Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Звенья бюджетной системы Российской Федерации 6
2. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Причины их возникновения 9
3. Доходы и расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы: их образование, источники, организация 13
3.1. Доходы звеньев бюджетной системы 16
3.2. Распределение доходов между звеньями бюджетной системы 19
3.3 Расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы. Распределение расходов между звеньями бюджетной системы РФ 22
3.4 Взаимосвязь доходов и расходов бюджетов разных уровней бюджетной системы 26
3.4.1 Субвенции 34
3.4.2 Современное состояние распределения дотаций между бюджетами субъектов РФ 38
3.4.3 Курганская область в системе межбюджетных отношений 41
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение 1
Приложение 2

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица8. Десять регионов с максимальными дотациями в расчёте на душу населения (руб. в год)

Регион Сумма
Республика  Бурятия 12 454
Еврейская автономная область 12 730
Чеченская Республика 13 021
Республика  Ингушетия 15 258
Чувашская Республика – Чувашия 20 331
Республика  Алтай 29 683
Республика  Тува  31 686
Республика  Саха (Якутия) 42 998
Магаданская область 48 947
Камчатский  край 86 957

     Многое в таком распределении зависит от экономической обстановки в регионах. Логично, что регионам с наименее развитой промышленностью или со слабым аграрным сектором, а также с острой социальной обстановкой государство выделит больше средств, чем тем областям, которые чувствуют себя уверенно с экономической и с социальной точек зрения. Поэтому по такой региональной «рассортировке» Минфина можно понять, в каком положении находятся те или иные субъекты РФ. «Многое зависит от развитости, самодостаточности регионов. Районы Центральной России – это чаще всего и аграрные, и промышленные районы одновременно. Тем регионам, на территории которых сохранились и активно действуют промышленные гиганты, конечно, проще», – рассуждает руководитель Центра инвестиций Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Яков Дубенецкий.

     Однако  наличие промышленных гигантов на территории региона еще не гарантирует его  благополучия. По данным Независимого института социальной политики, металлургическая, машиностроительная и другая промышленность так и не оправилась от кризисного шока в Поволжье, на Урале, в некоторых областях центра и северо-запада и отчасти – в Сибири.

     По  словам экспертов, в распределении  дотаций из Центра помимо экономических  мотивов нужно искать и политические. Причем часть аналитиков настаивают именно на политических мотивах. «За таким распределением стоит политика. Одни неблагополучные регионы властям кажутся более важными, чем другие, в силу своего стратегического положения или этнокультурного фактора, – поясняет аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. – Лоббистские возможности регионального руководства, в свою очередь, опираются на вполне объективные факторы. На те проблемы, которые могут возникнуть у федеральных властей, если они откажутся идти на поводу у местных руководителей».  
 

      1. Курганская  область в системе межбюджетных отношений

     25 ноября 2008 года на заседании областной  Думы Закон Курганской области  «Об областном бюджете на 2009 год  и на плановый период 2010 и 2011 годов» был принят во втором окончательном чтении.

     Основные  характеристики областного бюджета:

  1. на 2009 год – общий объем доходов 21753, 3 млн.рублей, расходы -23394,4 млн.рублей, дефицит областного бюджета – 1641,1 млн.рублей;
  2. на 2010 год – общий объем доходов 23101,1 млн.рублей, расходы - 24385,3 млн.рублей, дефицит областного бюджета – 1284,2 млн.рублей;
  3. на 2011 год – общий объем доходов 25267,7 млн.рублей, расходы – 25594,5 млн.рублей, дефицит – 326,8 млн.рублей.

     Бюджет 2009-2011 годов сохраняет свою социальную направленность. Приоритетами расходов определены сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, физической культуры, укрепление материально-технической базы учреждений бюджетной сферы. Вместе с тем увеличивается и инвестиционная составляющая бюджета, направленная на решение таких задач, как капитальный ремонт жилищного фонда, повышение доступности жилья, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, выполнение программы газификации области, строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, развитие дорожного хозяйства.

     Доходы  и расходы областного бюджета  увеличиваются на 1,27 млрд. рублей, доходы в областной бюджет составят 23,2 млрд. руб., а расходы — 25,18 млрд. руб.

     Необходимо  отметить позитивные тенденции в  поступлении собственных доходов  в областной бюджет за I полугодие 2010 года. Предусматривается увеличение на 1 млрд. руб. На 272,7 млн. руб. увеличится финансовая помощь региональному бюджету. Указанные средства будут направлены на:

  1. государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские хозяйства) — 41,4 млн. руб.,
  2. обеспечение жилыми помещениями детей-сирот — 10,8 млн. руб.,
  3. совершенствование питания учащихся в общеобразовательных школах – новый вид финансовой помощи в целях реализации экспериментального проекта в Шумихинском районе — 7,4 млн. руб.,
  4. оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов — 12,1 млн. руб. и т. д.

     За  счет собственных доходов предусматривается  увеличение бюджетных ассигнований на субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей области, пострадавших от засухи в 2010 году – 400 млн. руб., капитальное строительство в сумме 463,6 млн. руб., из них 420,5 млн. руб. – на завершение строительства газопровода-отвода Шумиха-Мишкино-Юргамыш.

     Если  рассмотреть и проанализировать Приложение 11 к Закону Курганской области  от 27 ноября 2009 года №517 «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», то можно увидеть, что наибольшую долю межбюджетных трансфертов из областного бюджета получил город Курган в сумме 1 505 778,5 тыс.руб. Причиной этого можно назвать ту, что Курган – наиболее «урбанизированный» город в Курганской области, его нужды по сравнению с остальными территориями наиболее разнообразны. В то время как Юргамышский район получил всего лишь 174 050,1 тыс.руб. Общая сумма межбюджетных трансфертов, выделенных из областного бюджета местным бюджетам составила 6 801 423,2 тыс.руб.

     Помимо  этого, в Курганскую область поступают  субвенции из федерального бюджета  и субсидии из областного бюджета. Из федерального бюджета поступают  средства, направленные:

     -на  государственную регистрацию актов гражданского состояния,

     -на  осуществление полномочий по  подготовке проведения статистических  переписей,

     -на  реализацию мероприятий по проведению  оздоровительной кампании детей,  находящихся в трудной жизненной  ситуации, в лагерях дневного  пребывания,

     -на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения и др.

     А из областного бюджета местным бюджетам предоставляются средства на:

     -денежные  выплаты врачам-специалистам муниципальных  учреждений здравоохранения,

     - питание учащихся из малоимущих  семей,

     -проведение  ремонтов и оснащение школ  и детских садов и др.

     Таким образом, можно с уверенностью сказать  о том, что Курганская область принимает активное участие в межбюджетных отношениях, является получателем средств в качестве субсидий и субвенций из Федерального бюджета. В свою очередь, финансирование местных бюджетов производится за счёт средств областного бюджета. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Бюджетная система Российской Федерации состоит, из бюджетов трех уровней и включает в себя: федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов, а также местные бюджеты. Как всякое системное образование бюджетная система представляет собой совокупность не просто составляющих ее самостоятельных, независимых друг от друга элементов, а совокупность взаимодействующих между собой взаимосвязанных, взаимообусловленных институтов, функционирующих в соответствии с едиными принципами для достижения общих целей и задач. Достижение сбалансированности бюджета в целом возможно только в результате повседневной деятельности государственных органов, называемой бюджетным регулированием, направленным на перераспределение доходов и расходов между бюджетами всех уровней. Возникающие при этом общественные отношения являются межбюджетными отношениями. Характеристике и анализу названных отношений посвящена глава 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой отмечается, что межбюджетные отношения – это совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

     Каждый  из  бюджетов  на  каждом  уровне  служит  финансовой  базой  для деятельности  соответствующих  государственных,  региональных  или   местных органов.

     Бюджеты  состоят  из   двух   дополняющих   друг   друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

         Доходная часть показывает, откуда  поступают средства на  финансирование деятельности государства, какие слои  общества  отчисляют  больше  из  своих доходов.   Структура   доходов   непостоянна   и   зависит   от   конкретных экономических   условий   развития   страны,    рыночной    конъюнктуры    и осуществляемой экономической политики. Любое  изменение  структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.

         Расходная часть показывает, на  какие цели направляются аккумулированные государством средства. Расходы   государственного  бюджета  –  это  экономические   отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных  средств  государства  и его использование по отраслевому, целевому  и  территориальному  назначению.

     Категория расходов  бюджета  проявляется  через  конкретные  виды  расходов, каждый  из  которых   может   быть   охарактеризован    с   качественной   и количественной  сторон.  Качественная  характеристика  позволяет  установить экономическую природу  и  общественное  назначение  каждого  вида  бюджетных расходов, количественная – их величину.

     В ходе курсовой работы были рассмотрены  межбюджетные отношения в разрезе  доходов и расходов бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

     Поставленные  в начале исследования задачи

    1. рассмотрение звеньев бюджетной системы Российской Федерации;
    2. раскрытие понятия «межбюджетные отношения»;
    3. выявление причин возникновения межбюджетных отношений;
    4. изучение принципов межбюджетных отношений;
    5. рассмотрение и анализ доходов бюджетов разных уровней и их взаимосвязь;
    6. рассмотрение и изучение расходов бюджетов разных уровней и их взаимосвязь;

были  полностью раскрыты.

     Однако, несмотря на значительную проработанность  темы исследования в научной литературе по-прежнему остаются проблемы межбюджетных отношений. К их числу относятся такие вопросы, как структура бюджетной системы региона, обеспеченность органов местного самоуправления собственными финансовыми ресурсами, определение пределов межбюджетного выравнивания, построение эффективного механизма организации и регулирования межбюджетных отношений, распределение доходов и расходов между бюджетами разных уровней.

     Стоящая сегодня задача – более эффективное  и качественное расходование бюджетами средств, которыми они располагают.

     Реализация  необходимых мер по повышению  эффективности межбюджетных отношений  должна обеспечить завершение в целом  процесса системного реформирования межбюджетных отношений, создание эффективной, устойчивой и прозрачной системы финансовых взаимоотношений между органами власти в Российской Федерации, способной к самостоятельному развитию на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам