Управление государственным долгом в РФ за 2010 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.Управление гос.долгом....doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, можно  отметить динамику увеличения госдолга с одновременным уменьшением  внешнего долга РФ.

2.2 Анализ внешнего государственного  долга РФ по состоянию на 2010 год

 

     С 1992 г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увеличивая свой внешний долг, что активно поддерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки от России требовалось держать курс на проведение реформ, направленных на минимизацию государственного вмешательства в экономику.

     В настоящее время проблема внешней задолженности в России не стоит так остро, как даже пять лет назад. В последние годы доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации неуклонно сокращалась. Это происходило вследствие осуществления в 2003 - 2005 гг. мер по замещению внешних заимствований внутренними, и его досрочного погашения в 2005 -- 2007 гг. за счет средств Стабилизационного фонда РФ

     Таблица 2.3

     Государственный внешний долг РФ с 1991г по2010 год

 
Дата
 
Сумма, млрд долл. США
 
1991
 
95,0
 
1998
 
123,5
 
2000
 
148,4
 
2001
 
139,3
 
2002
 
129,3
 
2003
 
122,1
 
2004
 
119,8
 
2005
 
114,1
 
2006
 
76,5
 
2007
 
52,0
 
2008
 
46,7
 
2009
 
40,6
 
2010
 
37,6

     В абсолютном выражении российский внешний  государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

     Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $60 млрд.

     В структуре внешнего долга уменьшается доля государственных  ценных бумаг, номинированных в иностранной  валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО, увеличивается доля государственных гарантий.[14]

     Таблица 2.4

     Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года

 
Наименование
 
Сумма, млрд долларов США
 
Сумма, млрд ЕВРО
 
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)
 
37,6
 
26,2
 
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба
 
1,0
 
0,7
 
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба
 
1,8
 
1,3
 
Задолженность бывшим странам СЭВ
 
1,3
 
0,9
 
Коммерческая задолженность бывшего  СССР
 
0,8
 
0,6
 
Задолженность перед международными финансовыми организациями
 
3,8
 
2,6
 
Задолженность по еврооблигационным  займам
 
26,2
 
18,2
 
Задолженность по ОВГВЗ (облигации  внутреннего государственного валютного  займа)
 
1,8
 
1,2
 
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте
 
0,9
 
0,6

     На 1 января 2010 года основную часть государственного внешнего долга составляет задолженность по еврооблигационным займам – 26,2 млрд долларов или 69,7% от внешнего госдолга. Задолженность перед международными финансовыми организациями составляет 3,8 млрд долларов или 10%. От 2% до 2,7% в структуре внешнего госдолга составляют коммерческая задолженность бывшего СССР, задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте и задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба. Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба – 1,8 млрд долларов или 4,8% от объема внешнего государственного долга.

     К началу 2008 г. внешний государственный  долг был снижен до 46,7 млрд. долл. Сегодня  эта величина и того меньше, и  составляет 37,6 млрд долларов, то есть сократилась  почти на 20%. При нынешней инфляции внутренние займы размещаются под невысокий процент. Однако в целом и государственный внутренний долг, и совокупный внешний (государственный и корпоративный) быстро растут. Внутренний государственный долг еще на 1 января 2005 г. составлял 757 млрд. руб., на начало 2006 г. - 851 млрд. руб., на начало 2007 г. - 1028 млрд. руб. В 2007 г. он превысил 1 трлн. руб. и к 2010 г. будет не менее 1,5 трлн. руб. Совокупный внешний российский долг на 1 января 2008 г. составлял 459,6 млрд. долл. и неконтролируемо растет.

     В настоящее время действует немало факторов, определяющих содержание этой политики, а следовательно, и соотношение  как государственных внутренних и внешних заимствований, так  и накопленных объемов внутреннего и внешнего долга.

     Благоприятная конъюнктура на мировом рынке  энергоносителей (цены на нефть еженедельно  перекрывают исторический максимум и с начала 2008 г. по июль выросли  от 100 до 130 долл. за баррель) стала фактором роста с начала текущего десятилетия  нефтегазовых доходов намного более быстрыми темпами по сравнению с темпами роста расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. В этих условиях федеральный бюджет перестал быть дефицитным, в связи с чем отпала необходимость в крупномасштабных государственных внешних заимствованиях – в отличие от всего периода 1990-х гг. Бюджет с 2000 г. профицитный.

3. Совершенствование управления государственным  долгом РФ

 

     Под управлением государственным долгом Российской Федерации следует понимать стратегию управления государственными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, своевременного погашения принятых обязательств, минимизации стоимости его обслуживания и оптимального распределения во времени связанных с долгом платежей.

     Основной  целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств в полном объеме по возможно низкой стоимости. Основными задачами при управлении государственным долгом в современной России:[7]

     1) Обеспечение решения важных социально-значимых в условиях кризиса задач, при недопущении неконтролируемого роста долга и увеличения рисков исполнения долговых обязательств Российской Федерации;

     2) Снижение влияния платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации на финансирование иных статей расходов федерального бюджета;

     3) Недопущение единовременного отвлечения значительного объема средств федерального бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации.

     К основным недостаткам сложившейся  системы управления государственным долгом можно отнести следующие:

     1) Система управления государственным долгом не дает возможности в полной мере осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований;

     2) Механизмы управления не позволяют полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов;

     3) Отсутствует законодательное разделение компетенции между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом;

     4) Законодательно не определено само понятие «управление долгом» и соответственно пределы полномочий Правительства Российской Федерации в сфере выполнения этой функции. Бюджетное законодательство детально регулирует только вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга, а его конверсия, досрочный выкупа и целый ряд иных вопросов не имеют достаточной правовой и процессуальной регламентации;

     5) Отсутствует единая база данных государственных долговых обязательств и единая методика их учета, что ухудшает возможности по управлению государственным долгом в целом;

     6) Не создана единая система анализа и учета рисков, что повышает риски государства, связанные с необходимостью обслуживания валютной составляющей долга;

     7) Не разработана система долгосрочной взаимосвязи политики управления государственным долгом с денежно-кредитной политикой, уровнем денежной массы, политикой валютного курса;

     8) Имеющаяся система информации о государственном долге и его состоянии отличается высокой степенью закрытости;

     9) Отсутствует четкая правовая регламентация на федеральном уровне полномочий субфедеральных и муниципальных органов в сфере осуществления заимствований, а также действенная система контроля за соблюдением регионами и муниципалитетами уже имеющихся ограничений;

     10) Действующее законодательство не закрепляет функций учета и оперативного управления государственными обязательствами за уполномоченным органом Правительства Российской Федерации, что подразумевает возможность осуществления заимствований от имени Правительства Российской Федерации другими органами государственной власти.

     В рамках совершенствования сложившейся  системы управления государственным  долгом запланировано создание унифицированной  системы учета государственных  долговых обязательств, а также реформирование институтов, отвечающих за управление государственным долгом. Главной целью проводимой реформы является усиление государственного влияния и контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости государственного бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуации. Для ее достижения планируется в ближайшее время решить следующие задачи:[15]

     1) Повысить эффективность государственных заимствований;

     2) Оптимизировать структуру государственного долга;

     3) Сократить риски, связанные с осуществлением заимствований;

     4) Совершенствовать правовые основы управления государственным долгом;

     5) Создать единую структуру, в полномочия которой будет входить управление государственным долгом;

     6) Разработать единую систему учета государственного долга;

     7) Создать единую централизованную систему анализа и управления исками заимствований;

     8) Разработать единую систему стратегического планирования государственного долга;

     9) Создать систему взаимодействия с денежно-кредитной и валютной политикой;

     10) Разработать систему учета долговых обязательств региональных и муниципальных властей, а также заимствований негосударственного сектора экономики. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Управление государственным долгом в РФ за 2010 год