Управление денежным обращением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание

Современные деньги представляют собой декретные деньги, которые правительство провозглашает обязательными для приема при обмене и в качестве законного способа уплаты долгов. С другой стороны, население страны воспринимает выпускаемые в обращение бумажные деньги как общепризнанное средство обмена. Люди признают за «кусками бумаги» способность играть роль денег в экономике, поскольку они доверяют правительству, полагая, что оно не будет злоупотреблять своим монопольным положением эмитента денег и сохранит бумажные деньги редким благом.

Содержание

Введение 3

Общие правила организации денежного обращения 5
1.1. Понятие денежного обращения 5

Структура денежного обращения как составляющей
денежного оборота 8

1.3. Закон денежного обращения 9

1.4. Денежная масса и скорость ее обращения 12

Управление, контроль и прогнозирование денежной массы 15
Денежная система России 15
Анализ управления денежной массой в период реформ 18
Методы и инструменты денежно-кредитного
регулирования 27

Заключение 41

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курс_ДенежноеОбращение.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

     Принципы  организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом  о Центральном банке и другими федеральными законами.

     Банк  России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные  учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

     Основными целями деятельности Банка России являются:

     - защита и обеспечение устойчивости  рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам; 
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; 
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

     Основными задачами ЦБР являются регулирование  денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

     Получение прибыли не является целью деятельности банка России.

     Банк  России выполняет следующие функции:

     1) во взаимодействии с Правительством  Российской Федерации разрабатывает  и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; 
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; 
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; 
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; 
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; 
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; 
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; 
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; 
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России; 
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; 
11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; 
13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

     Для реализации возложенных на него функций  ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

     Банк  России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга  о предполагаемых действиях, имеющих  общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

     Банк  России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

     2.2. Анализ управления денежной массой в период реформ. 

     В периоды политических и экономических  потрясений   существенно  возрастает  значение наличных денег в экономической  жизни страны. На объемы и  вектор движения наличных денег оказывание ряд факторов. Во-первых, структура реального региональной экономики. В регионах, где структурообразующими отраслями являются предприятия военно-промышленного и нефтехимического комплексов и другие производства, не выпускающие товары потребления, как правило, происходит эмиссия наличных денег. Наоборот, в регионах, выпускающих товары конечного потребления, происходит преимущественно изъятие наличных денег из обращения.

     Во-вторых, решающее влияние на состояние наличного  денежного обращения оказывает  государственная политика. Законодательная и нормативная база, регулирующая наличное денежное обращение, постоянно совершенствуется, образовавшиеся в первые годы реформ «белые пятна» и противоречивые требования постепенно устраняются. Например, за реформ в Российской Федерации появилось более 100 законодательных и нормативных актов, связанных с регулированием наличного денежного обращения. Однако структура денежной массы в России существенно отличается от аналогичных показателей стран с развитой рыночной экономикой, Так, в Великобритании, Японии, США доля наличной составляющей в денежном агрегате М2 менее 10%. Иная картина наблюдается в странах СНГ и Балтии, где эта доля колеблется в пределах 30 - 80 % (табл. 1).

     В России особое место в работе с  денежной наличностью занимают территориальные учреждения Центрального Банка. Именно они организуют выпуск наличных денег в обращение, получают отчеты кредитных организаций о кассовых оборотах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Таблица 1

     Структура денежной массы в странах СНГ  и Балтии

     (по  состоянию на 1 января)

Государство Агрегаты денежной массы 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004г.
Украина (млн гривен) М2

МО

МО/М2. %

31 387,0 12799,0 40.8 44 997,0 19465,0

43.3

63991.0 26434.0 41.3 94463

33119

35,0

Белоруссия (млрд бел. руб.) М2

МО 

МО/М2. %

666.4 238,8

35.8

1 249.0 512.2 41.0 1 993.0 650.0 32.6 3408,3

926

27,2

Казахстан (млрд тенге) М2

МО 

МО/М2. %

- 344,6 131,2 38.1 498,0 161,7 32,5 691

238

34,5

Таджикистан (млн сомони) М2

МО

МО/М2. %

99,2

79,5

80,1

140,6 103,6

73,7

202,2 136,0 67.3 266,7

158

59,3

Киргизия (млн сомов) М2

МО

МО/М2, %

7 367,5

4 114,5

55,8

8201,8 5 020,0 61,2 8304,1

6 872,6 82,8

11086,3

9315,1

84,0

Молдавия (млн леев) М2

МО

МО/М2, %

2514,4

1 469,3 58,4

3 464,8

1 834,2 52,9

4517,9

2 288,6 50,7

5621,9

2740

48,8

Азербайджан (млрд манатов) М2

МО

МО/М2. %

1661,1

1 349,8

81.3

1 755,6

1 469,0 83.7

2 025,8

1 668,7 82.4

2592,2

2040,9

78,7

Грузия (млн лари) М2

МО

МО/М2. %

382,1 315,0

82,4

403,8 348,9 86.4 462,3 390,8 84,5 527,4

441,5

83,7

Армения

(млрд драммов)

М2

МО

МО/М2. %

151,6

59,5

39,2

85.3

65,0

76.2

124,9 88.6

70.9

133,4

92,0

68,9

Литва (млн литов) М2

МО

МО/М2. %

10455,4

2 658,3 25.4

12526.5 6289.7 50.2 14436,4 8 099,4 56.1 17536,8

4632,1

26,4

Эстония (млн эст. крон) М2

МО 

МО/М2, %

40 986,4 13 193,2 32,2 49656.1 11 912.5 24.0 45 324,4 11 736,3 25.9 50246,8

13454,7

26,8

Россия

(млрд руб.)

М2

МО

МО/М2. %

1144,3 419.3

36,6

1602.6 584.3 36,5 2 119.6 763,3 36.0 3212,7

1147,0

35,7

 
 
 

     Территориальные учреждения Банка России постоянно  совершенствуют качество анализа наличного денежного обращения, существенно расширяя диапазон исследований. Традиционно в качестве интегральной характеристики состояния наличного денежного оборота в регионе принято рассматривать сальдо приходных и расходных кассовых операций банковского сегмента за определенный период времени. В случае если объемы расходных операций кредитных организаций и расчетно-кассовых центров Банка России превышают поступления денежных средств, то регион относится к группе территорий, выпускающих деньги в обращение. К этой группе относится большинство регионов России.

     В других регионах, наоборот, в кассы  банков наличных денег поступает больше, чем было выпущено в обращение. Соответственно здесь происходит изъятие денег из обращения, К традиционным экономическим центрам, изымающим деньги из обращения, относятся Москва и Санкт-Петербург. Высокий уровень развития экономики, хорошо поставленная оптовая и мелкооптовая торговля, большое количество приезжих: туристов и командированных и ряд других причин ведут к массовому притоку в эти города наличных денег. В последние годы к регионам, изымающим деньги из обращения, добавились новые: Новосибирская, Свердловская, Омская области, Приморский край и ряд других территорий.

     Наличное  денежное обращение в Омской области  имеет некоторые особенности. Практически всю вторую половину XX в. в Омской области происходил выпуск наличных денег в обращение. Но с 2000 г. основной тенденцией стало изъятие денег из обращения. Наиболее значительное влияние на характер наличного денежного обращения в Омской области стали оказывать два относительно новых экономических явления.

     Во-первых, в середине 90-х годов XX в. произошел  глубокий спад в наукоемких и высокооплачиваемых отраслях. Существенные потери понесли  предприятия оборонно-промышленного комплекса, машиностроения, сократились объемы строительства, производству в легкой промышленности. В результате на территории области значительно снизилось количество высокооплачиваемых рабочих мест. Большинство квалифицированных специалистов оказались невостребованными. Уровень безработицы, с учетом неполного рабочего дня, отпусков без содержания, достигал 35 -40%. Как следствие, в 1999 г. доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 38,5%. Это подталкивало специалистов к поиск) работы в других местах. Соотношение между среднегодовой численностью занятых в экономике Омской области и населением в трудоспособном возрасте снизилось с 89,6%

     в 1985 г. до 73,2% в 1998 году. Значительна бы приобрела так называемая маятниковая миграция рабочей силы: сезонные и вахтовые метод» резидентов Омской области за ее пределами

     По  оценкам Экономического комитета Омской области, на переломе веков в северных регионах страны вахтовым методом работало большое количество омичей. В начале 2003 г. трудовые мигранты составляли около 4% всех трудоспособных жителей региона. Маятниковая миграция рабочей силы сопровождалась миграцией наличных денег. По экспертным оценкам и наблюдениям специалистов Комитета по труду и занятости населения, дополнительные доходы семей работников, выезжающих на работу в северные регионы страны, составляют от 10 до 50 тыс. руб. в год. В этом случае, как показывают расчеты, дополнительное поступление наличных денег в Омскую область за счет маятниковой миграции может составлять до 20% суммы превышения расходов населения Омской области над их доходами. Таким образом, маятниковая миграция рабочей силы является важной причиной дополнительного поступления наличных денег в банковский сектор Омской области и их последующего изъятия из обращения.

     Во-вторых, изменение вектора движения наличных денег связаны с изменениями  в структуре  нефинансового сектора  Омской области.  

     Существующее  законодательство позволяет предпринимателям без образования юридического лица широко использовать расчеты наличными деньгами за продукцию, за пределами области. Как показывает анализ, начиная с 1999 г. в структуре приходных операций кредитных организаций постоянно росла доля наличных денег, посыпающих от предпринимателей без образования юридического лица. Таким образом, существенные изменения структуры экономики области и возросшие объемы реализации товаров народного потребления, в том числе пива и алкогольной продукции, за наличные деньги за пределами области обеспечили дополнительное поступление наличных денег.

     За 1991 - 2003 гг. наличный денежный оборот в  Омской области в номинальном  исчислении (с учетом деноминации 1998 г.) вырос более чем в 11 000 раз. В  реальном исчислении (с учетом инфляции) только в 2002 г. он достиг дореформенного предела, а в 2003 г. составил 125,7% уровня 1991 года (табл. 2).

                         Таблица 2

     Динамика  наличного денежного оборота  в Омской области

Годы Номинальный наличный денежный оборот (в%к 1991 г.) Реальный наличный денежный оборот (в%к 1991 г.) Годы Номинальный наличный

денежный  оборот (в % к 1991 г.)

Реальный наличный денежный оборот (в%к 1991 г.)
1991 100.0 100,0 1998 177245.0 42.1
1992 783,1 33,2 1999 266 102.0 51.8
1993 8 800.0 37,0 2000 440 344,0 72.6
1994 30 889.0 41,9 2001 601 666,0 83.7
1995 73919.0 54,1 2002 846834.0 102.3
1996 119394.0 64,0 2003 1 164 989,0 125.7
1997 156713.0 42.1       

Информация о работе Управление денежным обращением