Управление денежным обращением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание

Современные деньги представляют собой декретные деньги, которые правительство провозглашает обязательными для приема при обмене и в качестве законного способа уплаты долгов. С другой стороны, население страны воспринимает выпускаемые в обращение бумажные деньги как общепризнанное средство обмена. Люди признают за «кусками бумаги» способность играть роль денег в экономике, поскольку они доверяют правительству, полагая, что оно не будет злоупотреблять своим монопольным положением эмитента денег и сохранит бумажные деньги редким благом.

Содержание

Введение 3

Общие правила организации денежного обращения 5
1.1. Понятие денежного обращения 5

Структура денежного обращения как составляющей
денежного оборота 8

1.3. Закон денежного обращения 9

1.4. Денежная масса и скорость ее обращения 12

Управление, контроль и прогнозирование денежной массы 15
Денежная система России 15
Анализ управления денежной массой в период реформ 18
Методы и инструменты денежно-кредитного
регулирования 27

Заключение 41

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курс_ДенежноеОбращение.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

      Посредством данного метода государство оказывает  достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы. Метод регулирования путем создания государственной собственности довольно широко распространен в странах континентальной Европы и развивающихся странах. Так, во Франции, Германии, Италии, Испании, Португалии, Турции, Скандинавских странах сохраняется довольно крупный государственный сектор в кредитной системе, несмотря на расширение процесса приватизации в последнее время. Во Франции путем национализации ряда банков и страховых компаний в начале 80-х гг. был существенно расширен кредитный сектор государства. Необходимо отметить, что в большинстве промышленно развитых стран государственная собственность в кредитной системе распространяется и на банковский сектор. Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажи правительственных ценных бумаг своим кредитным институтам и за счет последних финансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных и полугосударственных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки.

      Большое влияние на регулирование кредитной  системы оказывают законодательные  меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов.

      В рамках исполнительной власти основными  регулирующими органами являются центральный  банк и министерство финансов. В  ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы центрального правительства. Обычно они действуют в странах со сравнительно высоким уровнем огосударствления кредитной системы. Так, во Франции, кроме центрального банка и министерства финансов, в регулировании кредитной системы участвуют Национальный совет по кредиту, Комиссия контроля над банками, Комиссия биржевых операций.

      Наряду  с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают  законодательные органы (парламенты). В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, подкомиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы. Они могут быть дополнены другими органами парламента. Так, в Конгрессе США длительное время эффективно работает Комиссия по ценным бумагам, регулирующая инвестиционную деятельность кредитно-финансовых институтов.

      Особое  место в государственном регулировании  занимают страховые компании (особенно компании страхования жизни) как  поставщики долгосрочных кредитов на рынке ссудных капиталов. Основным объектом их регулирования являются страховые тарифы (ставки страховых премий). При этом главным органом регулирования, как правило, выступает министерство финансов (исключением из этого правила являются США, где страховые тарифы регулируются исполнительными органами штатов). Особенность регулирования кредитной системы с помощью страховых тарифов заключается в том, что страховые компании стремятся повысить ставки, особенно в области имущественного страхования, так как оно является убыточным. В результате уровень пределов страховых тарифов по имущественному страхованию регулируется довольно жестко как со стороны министерства финансов, так и местных органов власти (если они участвуют в этом, как в США).

      Таким образом, система государственного регулирования кредитной системы в промышленно развитых странах представляет собой сложный, эффективный и довольно противоречивый механизм. Однако он складывался длительное время, прошел этапы приспособления и структурных изменений. На современный механизм регулирования кредитной системы в значительной степени повлияли такие события, как кризис 1929-1933 гг., послевоенное восстановление, валютно-финансовый кризис 60-70-х гг., инфляция и банкротства коммерческих и сберегательных банков в 70-80-х гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, денежное обращение  -  составная  часть денежного оборота, они  взаимосвязаны.

     Правила организации денежного обращения  основаны на законе денежного обращения  а в финансовых макроэкономических расчетах денежную массу разделяют на денежные агрегаты М0, М1,М2,МЗ,М4. На эффективность управления денежным обращением влияет организация денежной системы в стране.

     Во  многих регионах повышение уровня и  качества экономического анализа денежной сферы и рациональную организацию наличного денежного обращения рассматривают как одно из эффективных средств, способствующих принятию грамотных управленческих решений. Поэтому территориальные учреждения Банка России ищут новые подходы к организации экономического анализа в сфере наличного денежного обращения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

      Система государственного регулирования денежно-кредитной  системы в промышленно развитых странах представляет собой сложный, эффективный и довольно противоречивый механизм.

      На  современный механизм регулирования  кредитной системы Российской Федерации  в значительной степени повлияли такие события, как кризис 1929-1933 гг., послевоенное восстановление, валютно-финансовый кризис 60-70-х гг., инфляция и банкротства коммерческих и сберегательных банков в 70-80-х гг. 
 
 
 
 

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 

  1. Бюджетная система России: учебник для ВУЗов / под ред. Г.Б.Поляка. – М.:ЮНИТИ, 2000.
  2. Деньги, кредит, банки. : Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  3. Деньги, кредит, банки.: Учебник / Под ред. Жукова Е.Ф. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
  4. Современный финансово-кредитный словарь / По общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 526 с.
  5. Финансы: Учебник / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 527 с.
  6. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 384 с.
  7. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К. Сенчакова, А.И. Архипова. - М.; "Проспект", 1999. - 496 с.
  8. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник /Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - 479 с.
  9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник /Под ред. проф.Н.Ф. Самсонова. – М.: Инфра-М, 2002
  10. Финансы. Денежное обращение. Кредит.Учеб. д/вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2003.
  11. Финансы и кредит: учебн. Для вузов / под ред. М.В. Романовского, Г.Н.Белоглазовой. М.: Юрайт, 2003.
  12. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебное пособие для Вузов / Г.М. Колпакова. М.: Финансы и статистика, 2004.
  13. Леонтьев В.Е. Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки. Учебное пособие. СПб.: Знание, 2003.
  14. Чекмарева Е.Н., Лакшина О.А., Меркурьев И.Л. Финансовый рынок и политика денежных властей // Деньги и кредит. - №7. – 2003. – с.30.
  15. Махотаева М. Ю. , Николаев М.А. Практика применения денежно-кредитных инструментов // Деньги и кредит. - №10. – 2003. – с.31.
  16. Мурычев А.В. Основные направления единой государственной политики на 2005 год // Деньги и кредит. - №11. – 2005. – с.10.
  17. Иванов Ф.К.  Анализ факторов, влияющих на налично-денежный оборот в Мурманской области // Деньги и кредит. - №12. – 2004. – с.25.
  18. Янгиров И.И., Зотова Т.В., Якупова Л.В. Оптимизация купюрного строения наличных денег в обращении // Деньги и кредит. - №1. – 2005. – с.27.
  19. Медведев Н.Н. Наличный денежный оборот в период реформ // Деньги и кредит. - №1. – 2005. – с.43.
  20. Медведев Н.Н. О практике проведения операций рефинансирования в Омской области // Деньги и кредит. - №7. – 2005. – с.18.

Информация о работе Управление денежным обращением