Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Звенья бюджетной системы Российской Федерации 6
2. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Причины их возникновения 9
3. Доходы и расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы: их образование, источники, организация 13
3.1. Доходы звеньев бюджетной системы 16
3.2. Распределение доходов между звеньями бюджетной системы 19
3.3 Расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы. Распределение расходов между звеньями бюджетной системы РФ 22
3.4 Взаимосвязь доходов и расходов бюджетов разных уровней бюджетной системы 26
3.4.1 Субвенции 34
3.4.2 Современное состояние распределения дотаций между бюджетами субъектов РФ 38
3.4.3 Курганская область в системе межбюджетных отношений 41
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение 1
Приложение 2

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)

     В Федеральном законе № 308-ФЗ объемы межбюджетных трансфертов бюджетам других уровней  распределены по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета. При этом финансовая помощь и субвенции, подлежащие предоставлению бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, сосредоточены в разд. 11 "Межбюджетные трансферты".

     Без учета средств по подразделу 1105 "Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов" объемы межбюджетных трансфертов сократятся на 173 359,8 млн руб., или на 13,4%. При этом структура межбюджетных трансфертов изменена за счет уменьшения объемов дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ (на 14,3, 14,0 и 41,8% соответственно).

     Объем дотаций на 2010 г. на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов  РФ предусмотрен с учетом увеличения на 23 млрд руб. и составит 396 995,7 млн руб. Помимо указанных дотаций регионам ежегодно предоставляются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Так, в 2009 г. в федеральном бюджете объем таких дотаций определялся с учетом необходимости осуществления субъектами РФ антикризисных мер. Этот объем в прошлом финансовом году составил 150 млрд руб., что позволило оказать нуждающимся субъектам РФ необходимую финансовую помощь для обеспечения своевременного выполнения своих обязательств. Вместе с тем в 2010 г. в федеральном бюджете значительно снижены размеры дотаций по целевой статье 5170200 "Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов". Средства на эти цели запланированы в текущем году в объеме 89 963,2 млн руб., т. е. со снижением по сравнению с 2009 г. на 53,5%.

     Предоставление  субсидий из федерального бюджета в 2010 г. будет сопровождаться установлением  четких конечных целей и сроков достижения указанных целей, по завершении которых  предоставление субсидий должно быть прекращено.

     В целях оказания финансовой поддержки субъектам РФ на реализацию закрепленных за ними обязательств в 2010 г. предусмотрены субсидии бюджетам субъектов РФ в объеме 341 145,9 млн руб. Однако объем указанных субсидий в текущем году составляет всего лишь 67,4% к уровню 2009 г. Но необходимо учитывать, что в дотационных субъектах РФ фонды финансовой поддержки муниципальных образований формируются за счет части средств финансовой помощи, предостав­ляемой из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ. Учитывая значительную централизацию доходов в федеральном бюджете, бюджетная обеспеченность муниципальных образований в значительной степени зависит от размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, а также порядка и условий ее распределения между бюджетами субъектов РФ.

     В 2010 г. для частичного покрытия дефицитов  бюджетов субъектов РФ и временных  кассовых разрывов, возникающих при  их исполнении, большинство субъектов  РФ вынуждено будет обращаться за предоставлением бюджетных кредитов из федераль­ного бюджета на срок до трех лет. В Федеральном законе № 308-ФЗ на эти цели предусмотрено выделить до 140,0 млрд руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Субвенции

     В последние десятилетия наиболее распространенной формой предоставления финансовой помощи территориям стали субвенции. Это обусловлено не только ограниченностью финансовых ресурсов, но и необходимостью более эффективного их использования на основе целевого предоставления и освоения денежных средств.

     Предоставление  территориям субвенций регламентируется законодательными актами. В Бюджетном кодексе РФ это отражено в гл. 16 (ст. 133, 136). В наибольшей степени вопрос о финансовой помощи территориям в виде субвенций рассматривается в Законе РФ «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» (от 15 июля 1992 г. № 3303-1).

     В соответствии с законодательством  действуют следующие условия  выделения субвенций и ответственность за соблюдение этих условий.

1. Субвенции предоставляются для финансирования конкретных мероприятий. Использование субвенций не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты и проекты.

2. Орган,  предоставивший субвенции, вправе  контролировать их использование.  Получатель субвенций обязан отчитаться об их использовании в установленном порядке.

3. Субвенция,  не использованная в срок или  использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

     Субвенции могут быть текущие и инвестиционные. Текущие субвенции вышестоящего бюджета предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов, закрепленных за ними общегосударственных социальных расходов. При этом к общегосударственным социальным расходам относятся текущие расходы на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социальную защиту населения, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.

     Инвестиционные  субвенции из вышестоящего бюджета  предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств  территориальных бюджетов закрепленных за ними общегосударственных капитальных  вложений. К общегосударственным  капитальным вложениям относятся капитальные вложения на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территории, подлежащие

     Право на получение текущих субвенций  из федерального бюджета имеют республики в составе Российской Федерации, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, в общих доходах консолидированных бюджетов которых доля бюджетных доходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышает среднюю по Российской Федерации.

     Перечень  общегосударственных социальных расходов, гарантированные Российской Федерацией объемы и нормативы их финансирования, закрепление этих расходов за соответствующими уровнями бюджетной системы на очередной  финансовый год устанавливаются  Министерством финансов РФ и утверждаются Федеральным Собранием РФ при рассмотрении и утверждении федерального бюджета.

     Текущие субвенции из федерального бюджета  предоставляются при условии  выделения на финансирование соответствующих  статей общегосударственных социальных расходов доли доходов консолидированного бюджета республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга не ниже средней по Российской Федерации.

     Инвестиционные  субвенции из федерального бюджета предоставляются только на инвестиционные проекты и программы, прошедшие экспертизу и получившие одобрение Министерства экономики РФ. Условия и порядок представления инвестиционных проектов и программ на экспертизу устанавливаются Министерством экономики РФ.

     Органы  представительной власти республик  в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов  Москвы и Санкт-Петербурга в течение  месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета  обязаны представить в Федеральное Собрание РФ и Министерство финансов РФ отчет об использовании полученных субвенций.

     Финансовые  ресурсы, имеющие целевое назначение, могут выделяться территориям из внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды, осуществляющие субвенционное финансирование, создаются по решению Федерального Собрания РФ с целью привлечения дополнительных средств на финансирование мероприятий государственной региональной политики, направленных на сближение уровней социально-экономического развития регионов РФ, освоение новых территорий, оздоровление окружающей среды, регулирование процесса миграции населения, предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий.

     Средства  внебюджетных фондов, осуществляющих субвенционное финансирование, формируются за счет:

1) перечисления  федеральных средств из внебюджетных  источников;

2) кредитов  и займов, в том числе иностранных;

3) прочих  поступлений.

     Субвенции из внебюджетных фондов республикам  в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу предназначены для привлечения дополнительных средств на финансирование реализуемых на их территориях инвестиционных проектов и программ. Эти субвенции не могут быть направлены на финансирование текущих расходов бюджетов и возмещение убытков, понесенных в результате хозяйственной деятельности.

     Право на получение субвенций из внебюджетных фондов имеют органы представительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в установленном порядке получивших статус региона Российской Федерации, нуждающегося в финансовой помощи.

     Доля  субвенций из внебюджетного фонда  по конкретным проектам или программам не может превышать 80% капитальных вложений получателя субвенций, направляемых на реализацию этих инвестиционных проектов или программ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4.2 Современное  состояние распределения дотаций  между бюджетами субъектов РФ.

     Федеральные дотации регионам различаются в проекте бюджета-2011 более чем в 50 раз. Так, в Белгородскую область Минфин перечислит в 2011 году менее тысячи рублей в пересчете на каждого жителя, а в Якутию, Магадан и Туву – более 43 тыс. руб. на человека.

     В 2011 году Минфин планирует выделить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в объеме почти 400 млрд. руб. Эти деньги будут распределены между большинством субъектов РФ. В список получателей федеральной помощи не вошли Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская область и некоторые другие субъекты-доноры. Также Центр выделит дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Министерство Финансов выделяет также субсидии региональным бюджетам на содействие занятости населения, на финансирование оказания дополнительной медицинской помощи местными врачами. В сумме эти отчисления из Центра достигают более 470 млрд. руб.

     В список получателей дотаций попали около 70 субъектов РФ. Согласно сводке Росстата о численности населения в регионах России за 2009 год, речь в данном случае идет примерно о 100 млн. россиян. Тем самым в пересчете на душу населения приходится в среднем около 4700 руб. дотаций из федерального бюджета.

     В то же время из проекта бюджета-2011 следует, что в России между регионами существует сильнейшая дифференциация не только по доходам населения, но и по федеральной помощи Центра. Объемы этой помощи субъектам различаются порой более чем в 50 раз, а иногда и в 100 раз. Так, в Белгородскую область Минфин перечислит в 2011 году менее тысячи рублей на каждого жителя. Дотации же Центра в расчете на каждого жителя Камчатки достигнут почти 90 тыс. руб.

     Выделяются 10 субъектов РФ, в которые в  будущем году помощь из Центра поступит в минимальном объеме (от 950 до 1900 руб. в расчете на душу населения), и 10 субъектов РФ, которым предстоят щедрые федеральные вливания (от 12 тыс. руб. до почти 90 тыс. руб. на каждого жителя). В первую группу попали Белгородская, Свердловская, Нижегородская, Калужская, Оренбургская, Вологодская, Калининградская, Новгородская области, Красноярский край, Башкортостан. Вторая группа представлена Бурятией, Еврейской автономной областью, Чечней, Ингушетией, Чувашией, Алтаем, Тувой, Якутией, Магаданской областью, Камчатским краем.

     Таблица7. Десять регионов с минимальными дотациями в расчёте на душу населения (руб. в год)

     
Регион Сумма
Белгородская  область 958
Свердловская  область 997
Нижегородская область 1004
Красноярский  край 1044
Калужская область 1066
Оренбургская  область 1286
Вологодская область 1572
Республика  Башкортостан 1762
Калининградская область 1894
Новгородская  область 1898

Информация о работе Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам