Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:15, курсовая работа
Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики.
Содержание
Введение 3
1. Звенья бюджетной системы Российской Федерации 6
2. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Причины их возникновения 9
3. Доходы и расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы: их образование, источники, организация 13
3.1. Доходы звеньев бюджетной системы 16
3.2. Распределение доходов между звеньями бюджетной системы 19
3.3 Расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы. Распределение расходов между звеньями бюджетной системы РФ 22
3.4 Взаимосвязь доходов и расходов бюджетов разных уровней бюджетной системы 26
3.4.1 Субвенции 34
3.4.2 Современное состояние распределения дотаций между бюджетами субъектов РФ 38
3.4.3 Курганская область в системе межбюджетных отношений 41
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение 1
Приложение 2
Расходы местных бюджетов связаны, прежде всего, с планами экономического и социального развития соответствующих территорий.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.
Таблица5.Распределение основных видов расходов по основным направлениям деятельности (%).
Расходы бюджетов | Федеральный бюджет | Бюджеты субъектов РФ | Местные бюджеты |
1 | 2 | 3 | 4 |
Государственное управление и местное саморегулирование | 40% | 27% | 33% |
Судебная власть | 92% | 8% | 0% |
Национальная оборона | 100% | 0% | 0% |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 83% | 13% | 4% |
Фундаментальные исследования в содействии НТП | 95% | 5% | 0% |
Промышленность, энергетика и строительство | 29% | 41% | 30% |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сельское хозяйство и рыболовство | 47% | 40% | 13% |
Транспорт, связь и информация | 11% | 42% | 47% |
ЖКХ | 0% | 6% | 94% |
Образование | 21% | 12% | 67% |
Здравоохранение и физическая культура | 14% | 32% | 54% |
Культура, искусство и кинематография | 23% | 24% | 53% |
Социальная политика | 58% | 19% | 23% |
Финансовая помощь другим бюджетам системы | 92% | 8% | 0% |
Многообразие
видов расходов бюджетов обуславливает
необходимость их группировки по
функциональному назначению, т.е. по
основным направлениям деятельности органов
государственной власти и местного
самоуправления.
3.4 Взаимосвязь бюджетов разных уровней по доходам и расходам.
В целях достижения сбалансированности бюджетов отдельные виды расходов и доходов могут передаваться из одного уровня бюджета другому. Так, отдельные виды расходов передаются из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации путем включения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на конкретный год и в Бюджетный кодекс РФ.
Отдельные виды расходов бюджетов субъектов Российской федерации, которые финансируются исключительно из бюджетов данного уровня, могут передаваться местным бюджетам только путем включения соответствующих норм в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ. К таким расходам относятся, например, обеспечение реализации региональных целевых программ, содержание и развитие предприятии, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ, обслуживание и погашение государственного долга субъекта Российской Федерации и иные расходы
Разграничение
и взаимосвязь доходов и
Базовым условием такого разграничения является разграничение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.
Методы
разграничения доходов и
Перераспределение средств – процесс ежегодной передачи средств из бюджета одного уровня на другой для оказания финансовой помощи, компенсации решений вышестоящих органов власти, а также для покрытия кассовых разрывов.
Механизм
перераспределения средств
Межбюджетные трансферты – средства одного бюджета, перечисляемые другому бюджету.
Законодатель четко определяет формы финансовой помощи, т.е. безвозвратной и безвозмездной передачи средств из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, к которым относятся:
1) предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
2) предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;
3) предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.
Помимо названных форм финансовой помощи могут использоваться такие методы бюджетного регулирования, как субсидии, трансферты.
Таблица 6. Характеристика видов финансовой помощи бюджетам разных уровней
Трактовка в российской практике | Трактовка в международной практике | |
1 | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 |
Дотации | бюджетные средства,
предоставляемые бюджету |
бюджетные средства, передаваемые физическим или юридическим лицам на безвозмездной основе |
Субсидии | бюджетные средства,
предоставляемые бюджету |
|
Субвенции | бюджетные средства, передаваемые юридическим лицам с целью уменьшения издержек на производство товаров и услуг | финансовая помощь из государственного бюджета |
Трансферты | средства, передаваемые в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки регионов, в котором доля каждого субъекта РФ нуждающегося в финансовой помощи устанавливается расчетным путем | любые безвозмездные платежи |
Предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для краев, областей, в состав которых входят автономные округа, рассчитываются для консолидированного бюджета края, области, включая бюджеты автономных округов, и зачисляются в бюджет края, области, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете и договором (соглашением) между органами государственной власти края, области и органами государственной власти автономного округа.
При оказании финансовой помощи местному бюджету субъектом Российской Федерации его уполномоченный орган (орган финансового контроля исполнительной власти или контрольный орган субъекта Российской Федерации) вправе провести ревизию местного бюджета - получателя финансовой помощи. Заключение контрольного органа оглашается при рассмотрении представительным органом субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации.
Финансовая помощь местным бюджетам может оказываться и из федерального бюджета на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными целевыми программами либо федеральными законами. В этом случае органы государственной власти Российской Федерации вправе осуществлять контроль за расходованием средств федерального бюджета, поступивших в местный бюджет. Согласно Бюджетному кодексу:
1.
В целях предоставления
2. В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов местных бюджетов в составе бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован региональный фонд софинансирования социальных расходов. Целевое назначение, условия и порядок предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются законами субъекта Российской Федерации.
3.
В случаях и порядке,
Продолжающаяся
централизация финансовых ресурсов
в федеральном бюджете с
В условиях экономического кризиса в 2010 г. в большинстве регионов произошло снижение собственной доходной базы. Так, поступления от одного из наиболее важных источников доходов региональных бюджетов - налога на прибыль организаций - в 2009 г. сократились на 41 %. По данным Минфина России, на 1 октября 2009 г. увеличилась кредиторская задолженность и долговые обязательства муниципальных образований, при том что в прошлом году большинство местных бюджетов было принято с дефицитом.
В целом по плановым показателям 2009 г. межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, составили 46,1% собственных доходов местных бюджетов, и в 2010 г. не предполагается внесение изменений в бюджетное и налоговое законодательство, предусматривающих увеличение собственной доходной базы местных бюджетов.
Информация о работе Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам