Управление государственным долгом в РФ за 2010 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.Управление гос.долгом....doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

    - усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших

кредиты, при принятии решений в области экономической политики;

    - происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены

на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический  рост;

    - сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие

социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;

    - дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация; происходило ослабление

позиций России на мировых рынках товаров  и капиталов.

     Совокупность  этих качественных показателей дает основания характеризовать экономическую систему страны в XXI в. как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне было тесно связано и зависело, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности.

     Внешние заимствования представляли собой  источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключалась в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладали органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны, которые через систему налогов передавали субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывал серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.

     Для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:[2]

  1. финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;
  2. возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех   задач,     для которых привлекаются средства из-за рубежа;
  3. цена внешних финансовых ресурсов;
  4. степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.

     Ни  один из этих факторов не учитывался в  полной мере при привлечении зарубежных кредитов в последние 10-16 лет, что  привело к катастрофическому нарастанию внешней задолженности (объём внешнего долга РФ на 1 июля 2001 составил 156,8 млрд. долл.).

     Ситуация  начала меняться к лучшему в 2001-2002гг., когда общий объем внешней  задолженности снизился со 156,8 млрд. в 2000 г. до 138,9 млрд. долларов в 2001. Появилась устойчивая тенденция к росту экономического сектора, вследствие целенаправленной политики по сокращению государственного внешнего долга России. Об этом свидетельствуют многие факты, один из которых – увеличение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2002 г. на 39,5%.

     По  данным Минфина, на 1 января 2003 года, объем  государственного внешнего долга составил – 122,1 млрд. долларов (по предварительным  оценкам на 1 апреля 2003 г. снизился примерно до 120 млрд.), причем около 46% составляют долги бывшего СССР. Общий объем платежей РФ по внешнему долгу в 2003 г. составил около 17,3 млрд. долларов. Объем государственного внешнего долга России, по данным Минфина, к 1 января 2004 г. составил 126,8 млрд., к 2005 г. – 122,7 млрд. долларов.

       По сведения Банка России за I квартал 2006 г.  внешний долг  вырос на 6,3% (на 16,3 млрд. долларов) и  составил к началу апреля 274,7 млрд. долларов. (10,63% ВВП). 

     По  данным Минфина РФ данный долг начнет расти с 2007 и составит году 287,9 млрд. долларов (9,78% ВВП), в 2008 году 330 млрд. долларов (9,16% ВВП) и 2009 году – 324,6 млрд. долларов (8,71% ВВП). При этом он составит 60,2% в общем объеме госдолга. В 2009 году этот показатель снизится до 42,6% за счет увеличения доли внутреннего долга.

     При этом, исходя из долговой политики на 2007-2009 годы, которую одобрила правительственная  комиссия по бюджетным проектировкам, долг будет расти только в номинальном  выражении. В процентах к ВВП  задолженность будет снижаться, обратил внимание министр. Он также заявил, что рост долга будет происходить в основном за счет наращивания внутреннего дола и замещения им внешнего.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

          2. Анализ современного состояния Государственного долга РФ

     2.1. Анализ внутреннего  долга РФ по состоянию на 2010 год

 

     Согласно  определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

     Внутренний  государственный долг РФ включает в  себя задолженность по ГКО (государственным  краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.

     В объем внутреннего государственного долга включаются:[13]

     1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте Российской Федерации;

     2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

     3) объем основного долга по бюджетным  кредитам, полученным Российской Федерацией;

     4) объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

     5) объем иных (за исключением указанных)  долговых обязательств Российской  Федерации, оплата которых в  валюте Российской Федерации  предусмотрена федеральными законами  до введения в действие настоящего Кодекса.

     Резкое  сокращение внешнего государственного долга стимулировало рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного внутреннего долга. Это стало фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга и увеличения доли непроцентных расходов бюджета. При профиците федерального бюджета используются внутренние источники покрытия дефицита, которые приравниваются к обычным доходам.

     Рост  объема заимствований на внутреннем рынке приводит к абсолютному  увеличению процентных расходов бюджета - со 156,8 млрд. руб. в 2007 г. до 247,1 млрд. руб. в 2010 г. Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета увеличится по сравнению с 2007 г. на 119,95 млрд. руб. и составит в 2008 г. 172,8 млрд. руб., в 2009 г. - 233,5 млрд. руб., в 2010 г.-333,31 млрд. руб

     В 2008 г. за счет размещения государственных  ценных бумаг на внутреннем рынке  привлечено 463,3 млрд. руб., что больше по сравнению с 2007 г. на 169,67 млрд. руб. В 2009-2010 гг. привлечение составит 496,7-673,3 млрд. руб. соответственно. Погашение государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации увеличится по сравнению с 2007 г. на 14,15 млрд. руб. и в 2008 г. составит 94,25 млрд. руб., в 2009 г. - 100,44 млрд. руб. в 2010 г. - 148,4 млрд. руб. Таким образом, чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2008-2010 гт. возрастет с 369,04 млрд. руб. до 524,8 млрд. руб. - превысит полутриллионный рубеж.

     Таблица 2.1

     Объём государственного внутреннего долга Российской Федерации

 
По состоянию на
 
Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации, млрд. руб.
 
всего
 
в т.ч. государственные гарантии в  валюте Росийской Федерации
 
01.01.1993
 
3,57
 
0,08
 
01.01.1994
 
15,64
 
0,33
 
01.01.1995
 
88,06
 
2,14
 
01.01.1996
 
187,74
 
7,46
 
01.01.1997
 
364,46
 
17,24
 
01.01.1998
 
490,92
 
3,47
 
01.01.1999
 
529,94
 
0,88
 
01.01.2000
 
578,23
 
0,82
 
01.01.2001
 
557,42
 
1,02
 
01.01.2002
 
533,51
 
0,02
 
01.01.2003
 
679,91
 
8,62
 
01.01.2004
 
682,02
 
5,58
 
01.01.2005
 
778,47
 
12,93
 
01.01.2006
 
875,43
 
18,86
 
01.01.2007
 
1064,88
 
31,23
 
01.01.2008
 
1301,15
 
46,68
 
01.01.2009
 
1499,82
 
72,49
 
01.01.2010
 
2094,73
 
251,36
 

     С 1993 по 2010 год объем внутреннего долга увеличился в 523 раза, составив на 1 января 2010 года 2094 млрд рублей. С 1993 по 1998 наблюдалось стремительное увеличение объема долга (в 2-4 раза по сравнению с предыдущим годом). В 2001-2002 годах наблюдалось уменьшение как объема долга, так и государственных гарантий в валюте РФ на 45 млрд и на 0,8 млдр соответственно. Затем снова значительное увеличение в 2003 году в 1,3 раза. Значительный рост также наблюдался в 2010 году по сравнению с 2009 на 595 млрд или на 28,4%

 
Таблица 2.2

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

   
по состоянию на (млрд. рублей)
 
01.01.2010
 
01.02.2010
 
01.03.2010
Объем государственного внутреннего долга  Российской Федерации - всего,  
2 094,731
 
2 107,529
 
2 118,250
в том  числе:      
государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации  
251,364
 
264,354
 
292,977

     Таким образом можно  проследить положительную динамику, рост объема государственного долга  РФ за первые месяцы 2010 года. За два  месяца объем государственного долга увеличился на 24 млрд рублей.

     

     Рис. 2.1 Государственный долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах

     Если рассматривать  структуру государственного долга на апрель 2010, то можно заметить, что основную часть составляют ОФЗ-ПД и ОФЗ-АД, то есть 738 и 848 млрд рублей (или 39,5% и 45,4%) соответственно. ГСО-ППС составляют 150,4 млрд рублей, ГСО–ФПС 132 млрд рублей. Всего государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 1869 млрд рублей.

     С декабря 2009 по апрель 2010 государственный долг находится  примерно на одном уровне, динамика незначительная, в то время как  до декабря наблюдался его рост. С июня 2009 года по декабрь рост составил 444 млрд или 20%.

Информация о работе Управление государственным долгом в РФ за 2010 год