны вахтовым методом работало большое количество омичей. В начале 2003 г. трудовые мигранты составляли около 4% всех трудоспособных жителей региона. Маятниковая миграция рабочей силы сопровождалась миграцией наличных денег. По экспертным оценкам и наблюдениям специалистов Комитета по труду и занятости населения, дополнительные доходы семей работников, выезжающих на работу в северные регионы страны, составляют от 10 до 50 тыс. руб. в год. В этом случае, как показывают расчеты, дополнительное поступление наличных денег в Омскую область за счет маятниковой миграции может составлять до 20% суммы превышения расходов населения Омской области над их доходами. Таким образом, маятниковая миграция рабочей силы является важной причиной дополнительного поступления наличных денег в банковский сектор Омской области и их последующего изъятия из обращения.
Во-вторых,
изменение вектора движения наличных
денег связаны с изменениями
в структуре нефинансового сектора
Омской области.
Существующее законодательство позволяет предпринимателям без образования юридического лица широко использовать расчеты наличными деньгами за продукцию, за пределами области. Как показывает анализ, начиная с 1999 г. в структуре приходных операций кредитных организаций постоянно росла доля наличных денег, посыпающих от предпринимателей без образования юридического лица. Таким образом, существенные изменения структуры экономики области и возросшие объемы реализации товаров народного потребления, в том числе пива и алкогольной продукции, за наличные деньги за пределами области обеспечили дополнительное поступление наличных денег.
За 1991 - 2003 гг. наличный денежный оборот в Омской области в номинальном исчислении (с учетом деноминации 1998 г.) вырос более чем в 11 000 раз. В реальном исчислении (с учетом инфляции) только в 2002 г. он достиг дореформенного предела, а в 2003 г. составил 125,7% уровня 1991 года (табл. 2).
Таблица 2
Динамика наличного денежного оборота в Омской области
Годы | Номинальный наличный денежный оборот (в%к 1991 г.) | Реальный наличный денежный оборот (в%к 1991 г.) | Годы | Номинальный наличный
денежный оборот (в % к 1991 г.) |
Реальный наличный денежный оборот (в%к 1991 г.) |
1991 | 100.0 | 100,0 | 1998 | 177245.0 | 42.1 |
1992 | 783,1 | 33,2 | 1999 | 266 102.0 | 51.8 |
1993 | 8 800.0 | 37,0 | 2000 | 440 344,0 | 72.6 |
1994 | 30 889.0 | 41,9 | 2001 | 601 666,0 | 83.7 |
1995 | 73919.0 | 54,1 | 2002 | 846834.0 | 102.3 |
1996 | 119394.0 | 64,0 | 2003 | 1 164 989,0 | 125.7 |
1997 | 156713.0 | 42.1 |