Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа
Актуальность настоящей работы обусловлена большим интересом к теме в современной жизни. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Целью исследования является изучение темы "Этапы бюджетного процесса и их характеристика" с точки зрения новейших отечественных исследований по сходной тематике.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.
Вступление 3
1. Понятие и принципы бюджетного процесса 5
2. Этапы бюджетного процесса 7
2.1 Составление бюджета 7
2.2. Рассмотрение и утверждение бюджета 20
2.3. Исполнение бюджета 25
2.4. Экономический анализ бюджетных показателей 31
Заключение: 37
Список литературы 38
Значимость анализа особенно возрастает при переходе на прогнозное формирование бюджетов, отработке методов максимальной мобилизации доходов и эффективного их использования, решении вопросов регулирования бюджетов всех уровней, построении межбюджетных отношений в соответствии с принципами бюджетного федерализма, реструктуризации расходов и оптимизации доходной части бюджета.
В зависимости от поставленных задач избирается определенная методика анализа, но можно выделить основополагающие требования, которыми необходимо руководствоваться при его проведении. Анализ должен быть:
Методика экономического анализа бюджетных показателей определяет этапы анализа и приемы аналитической обработки информации. Этапы анализа можно представить так. Прежде всего осуществляется проверка, свод, группировка необходимых данных. Затем начинается собственно аналитическая обработка: сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, стандартам, нормативам, сети, штатам, контингентам, другим показателям, определяющим параметры бюджета; установление причин отклонений от уточненного бюджета на соответствующую дату; раскрытие взаимосвязей количественных зависимостей между показателями. Далее следуют подведение итогов анализа и формулирование основных выводов. На заключительном этапе осуществляется разработка практических положений и рекомендаций по результатам анализа, направленных повышение объемов доходов, увеличение их мобилизации, целевое, полное и эффективное использование бюджетных ассигнований.
Каждый орган, осуществляющий анализ, уделяет особое внимание различным сторонам бюджетного процесса. Например, депутатский корпус при рассмотрении бюджета приоритетно изучает соблюдение законодательства при расчете бюджетных показателей, гарантированные государством социальные нормативы по расходам, соблюдение принципов бюджетного федерализма при установлении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, а региональных — с местными бюджетами, финансовое обеспечение установленных экономическими и социальными прогнозами темпов и пропорций развития различных отраслей хозяйства, а также целый ряд других положений и показателей. Изыскиваются резервы пополнения доходной части бюджетов, возможности оптимизации расходов.
В ведомствах большое внимание уделяется анализу производственных показателей, определяющих объем деятельности соответствующих организаций, учреждений (сеть, штаты, контингенты), соблюдению стандартов, норм и нормативов, другим вопросам. Органы Федерального казначейства в приоритетном порядке анализируют объем мобилизации и обоснованность распределения поступающих доходов по уровням бюджетов; полноту, правильность и целевое использование бюджетных средств; своевременность прохождения доходов и расходов по счетам; и т.д.
Методика экономического анализа бюджетных показателей при формировании, рассмотрении и исполнении бюджета условно может быть классифицирована как общая и частная. Элементами общей методики являются определение задач анализа; подбор и предварительная проверка достоверности исследуемых показателей; использование приема сравнения как основного при определении уровня исполнения и динамики бюджетных показателей, применение утвержденных или уточненных данных в качестве базы для сравнения и оценки показателей; прием «разложения» отклонений от установленных назначений по факторам, различно повлиявшим на результаты исполнения бюджета по конкретным доходам или расходам; широкое применение наряду с абсолютными относительных и средних показателей, а также сводных величин; использование аналитических группировок и построение таблиц, позволяющих судить об уровне обоснованности формируемых показателей и результатах исполнения бюджета; и др. Практическое применение частной методики определяется этапом бюджетного процесса; уровнем бюджета; видом доходов или направлением расходов; подразделением, проводящим анализ; количеством и качеством данных, обеспечивающих наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки; видами необходимых группировок и расчетов, аналитических таблиц; предположительными выводами, которые могут последовать по результатам анализа. Каждый из элементов методики анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов экономического анализа зависят, прежде всего, от их комплексного применения. Дополняя друг друга, различные приемы анализа способствуют раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между соответствующими показателями в процессе формирования и исполнения бюджета по доходам и расходам.
Материалы экономического анализа показателей при формировании и исполнении бюджета оформляются в виде пояснительной записки к прогнозу, проекту или аналитические записки к отчету об исполнении бюджета. Вместе с тем этот документ является своеобразным отчетом о работе соответствующего финансового органа или ведомства, так как свидетельствует об обоснованности прогнозных или плановых показателей, мерах, принятых для исполнения бюджета по доходам и расходам, выявления резервов, мероприятиях по укреплению финансовой и бюджетной дисциплины. Таким образом, экономический анализ является неотъемлемой частью бюджетного процесса на всех стадиях прохождения бюджетных показателей.
Общая
экономическая стабилизация, развитие
бюджетной реформы будут
3. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения
Ключевая проблема межбюджетных отношений - незавершенность децентрализации бюджетной системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены обязательствами, установленными федеральным законодательством («федеральные мандаты»), основная часть их доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи (в том числе – неформализованной), имеет место резкая несбалансированность расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр. Для решения этой проблемы необходимо существенно расширить налогово-бюджетные полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их использование при одновременном поддержании конкурентной среды, жёстких бюджетных ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета.
Существует также проблема нецелевого использования бюджетных средств. Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета и их использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую систему исполнения бюджета.
До сих пор остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой нагрузки на экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она находится на уровне 33% ВВП и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой экономики. Значит, государственная администрация плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и социально направленными. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с одновременным подкреплением рыночного механизма сильной государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют рыночным отношениям.
Ещё одна немаловажная проблема – низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят число злоупотреблений.
Структура и этапы бюджетного процесса в цивилизованных странах, независимо от их общественно – политической формации, не имеют принципиальных расхождений. Однако технологические приемы, сопровождающие эти этапы. Безусловно, разнообразны и различаются даже по регионам. Представляется принципиально важным определение и использование таких способов формирования и исполнения бюджета, систем государственного финансового контроля, которые в конкретных экономических условиях позволяет эффективно распорядится бюджетным потенциалом как страна в целом, так и в регионе.
Развитие бюджетной системы современной России осложняется отсутствием эффективного методологического и правового ее обустройства. Необходимы объективная управляемость каждым из этапов бюджетного процесса, оптимизация и упрощение технологии бюджетной поддержки территорий и финансирования различных сфер деятельности страны. Для этого требуются разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соответствующей экономическим условиям, прогнозируемым на ближайшие 10 – 15 лет, и обеспечивающей четкое согласованное взаимодействие ее элементов. Нужны такие механизмы бюджетной деятельности, которые могут достичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.