Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:08, курсовая работа
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Содержание
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.[12]
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.
С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам. В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга ложно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.[8]
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.
Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д.Рикардо, Ж.-Б.Сей, Дж.С.Милль, У. Петти, Я.Ф.Мелон, А.Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и другие.
Поэтому, целью нашей работы является изучение процесса управления государственным долгом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект нашего исследование – государственный долг.
Предмет
исследования – управление государственным
долгом.
Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией».[6]
Долговые
обязательства — это сложная
категория, отличающаяся, во-первых, по
форме образования и
Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату за определенный срок.[4]
Долговыми обязательствами являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Внешний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный Банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет бюджета РФ.
Огромный государственный долг Российской Федерации, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, то есть погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Контроль состояния государственного внутреннего и внешнего долга и использования кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
Государственный долг требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.[3]
Делая выводы, можно сказать, что государственный долг представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.
За
последние годы значение государственного
долга Российской Федерации для
ее экономики серьезно изменилось.
Согласно данным отчетов об исполнении
федерального бюджета, отношение объема
госдолга РФ к объему ВВП сократилось
с 49,0% на начало 2002 г. до 7,3 % на начало 2008
г. Прежде всего это связано с уменьшением
государственного внешнего долга страны
со 129,3 млрд до 44,9 млрд дол. (рисунок). При
этом в общем объеме всех расходов федерального
бюджета доля расходов на обслуживание
долга уменьшилась с 17,5 % в 2001 г. до 2,2 % в
2007 г.
Для характеристики данного процесса
рассмотрим эволюцию представлений о
государственном долге в экономической
теории.
Роль государственного долга в системе государственных финансов всегда была значимой. Государственный долг исторически служит одним из основных инструментов макроэкономического регулирования. Государственные ценные бумаги (как часть госдолга) являются важным активом для размещения средств пенсионных накоплений, особенно на начальном этапе формирования накопительной пенсионной системы (в современной России, Мексике, Бразилии и т.д.), позволяя сформировать устойчивый к рыночной конъюнктуре инвестиционный портфель.
В нынешней ситуации государственный долг приобретает новый смысл, новое значение. Чтобы понять и оценить новую роль государственного долга в экономике РФ, необходимо изучить зарубежный опыт, особенно опыт стран с развитой рыночной экономикой, неоднократно проходивших все фазы экономического цикла.
Стоит также рассмотреть эволюцию представлений о государственном долге.
Начнем
с изложения взглядов «классических»
экономистов.
Классическая экономическая школа появилась
в конце XVIII - начале XIX в. в Британии, которая
тогда была вынуждена финансировать постоянные
бюджетные дефициты (результат непрекращающихся
войн в колониях и на европейском континенте)
при том, что внутриполитическая обстановка
ограничивала возможность повышения налогов.
Именно тогда рост государственного долга
начал сильно влиять на функционирование
экономики. Появилась реальная возможность
банкротства государства и переложения
долгового бремени на будущие поколения.
В 1786 г. государственный долг Великобритании составил 230 млн ф. ст., что подвигло английский парламент на создание комиссии по изысканию возможностей для сокращения национального долга, но к 1823 г. долг вырос уже до 800 млн ф. ст. и в 12 раз превысил национальный долг Франции.[6]
Размер долга превратился в одну из важнейших государственных проблем: расходы на его обслуживание достигали половины всех государственных расходов, что провоцировало увеличение прямых и косвенных налогов. В качестве мер по сокращению долга было, в частности, предложено введение новых налогов и создание специального фонда для погашения долга. Первый такой фонд был создан в 1716 г.
«Классические» экономисты в своих рассуждениях обычно исходили из предположения, что все доходы в частном секторе используются на потребление и инвестиции и полная занятость обеспечивается автоматически. Предложение денег в экономике остается постоянным или возрастает в тех же пределах, что и реальные доходы; таким образом, национальное хозяйство функционирует в условиях ценовой стабильности. Общественные расходы для целей иных, чем оборона, правосудие и т.д., носят непроизводительный характер. Отсюда следовало, что государственные заимствования влекут за собой отток тех средств (сбережений) частного сектора, которые могли бы использоваться для инвестиций в производство. В этой связи Д. Риккардо категорически возражал против правительственных заимствований: «Пора прекратить брать взаймы». [1]
В представлении «классиков», правительство, заимствуя, а потом собирая налоги, чтобы погасить платежи по процентам, лишает экономику наличных денег и капитала и использует эти ресурсы менее производительно, чем могли бы сделать частные предприниматели.
Стоит
отметить, что большинство «классических»
экономистов одобрительно относилось
к выплате долга, потому что налоги,
требуемые для выплаты
Многие экономисты того времени вообще не одобряли деятельность фонда погашения, указывая на непроизводительное использование его средств, ведущее к увеличению расточительности государственных расходов. По их мнению, государственный долг создавал благоприятные условия для усиления за счет государства непроизводительного класса рантье.
Адам
Смит тоже не был сторонником
Д.
Рикардо в своих оценках был
еще более резок: сельское хозяйство,
торговля и бизнес лучше всего
развиваются в отсутствие государственного
вмешательства. Деньги, потраченные
государством, взяты из производительного
капитала нации. Риккардо солидаризировался
с Д.Ф. Мелоном в том, что именно факт наличия
ссуды ведет к уменьшению капитала, а не
следующая за этим выплата процентов по
долгу:
«Истина в том, что процентные платежи
по долгу не уменьшают богатства страны.
Проценты - сумма, которая переходит из
рук налогоплательщика в руки национального
кредитора. Будет ли тот, кто накапливает
или потребляет, национальным кредитором
или налогоплательщиком, имеет, я соглашаюсь,
мало значения для общества. Но основная
сумма долга - что стало с ней? Потребление,
которое последовало за ссудой, уничтожило
капитал, который никогда не будет приносить
никакого дохода в будущем. Общество лишено
не суммы процентов, так как она перемещается
из одной руки в другую, но дохода от растраченного
капитала. Этап капитал, если бы он использовался
продуктивно тем, кто предоставил его
государству, мог бы принести ему равноценный
доход, но этот доход был бы получен за
счет реального производства и не был
бы предоставлен из кармана такого же
гражданина...». [1]
Информация о работе Управление государственным долгом в РФ за 2010 год