Управление денежным обращением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание

Современные деньги представляют собой декретные деньги, которые правительство провозглашает обязательными для приема при обмене и в качестве законного способа уплаты долгов. С другой стороны, население страны воспринимает выпускаемые в обращение бумажные деньги как общепризнанное средство обмена. Люди признают за «кусками бумаги» способность играть роль денег в экономике, поскольку они доверяют правительству, полагая, что оно не будет злоупотреблять своим монопольным положением эмитента денег и сохранит бумажные деньги редким благом.

Содержание

Введение 3

Общие правила организации денежного обращения 5
1.1. Понятие денежного обращения 5

Структура денежного обращения как составляющей
денежного оборота 8

1.3. Закон денежного обращения 9

1.4. Денежная масса и скорость ее обращения 12

Управление, контроль и прогнозирование денежной массы 15
Денежная система России 15
Анализ управления денежной массой в период реформ 18
Методы и инструменты денежно-кредитного
регулирования 27

Заключение 41

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курс_ДенежноеОбращение.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

а) "американским", при котором удовлетворенные заявки удовлетворялись по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках (они были равны или превышали ставку отсечения); 
б) "голландским", при котором все удовлетворенные заявки удовлетворялись по ставке отсечения, устанавливаемой Банком России по результатам аукциона.

     При неисполнении банком обязательств по возврату кредита Банка России и  уплате процентов по нему отсрочка платежа не производилась и Банк России начинал процедуру реализации заложенных ценных бумаг. Кроме того, банки уплачивали пени за каждый календарный день просрочки в размере 0,3 ставки рефинансирования Банка России на установленную дату исполнения обязательства, деленной на число дней в текущем году (365 или 366). За счет выручки от реализации заложенных, ценных бумаг возмещались в первую очередь расходы Банка России по реализации этих бумаг, затем- задолженность банков по кредиту и процентам и в последнюю очередь - суммы пеней за неисполнение обязательств.

     После 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ стал предоставлять кредитным организациям кредиты следующих видов:

- кредит банку-санатору, осуществляющему санацию кредитной  организации (до 1 года); 
- кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками (до 6 месяцев); 
- кредит на поддержку ликвидности (от 1-2 месяцев до 1 года); 
- кредит в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка (до 1 года), 
- стабилизационный кредит (до 1 года).

     Процентные  ставки по этим кредитам изменялись с  изменением ставки рефинансирования Центрального банка. По мере нормализации ситуации в банковском секторе экономики Банк России прекратит выдачу указанных кредитов.

     Депозитные  операции. Это операции по привлечению  в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

     Валютное  регулирование осуществлялось с  помощью валютной интервенции, под  которой понимается купля-продажа  Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарной спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.

     Если  предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти  операции стали возможны благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.

     Новым методом регулирования валютного  курса стало введение с мая 1995 г. фиксированного валютного коридора. Основная его цель - дедолларизация экономики, стабилизация курса рубля, поддержка отечественных производителей-экспортеров. На начало 1997 г. валютный коридор составлял 5500-6100 руб., на конец года - 5750-6350 руб. за один доллар, с августа 1998 г. валютный коридор был расширен до 9,5 руб., однако, в связи с обострением финансового кризиса удержать курс рубля в рамках валютного коридора не удалось. Отток иностранного капитала с рынка государственных ценных бумаг привел к резкому сокращению золотовалютных резервов Банка России и, как следствие, к отказу от валютных интервенций. Был совершен переход к режиму плавающего валютного курса.

     Установление  ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливал минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование). Начиная с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно две промежуточные цели - предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.

     Прямые  количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями  отдельных банковских операций. В  качестве примера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и  однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита. Другим примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций. При этом различают три типа лицензий: генеральные, расширенные и внутренние. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения их количества. Расширенная лицензия дает право иметь корреспондентские отношения с шестью иностранными банками и бывшими заграничными банками СССР (Московским народным банком в Лондоне, Эйробанком в Париже и др.). Внутренняя лицензия дает право работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внешний рынок при условии открытия корреспондентских счетов в любом другом банке, имеющем генеральную лицензию.

     Помимо  основных методов регулирования  существуют второстепенные методы.

     Предписываемая  законом маржа - минимальный процент первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупка ценных бумаг в кредит опасна, так как в нее вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа установлена Инструкцией Министерства финансов РФ "О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами" от 6 июня 1992 г. № 53. Она составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг.

     Потребительский кредит - продажа товаров в кредит. Если она ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если продажа растет, то увеличивается масса денег в обращении.

     Вследствие  низких доходов населения развитие потребительского кредита в России возможно только при определенном подъеме уровня доходов. В настоящее время развитие такого кредита является перспективным направлением в деятельности банков, которые ищут новые сферы приложения капитала. Использование этого метода ограничивается отсутствием инфраструктуры, законодательной базы, высоким уровнем кредитного риска. Несмотря на это, потребительский кредит является стимулом экономического роста, активизации совокупного спроса.

     Увещевание. Это когда Банк России дает рекомендации юридическим и физическим лицам, банкам.

     Когда и какие из вышеназванных мер  используются? Если необходимо увеличить  количество денег в обращении, то Банк России скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных резервов, уменьшает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика получила название политики дешевых денег. В условиях же инфляции, когда необходимо уменьшить количество денег в обращении, Банк России продает ценные бумаги, увеличивает нормы обязательных резервов, повышает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика называется политикой дорогих денег. По существу, это антициклическое регулирование.

     Приток  денежных средств нерезидентов имеет  свои плюсы и минусы. Преимущества притока средств нерезидентов:

     - снижение процентных ставок; 
- обеспечение потребности бюджета в заемных средствах; 
- увеличение ликвидности банковской системы; 
- стабилизация валютного курса рубля; 
- рост валютных резервов Банка России.

     Недостатки  притока средств нерезидентов:

     - неустойчивое равновесие; 
- дестабилизация валютного курса; 
- возможность финансового кризиса; 
- возможность бегства иностранных капиталов с российского рынка; 
- приток денег идет не в производство, а оседает на руках у населения.
 
 
 

      3.2. Государственное регулирование.

      Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования кредитной системы капиталистических стран.

      Основными направлениями государственного регулирования  являются: политика центрального банка  в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая  политика правительства на центральном и местном уровне; участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах; законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.

      В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: 1) учетная  политика; 2) регулирование нормы  обязательных резервов; 3) операции на открытом рынке; 4) прямое воздействие на кредит.

      Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее, они ориентируются на учетную ставку центрального банка, так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.

      Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20%.

      Политика  регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-финансовые институты), однако, основным ее объектом являются коммерческие банки, которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следует за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).

      Еще одной формой регулирования центральным банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.

      Формой  регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.

      Один  из методов регулирования - налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономических условиях. В то же время взимание налогов существенно различается по странам и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.

      В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний кредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговые льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные фонды).

      Другим  регулирующим методом кредитной  системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и в результате - создание смешанных институтов.

Информация о работе Управление денежным обращением