Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:06, реферат

Описание

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального
дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.
Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования
своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами,
используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две
важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер
экономики и расширение социальных услуг населению.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………….2

I. Понятие и состав внебюджетных фондов государства

1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их
возникновения………………………………………………….3

2.Виды внебюджетных фондов и их классификация , источники формирования и особенности ……………………………………………………………………....4

2.1.Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………………...6

2.2.Фонд социального страхования………………………………………………12

2.3.Фонд обязательного медицинского страхования……………………………19

3.Заключение……………………………………………………………………….21

4. Список использованной литературы…………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

Внебюджетные фонды Российской Федерации.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

                                                                                                                                                         стр.

 

1.Введение………………………………………………………………………….2

 

I. Понятие и состав внебюджетных фондов государства

 

1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их

                               возникновения………………………………………………….3

 

2.Виды внебюджетных фондов и их классификация , источники формирования и особенности ……………………………………………………………………....4

 

2.1.Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………………...6

 

2.2.Фонд социального страхования………………………………………………12

 

2.3.Фонд обязательного медицинского страхования……………………………19

 

3.Заключение……………………………………………………………………….21

 

4. Список использованной литературы…………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

    Внебюджетные фонды - один из  методов  перераспределения  национального

дохода  государства  в  пользу  определенных  социальных  групп   населения.

Государство мобилизует в фонды часть доходов  населения  для  финансирования

своих  мероприятий.   Средства,   обобществленные   внебюджетными   фондами,

используются для процесса воспроизводства.  Внебюджетные  фонды  решают  две

важные задачи:  обеспечение  дополнительными  средствами  приоритетных  сфер

экономики и расширение социальных услуг населению.

    Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма  в  стране,

организационные  структуры  отдельных  его  частей,  в  т.ч.  модернизировал

финансовую  систему.  Превращение  экономики  России   из   административно-

командной системы  в  рыночную , привело  на  практике  к  децентрализации  и

ослаблению  роли  государства,   проявлением   чего   стало   реформирование

государственной  системы  финансирования.  Один   за   другим   возникли   и

выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из  которых  затем

опять   была   консолидирована   в   бюджеты   в   виде   целевых    фондов.

     Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном  бюджете

практически   все   финансовые   ресурсы   государства.   Высокая    степень

концентрации и централизации финансов имела свои  преимущества,  главные  из

которых , заключались  в  возможности  мобилизации  значительных   финансовых

ресурсов для  решения  глобальных  национальных  задач  в  рамках  отдельных

территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако  недостатком

такой   централизации   финансовых   средств   было    малоэффективное    их

использование в масштабе всей хозяйственной  системы  и  отдельных  объектов

финансирования.

    На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию

поразило множество  кризисных  явлений,  взаимообуславливающих  друг  друга.

Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение  уровня  жизни

подавляющего  числа  населения,  безработицу.  В  этих  условиях,  с   одной

стороны,  возникает  потребность  в  концентрации  ограниченных   финансовых

ресурсов на государственном уровне с  целью  обеспечения  наиболее  насущных

социальных и общеэкономических потребностей. С другой  стороны,  в  условиях

финансового  кризиса,   обусловившего   дефицит   финансовых   ресурсов,   у

центральной  власти   возникает   необходимость   ранжировать   общественные

потребности по степени важности и для удовлетворения  наиболее  насущных  из

них образовать целевые денежные фонды, тем самым, оградив эти потребности  от

значительного недофинансирования. Эта мера аналогична  выделению  в  бюджете

защищенных статей.

    Постепенно из бюджета  выделились  внебюджетные  фонды,  среди  которых

основное  место  заняли  социальные  фонды.  Создание  внебюджетных   фондов

необходимо  государству   для   более   эффективного   использования   своих

финансовых ресурсов.  Специфика  внебюджетных  социальных  фондов  –  четкое

закрепление за ними доходных  источников  и,  как  правило,  строго  целевое

использование их средств.

    БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

    - Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);

    - Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

    - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);

    - Государственный фонд занятости населения (ГФЗН);

    В  настоящее  время  с  принятием  второй  части   Налогового   кодекса

координальным образом изменены основные функции всех страховых  внебюджетных

фондов.

   Цель данной работы –  отразить  сущность  государственных  внебюджетных

фондов  России  и  определить  их  место  в  системе   развития   Российской

Федерации.

     Исходя из этого, основные  задачи,  которые  я  поставил  перед  собой

является следующее:

    Во-первых, проследить причины образования внебюджетных фондов;

    Во-вторых, рассмотреть основные задачи, установленные теми нормативными

актами, которыми эти фонды были утверждены;

    В-третьих, проанализировать деятельность  государственных  внебюджетных

фондов  России  и  выяснить  проблемы,  с  которыми  они   сталкиваются   на

современном этапе.

    И, наконец, определить  возможные  пути  решения  проблем  внебюджетных

фондов, а также перспективы их дальнейшего решения.

 

 

1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их

возникновения.

 

        История возникновения внебюджетных  государственных  фондов  связана  с

развитием специальных  видов  правительственной  деятельности,  для  которой

была  нежелательна  огласка.  Как  правило,  это  были  операции  временного

характера, которые покрывались за короткий срок специальными  доходами.  При

этом специальные фонды или  счета  появились  гораздо  раньше  возникновения

единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных   фондов

и счетов не  были  постоянными,  тогда  одни  счета  открывались,  а  другие

закрывались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и  объема

таких  фондов,  вызванные  новыми  задачами  и  функциями,  стоящими   перед

государством, особенно в результате появления,  а  затем  и  расширения  его

предпринимательской   деятельности.   Множественность    фондов    создавала

определенные финансовые неудобства – в  одних  фондах  нехватка  средств,  в

других избыток, и  требовала  дополнительных  расходов  на  управление  ими.

Поскольку такие счета и фонды не должны были  утверждаться  парламентом,  то

правительство могло использовать проходившие через них  средства  совершенно

бесконтрольно.

       Создание  специальных  фондов   позволяло   привлекать   дополнительные

средства для расширения сферы деятельности правительства  в  области  всегда

актуальных   военных   расходов,   научных    исследований,    регулирования

экономического   развития   страны,   внешнеэкономической   деятельности   и

социальных  выплат  населению.  Правительство  имело  возможность  за   счет

временно  свободных  средств,   аккумулированных   в   специальных   фондах,

покрывать  кассовые  разрывы  и   дефицит   бюджета,   а   также   покрывать

непредвиденные  расходы.  Расширение  деятельности  государства  привело   к

созданию значительного количества специальных фондов, названия которых,  как

правило, объясняли  и  цель  расходования   средств.  Такая  множественность

фондов   усложняла   деятельность   государства,   поэтому   с   укреплением

централизованного  государства  начинается  период  унификации   специальных

фондов. На основе объединения различных фондов  был  создан  государственный

бюджет,  который  после   рассмотрения   и   утверждения   его   парламентом

превращается в закон, обязательный к исполнению. Однако многие  внебюджетные

фонды сохранили своё значение и самостоятельность и  существовали  наряду  с

государственным бюджетом. Специальные счета создавались  для  строительства,

правительственной  предпринимательской  деятельности,  управления   денежной

системой и государственным долгом, системой национального страхования.

      В России в отличие  от  зарубежных  государств,  исторически  сложилась

совершенно   иная   система    осуществления    государственных    расходов.

Составлялось только два бюджета: обыкновенный и  чрезвычайный.

Обыкновенный бюджет формировался из  традиционных,  относительно  постоянных  расходов  и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением  основных

функций  государства. 

Чрезвычайный  бюджет  фактически   выполнял   функции специальных фондов, он  не  утверждался,  не  публиковался  и  содержался  в тайне. За счет  его  средств  погашался  государственный  долг,  покрывались убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме  того,  за  счет средств чрезвычайного бюджета  покрывался  дефицит  обыкновенного,  так  как бюджетная    система    СССР    предусматривала     существование     одного государственного бюджета.

    Впервые  целевые  бюджетные  фонды  стали  создаваться   в   Российской

Федерации в период перехода  страны  на  новые  экономические  отношения  на

основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного  процесса

в  РСФСР»  от  10  октября  1991  года.  Главная  причина  их   создания   –

необходимость  выделения  чрезвычайно  важных  для   общества   расходов   и

обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую  роль

заняли социальные внебюджетные фонды.

     При создании  внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

       Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств.                 Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

 

2. Виды внебюджетных фондов и их классификация, источники формирования и особенности.

 

       Наиболее близки системе бюджетов государственные  внебюджетные  фонды.

Их, в отличие  от  целевых  бюджетных  фондов,  следует  рассматривать  как

отдельные части системы государственных финансов. Самые известные из них  —

это  четыре   фонда   социального   назначения:   Пенсионный,   социального

страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения.

 

 

       Другие внебюджетные фонды характеризуются либо  территориальной,  либо

экономической   или   отраслевой   направленностью.   Это    многочисленные

внебюджетные фонды территорий, включая территориальные фонды  обязательного

Информация о работе Внебюджетные фонды