Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:27, доклад
Человек долгое время относился потребительски к окружающей его среде и к природным ресурсам, которыми он пользуется. Чем дольше живет человечество на планете, тем меньше становиться ресурсов и ухудшается состояние природной среды. В настоящее время люди уже стали осознавать необходимость бережного отношения к окружающей природной среде.
По
отношению к компонентам
Помимо ресурсов изучению подлежат и экотрудовые условия окружающей среды. Под условиями понимают совокупность природных факторов, имеющих существенное значение для производственной и непроизводственной деятельности человека. Экотрудовые условия непосредственно не участвуют в хозяйственной деятельности, но оказывают влияние на самочувствие и дееспособность людей, на возможность применения тех или иных средств производства. Так, климат изучают и с позиции ресурсов (ветроэнергетика), и с позиции условий жизнедеятельности человека. Поэтому разделение на ресурсы и условия в значительной степени условно.
Пространственная неоднородность окружающей среды определяет трудоемкость связывания естественных ресурсов с местами их переработки и пунктами потребления готовой продукции. Поэтому индустрия добычи и переработки сырья характеризуется обеспеченностью ресурсами, экотрудовыми условиями и дислокационной выгодностью организации природопользования, или экономико-географическим положением.
Негативное влияние природопользования на окружающую среду очевидно. Влиянию окружающей среды на применяемые способы природопользования уделяется меньше внимания. В горном производстве, сельском и лесном хозяйстве, гидроэнергетике взаимосвязь среды и производства является особенно сложной. Эта связь проявляет себя в закономерном влиянии на экономический результат свойств ресурса, экотрудовых условий и дислокационной выгодности территории, с одной стороны, и возможных в данных условиях способах природопользования - с другой. Поэтому нет оснований говорить о равных экономических возможностях всех регионов РФ.
На способы природопользования влияет также деградация возобновимых ресурсов: снижение продуктивности морских и наземных экосистем, плодородия сельскохозяйственных и лесных земель, изменение уровня грунтовых вод. Загрязнение воздушной среды, поверхностных и подземных вод, почв и грунтов, снижение рекреационных качеств ландшафтов ухудшает экотрудовые условия природопользования.
Таким
образом, существует множество направлений
и способов природопользования. Разработаны
и основы методологии
Как вид общественной деятельности природопользование регулируется следующими законодательными актами.
Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года.
Кодексами Российской Федерации:
водным (1995 г.);
лесным (1997 г.);
градостроительным (1997 г.);
земельным (2001 г.).
Федеральными законами:
"О
санитарно-эпидемиологическом
"О плате за землю" (1991 г.) с изменениями и дополнениями по состоянию на 3 1.12.97 г.;
"О
защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
-"О недрах" (1995 г.);
"О
природных лечебных ресурсах
и лечебно-оздоровительных
"Об
особо охраняемых природных
"О животном мире" (1995 г.);
"О континентальном шельфе" (1995 г.);
"Об экологической экспертизе" (1995 г.);
"О
радиационной безопасности
"О
безопасном обращении с
"О землеустройстве" (2001 г.);
-
"О разграничении
-"Об
охране окружающей среды" (2002 г.)
и другими. Конкретные
Составной частью государственной системы стандартов (ГСС) является система "Охрана природы", имеющая номер 17 [18-30]. Она сориентирована на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов и разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований. Система стандартов "Охрана природы" включает 10 комплексов стандартов: 0 - организационно-методические стандарты, 1 - гидросфера., 2 - атмосфера, 3 - биологические ресурсы, 4 - почвы, 5 - земли, 6 - флора, 7 - фауна, 8 - ландшафты, 9 - недра. Каждый из перечисленных комплексов объединяет следующие группы стандартов: 0 - основные положения; 1 - термины, определения, классификация; 2 - показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов, показатели интенсивности использования ресурсов; 3 - правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов; 4 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий; 5 - требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей среды; 6 - требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений; 7 - прочие стандарты. Таким образом, обозначение стандарта складывается из номера системы по классификатору ГСС, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года его регистрации, например: ГОСТ 17.8.1.01-86 "Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения".
Основы государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования закреплены законом "Об охране окружающей среды", призванным обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач; сохранить благоприятную окружающую среду, биологическое разнообразие и природные ресурсы в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений; укрепить правопорядок в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии с законом, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также юридических и физических лиц осуществляется на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду (ОС);
обеспечение
благоприятных условий
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной ОС;
необходимость
охраны, воспроизводства и
ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятной ОС и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и обязательность возмещения вреда ОС;
независимость контроля в области охраны ОС;
презумпция
экологической опасности
обязательность оценки воздействия па ОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность
проведения государственной экологической
экспертизы проектов и иной документации,
обосновывающих хозяйственную деятельность,
которая может оказать
учет
природных и социально-
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны ОС;
обеспечение
снижения негативного воздействия
на ОС в соответствии с нормативами,
которого можно достичь на основе
использования наилучших
обязательность участия в деятельности по охране ОС органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц;
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны ОС к хозяйствующим субъектам;
запрещение
хозяйственной и иной деятельности,
последствия которой
соблюдение права каждого гражданина на получение достоверной информации о состоянии ОС, а также на его участие в принятии природоохранных решений в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны ОС;
необходимость организации и развития системы экологического образования, воспитание и формирования экологической культуры.
1.3
Понятие и источники
международного права
охраны окружающей
среды
Международное право окружающей среды - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные отношения по поводу охраны окружающей среды от вредных воздействий, рационального использования ее отдельных элементов в целях обеспечения оптимальных условий жизни и здоровья отдельных индивидов, а также самого существования человечества в целом.
Значение международного права окружающей среды. Выход на международный уровень вопросов урегулирования отношений по поводу окружающей среды обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, развитием научно-технического прогресса. Во-вторых, резкое увеличение популяции человечества, которое приводит к дисбалансу мировых экологических связей (сегодня человечество не обладает естественными врагами, способными регулировать его популяцию).
Предмет международного права окружающей среды. Формирование отрасли международного права - международное право окружающей среды произошло на основании принципа «Пользуйся так своим, чтобы не вредить другому». Вопросы охраны и использования окружающей среды регулируются национальным законодательством до тех пор, пока они не выходят за пределы территориальных границ государства. Международное право окружающей среды имеет самостоятельный предмет правового регулирования - международные экологические отношения, которые можно условно разделить на три группы:
1)
Отношения по предотвращению
и ограничению вредных
2)
Обеспечение рационального
3) Охрана уникальных природных объектов путем их консервации от хозяйственного воздействия человека (экологические иммунитеты).
Информация о работе Зарубежный опыт природоохранной деятельности