Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Звенья бюджетной системы Российской Федерации 6
2. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Причины их возникновения 9
3. Доходы и расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы: их образование, источники, организация 13
3.1. Доходы звеньев бюджетной системы 16
3.2. Распределение доходов между звеньями бюджетной системы 19
3.3 Расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы. Распределение расходов между звеньями бюджетной системы РФ 22
3.4 Взаимосвязь доходов и расходов бюджетов разных уровней бюджетной системы 26
3.4.1 Субвенции 34
3.4.2 Современное состояние распределения дотаций между бюджетами субъектов РФ 38
3.4.3 Курганская область в системе межбюджетных отношений 41
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение 1
Приложение 2

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)
fy">     В настоящее время система межбюджетных отношений в РФ находится в  развитии, этот процесс сопровождается обоснованием оптимальной модели бюджетного федерализма. Изучается и анализируется опыт организации межбюджетных отношений в зарубежных странах, особенно тех, которые добились реальных успехов в региональном выравнивании.

     Межбюджетные  отношения в России строятся на следующих принципах:

    -сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;

    -самостоятельность бюджетов всех уровней;

    -единство бюджетной системы Российской Федерации; 

    -распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

    -разграничение и закрепление на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;

    -равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

    -выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

    -равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

     В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

     Межбюджетные  отношения строятся на принципе равенства  бюджетов субъектов Российской Федерации  во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом. Данный принцип предполагает установление единых для всех субъектов нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты, а также единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Такие нормативы финансовых затрат, как затраты на предоставление государственных услуг, минимальная бюджетная обеспеченность, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации и согласовываются с ними при принятии закона о бюджете на очередной финансовый год.

     Целями  организации системы межбюджетных отношений могут быть:

    -выравнивание бюджетной обеспеченности,

    -стимулирование роста налогового потенциала,

    -финансовое управление территориальным развитием,

    -снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

     Эффективность системы межбюджетных отношений  определяется не степенью централизации (децентрализации) бюджетной системы, наличием или отсутствием регулирующих налогов, долями доходов (расходов) федерального правительства, объемом и способами передачи финансовой помощи, а четко установленной и сбалансированной системой всех этих факторов, строго соответствующей особенностям данного федеративного государства.

     Причины возникновения системы межбюджетных отношений связаны, прежде всего, с неравномерностью социального и экономического развития регионов и муниципальных образований в их составе.

     Изменения в расходах по уровням бюджетной  системы Российской Федерации в  связи с передачей полномочий с одного уровня на другой связаны, во-первых, с задачей наиболее эффективного осуществления этих полномочий, а во-вторых, с наличием у органов власти разного уровня предметов совместного ведения, которые могут финансироваться из разных бюджетов в зависимости от принятых на соответствующем уровне решений.

     Межбюджетное  распределение и перераспределение  доходных источников обусловлено рядом  причин, основными из которых являются:

     1)    причины, связанные с тем, что  органы власти должны обладать  финансовыми ресурсами, достаточными  для выполнения поставленных перед ними задач;

     2)    причины, возникающие из необходимости  выравнивания финансовых возможностей  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований;

     3)    причины организационно-управленческого  характера, связанные с передачей  дополнительных объектов собственности или наличием у отдельных субъектов Российской Федерации таких функций, которых нет у других (например, функции столицы, крупного центра культуры и т. д.).

       Как правило, более высокая  централизация бюджетной системы  и больший объем перераспределяемых бюджетных средств характерны для стран с высокой степенью неравенства бюджетной обеспеченности между субъектами федерации. Также эффективность модели межбюджетных отношений, действующей в любом государстве, зависит от выбора оптимального сочетания различных методов и форм бюджетного регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Доходы и  расходы бюджетов разных уровней  бюджетной системы: их образование,  источники, организация

     В процессе образования доходов бюджета  происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

     Доходы  бюджета могут носить налоговый  и неналоговый характер. Источники  налоговых доходов:

     - прибыль,

     -заработная плата,

     -ссудный процент,

     -рента,

     -добавленная стоимость,

     -накопления и др.

     Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства  или при перераспределении уже  полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

     Расходы бюджета– это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

     За  счет расходов бюджета происходит перераспределение  средств бюджета по уровням бюджетной  системы через дотации, бюджетные  ссуды, субвенции и др.

     В системе межбюджетных отношений  существует передача расходов и доходов бюджетов.

     Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты  субъектов Российской Федерации  путем включения соответствующих  норм (положений) в федеральный закон о федеральном бюджете.

     Отдельные виды расходов бюджетов субъектов Российской Федерации могут передаваться из бюджета субъекта Российской Федерации  местным бюджетам только путем включения  соответствующих норм (положений) в  закон субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

     Финансовые  средства, необходимые для осуществления  отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.

     Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта Российской Федерации, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.

     Формы финансовой помощи из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации может быть осуществлено в следующих формах:

  1. предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерация;
  2. предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;
  3. предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.

     Также существует порядок предоставления финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности:

  1. финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты;
  2. перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета Российской Федерации;
  3. все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств.
  4. порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1. Доходы звеньев бюджетной системы

     Доходы  бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

     Доходы  бюджетов образуются за счет налоговых  и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных  перечислений.

     В доходах бюджетов учитываются:

-средства, получаемые в виде арендной  либо иной платы за сдачу  во временное владение и пользование  или во временное пользование  имущества, находящегося в муниципальной  или государственной собственности;

-средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

-средства, получаемые от передачи имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  под залог, в доверительное  управление;

-плата  за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной или платной основах;

-доходы  в виде прибыли, приходящейся  на доли в уставных капиталах  хозяйственных товариществ и  обществ, или дивидендов по  акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

-часть  прибыли государственных и муниципальных  унитарных предприятий, остающаяся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей;

-другие  предусмотренные законодательством  РФ доходы от использования  имущества.

     Доходы  бюджетов уровней бюджетной системы  делятся на доходы федерального бюджета, доходы региональных бюджетов и доходы местных бюджетов.

     Доходы  федерального бюджета – это денежные средства, поступающие  в безвозмездном  и безвозвратном  порядке  в  соответствии  с   законодательством   Российской Федерации  в  распоряжение  органов   государственной   власти   Российской Федерации.

     В доходы федерального бюджета зачисляются:

-собственные  налоговые доходы федерального  бюджета, за исключением налоговых  доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-собственные  неналоговые доходы;

-остаток  средств на конец предыдущего  года;

-доходы  от бюджетных фондов;

Информация о работе Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам