Управление денежным обращением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание

Современные деньги представляют собой декретные деньги, которые правительство провозглашает обязательными для приема при обмене и в качестве законного способа уплаты долгов. С другой стороны, население страны воспринимает выпускаемые в обращение бумажные деньги как общепризнанное средство обмена. Люди признают за «кусками бумаги» способность играть роль денег в экономике, поскольку они доверяют правительству, полагая, что оно не будет злоупотреблять своим монопольным положением эмитента денег и сохранит бумажные деньги редким благом.

Содержание

Введение 3

Общие правила организации денежного обращения 5
1.1. Понятие денежного обращения 5

Структура денежного обращения как составляющей
денежного оборота 8

1.3. Закон денежного обращения 9

1.4. Денежная масса и скорость ее обращения 12

Управление, контроль и прогнозирование денежной массы 15
Денежная система России 15
Анализ управления денежной массой в период реформ 18
Методы и инструменты денежно-кредитного
регулирования 27

Заключение 41

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курс_ДенежноеОбращение.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)
 

     Как видно из таблицы, существенно изменилась структура источников наличных денег, поступающих в кассы кредитных  учреждений (приход). В 1992 г. в условиях шоковой либерализации цен население стремилось максимально быстро избавиться от денег, превратить их в товары. Объемы производства падали а денежные выплаты росли. Во многих регионах, в том числе и в Омской области, было введено нормированное распределение ряда товаров. В этот период торговой выручки в кассовом приходе была максимальной и составляла 85,4%. В дальнейшем, по мере продвижения реформ, происходило перераспределение потоков наличных денег в другие сферы. В результате доля торговой выручки в структуре прихода уменьшилась почти в четыре раза и в 2003 г. составляла 19,9%.

     Одновременно  увеличивался поток наличных денег, поступающих от предпринимателей. По мере развития частного бизнеса, изменений  в законодательной базе работа с  наличными деньгами становилась  особо важной. С 1991-го по 2003 г. наличный поток, поступавший на счета граждан, занимающихся   предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица, стал составлять почти 40% всех поступлений в кассы банков.

     В 1993 г. банки приступили в относительно крупных масштабах к операциям по купле-продаже иностранной валюты. Наибольшая доля наличных денег от продажи иностранной валюты (20,7%) поступила в банки в 1996 г. В период после кризиса объемы продаж валюты уменьшились и доля наличных денег, поступавших в кассы банков от валютно-обменных операций с физическими лицами, уменьшилась почти в пять раз, составив по итогам 2001 г. 4,3%.

     Изменения произошли и в структуре целей  использования наличных денег, получаемых из касс банков (расход). Последнее десятилетие XX в. было периодом развития и становления банковской системы страны. Одним из показателей уровня развития банковской системы и банковских технологий стало использование возможностей банковской системы для выдачи заработной платы посредством ее зачисления во вклады. Соответственно выросла выдача наличных денег со счетов по вкладам; их доля в расходных операциях в 2001 г. составляла 42,8 %. При этом в структуре расходных операций банков доля выдачи наличных денег для выплаты заработной платы существенно сократилась.

     Деноминация рубля, осуществленная в 90-х годах прошлого века, позволила решить ряд чисто технических проблем в использовании счетной техники (не хватало разрядов). Кроме того, упростились расчеты, отпала необходимость в переходе к цифровым обозначениям в квадриллионах, стало легче ориентироваться в ценах. Изъятие старых денег из оборота   привело к сокращению количества банкнот, находящихся в обращении, и увеличению роли металлической монеты в обслуживании денежного оборота

     Однако главную проблему решить не удалось. Длительное время сохраняющаяся высокая доля наличной составляющей в денежной массе России свидетельствует о необходимости продолжения работ по совершенствованию нормативно-правовой базы, а также о нежности повышения эффективности государственного управления налично-денежным обращением. В экономической печати приводятся результаты обследовании, характеризующие масштабы потерь бюджета и потерь от нарушения условий добросовестной конкуренции со стороны товаропроизводителей, уклоняющихся от уплаты налогов при получении доходов в наличной форме без соответствующего их отражения в документации .

     Трансформационные процессы в наличном денежном обращении  сопровождаются и рядом других негативных. Как показывают исследования, хозяйственный оборот в теневом секторе экономики в основном обслуживается расчетами с использованием  наличных средств. Поэтому необходим анализ процессов, происходящих в сфере наличного денежного обращения как в России в целом, так и на территории отдельного региона.

        Экономически не оправданные  запасы наличных денег на руках  у населения сокращают кредитные  возможности банковского сектора,  и экономика недополучает в  свое распоряжение часть ресурсов. Иногда потери от масштабных  операций с денежной наличностью не столь очевидны и их отрицательные социальные последствия отдалены. Например, потери простых граждан, которые при выходе на пенсию недополучают значительные страховые суммы в результате выплат заработной платы незаконным путем, «в конвертах» без отражения в официальной отчетности.

     В настоящее время в стране идет поиск эффективных мер оптимального сочетания административного ограничения  использования  наличных денег (лимиты касс, предельные размеры расчетов наличными деньгами для юридических лиц и др.) и создания экономических стимулов для более широкого распространения современных методов проведения платежей (платежные карты, интернет-технологии и т. п.). Однако сделать качественный анализ состояния наличного денежного оборота во взаимосвязи с тенденциями экономических процессов сложно. Большинство данных об объемах и структуре платежей наличными деньгами недоступно для исследователей, не собирается и не публикуется органами государственной статистики.

     Анализ  и оценка российской практики хозяйствования убедительно свидетельствуют о необходимости сохранения повышенного внимания органов власти к проблемам наличного денежного обращения.

     Во  многих регионах повышение уровня и  качества экономического анализа денежной сферы и рациональную организацию наличного денежного обращения рассматривают как одно из эффективных средств, способствующих принятию грамотных управленческих решений. Поэтому территориальные учреждения Банка России ищут новые подходы к организации экономического анализа в сфере наличного денежного обращения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Методы  и инструменты денежно-кредитного регулирования
 

     Регулирование денежного кредитного обращения  в РФ возложено на Банк России. В  соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 12 апреля 1995 г. основными инструментами и методами являются:

- процентные  ставки по операциям ЦБ РФ; 
- нормативы обязательных резервов; 
- операции на открытом рынке; 
- рефинансирование банков; 
- депозитные операции; 
- валютное регулирование; 
- установление ориентиров роста денежной массы; 
- прямые количественные ограничения.

     Процентные  ставки по операциям Центрального Банка  Российской Федерации. ЦБ РФ может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки "репо" и др. ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. ЦБ РФ ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки.

     Нормативы обязательных резервов - это беспроцентные  обязательные вклады кредитных организаций  в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров ЦБ РФ в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.

     Резервы используются при отзыве лицензии для  погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов - регулирование денежного обращения. Рассмотрим механизм этого регулирования. Фактические резервы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система, как известно, создает деньги. Количество новых кредитных денег определяется с помощью банковского мультипликатора, который представляет собой процесс увеличения объема денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому:

     M=1/R,

     где М - банковский мультипликатор; R - норма  обязательных резервов.

     Максимальное  количество новых денег (Д), которое  может быть создано банковской системой, составляет:

     Д=Е*М,

     где Е - избыточные резервы.

     Зная  норму обязательных резервов, легко  можно определить, сколько новых  денег будет создано банковской системой.

     ЦБ  РФ изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.

     Рост  денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системой.

     Операции  на открытом рынке - это купля-продажа  ЦБ РФ государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными  бумагами с совершением затем  обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом  директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг - изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике. Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г., ЦБ РФ не отказался от этого метода регулирования денежного обращения. В сентябре 1998 г. Центральный банк РФ выпустил в обращение облигации ЦБ РФ (ОБР) и начал операции с ними. Эти облигации использовались в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты "овернайт", а также для проведения с ними сделок "репо".

     Рефинансирование  банков - это кредитование ЦБ РФ коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. ЦБ РФ устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки - к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка. До середины июня 1998 г. ЦБ РФ выдавал коммерческим банкам три вида кредитов:

     - ломбардные - под залог государственных  ценных бумаг, включенных в  Ломбардный список Банка России; 
- внутридневные кредиты предоставлялись банкам в течение операционного дня при наличии неисполненных платежных поручений; 
- однодневные расчетные кредиты (кредиты "овернайт") предоставлялись для завершения расчетов в конце операционного дня путем зачисления кредита на корреспондентский счет банка в расчетном подразделении ЦБ РФ.

     Кредиты выдавались в пределах лимитов, определенных ЦБ РФ. С марта 1998 г. коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные кредиты под залог государственных  ценных бумаг. Условием их предоставления являлось предварительное блокирование государственных ценных бумаг на счете "депо" банка в уполномоченном депозитарии. Рыночная стоимость этих ценных бумаг, скорректированная на соответствующий поправочный коэффициент ЦБ РФ, являлась максимально возможной величиной для получения кредита.

     Банк  России начал проводить ломбардные операции с марта 1996г. сначала в  форме ломбардных кредитных аукционов, а затем - по заявлениям банков в  любой рабочий день по фиксированным  процентным ставкам, дифференцированным в зависимости от срока кредитов (от 3 до 30 календарных дней). Со 2 февраля 1998г. ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке выдавались под 42% годовых независимо от сроков их предоставления. Кредит зачислялся на корреспондентский счет коммерческого банка в ЦБ РФ. В связи с финансовым кризисом с 8 июля 1998г. ломбардные кредиты предоставлялись на срок до 7 календарных дней включительно посредством кредитных аукционов.

     Принятые  к аукциону заявки банков ранжировались  по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. Окончательное решение о ставке отсечения и объеме ломбардных кредитов принимал Кредитный комитет ЦБ РФ после получения и анализа заявок банков на получение кредита. Ломбардные кредитные аукционы проводились двумя способами:

Информация о работе Управление денежным обращением