Зарубежный опыт природоохранной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:27, доклад

Описание

Человек долгое время относился потребительски к окружающей его среде и к природным ресурсам, которыми он пользуется. Чем дольше живет человечество на планете, тем меньше становиться ресурсов и ухудшается состояние природной среды. В настоящее время люди уже стали осознавать необходимость бережного отношения к окружающей природной среде.

Работа состоит из  1 файл

регионалка.doc

— 288.00 Кб (Скачать документ)

     По  отношению к компонентам природной  среды различают ресурсы геологические, минеральные, водные, климатические, земельные, биологические и экологические. По характеру использования ресурсы подразделяют на промышленные, сельскохозяйственные, топливно-энергетические, продовольственные, оздоровительные, ландшафтно-курортные, рекреационные и другие. Совокупность естественных ресурсов страны определяет ее природное богатство. Основной принцип охраны естественных ресурсов - охрана в процессе использования.

     Помимо  ресурсов изучению подлежат и экотрудовые  условия окружающей среды. Под условиями понимают совокупность природных факторов, имеющих существенное значение для производственной и непроизводственной деятельности человека. Экотрудовые условия непосредственно не участвуют в хозяйственной деятельности, но оказывают влияние на самочувствие и дееспособность людей, на возможность применения тех или иных средств производства. Так, климат изучают и с позиции ресурсов (ветроэнергетика), и с позиции условий жизнедеятельности человека. Поэтому разделение на ресурсы и условия в значительной степени условно.

     Пространственная  неоднородность окружающей среды определяет трудоемкость связывания естественных ресурсов с местами их переработки и пунктами потребления готовой продукции. Поэтому индустрия добычи и переработки сырья характеризуется обеспеченностью ресурсами, экотрудовыми условиями и дислокационной выгодностью организации природопользования, или экономико-географическим положением.

     Негативное  влияние природопользования на окружающую среду очевидно. Влиянию окружающей среды на применяемые способы  природопользования уделяется меньше внимания. В горном производстве, сельском и лесном хозяйстве, гидроэнергетике взаимосвязь среды и производства является особенно сложной. Эта связь проявляет себя в закономерном влиянии на экономический результат свойств ресурса, экотрудовых условий и дислокационной выгодности территории, с одной стороны, и возможных в данных условиях способах природопользования - с другой. Поэтому нет оснований говорить о равных экономических возможностях всех регионов РФ.

     На  способы природопользования влияет также деградация возобновимых ресурсов: снижение продуктивности морских и наземных экосистем, плодородия сельскохозяйственных и лесных земель, изменение уровня грунтовых вод. Загрязнение воздушной среды, поверхностных и подземных вод, почв и грунтов, снижение рекреационных качеств ландшафтов ухудшает экотрудовые условия природопользования.

     Таким образом, существует множество направлений  и способов природопользования. Разработаны  и основы методологии природопользования. Главная же проблема заключается  в адекватности оценок результат /ущерб, и связана она с необратимостью развития системы "природа - общество". Следствием неполных знаний и отсутствия механизма согласования имеющихся знаний на основе единой научной теории является ситуация, известная как "экологический кризис".

     Как вид общественной деятельности природопользование регулируется следующими законодательными актами.

     Конституцией  Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года.

     Кодексами Российской Федерации:

     водным (1995 г.);

     лесным (1997 г.);

     градостроительным (1997 г.);

     земельным (2001 г.).

     Федеральными  законами:

     "О  санитарно-эпидемиологическом благополучии  населения" (1999 г.);

     "О  плате за землю" (1991 г.) с изменениями  и дополнениями по состоянию  на 3 1.12.97 г.;

     "О  защите населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (1994 г.);

     -"О  недрах" (1995 г.);

     "О  природных лечебных ресурсах  и лечебно-оздоровительных местностях  и курортах" (1995 г.);

     "Об  особо охраняемых природных территориях" (1995 г.);

     "О  животном мире" (1995 г.);

     "О  континентальном шельфе" (1995 г.);

     "Об  экологической экспертизе" (1995 г.);

     "О  радиационной безопасности населения" (1996 г.);

     "О  безопасном обращении с пестицидами  и агрохимикатами"( 1997г.);

     "О  землеустройстве" (2001 г.);

     - "О разграничении государственной  собственности на землю"(2001 г.);

     -"Об  охране окружающей среды" (2002 г.) и другими. Конкретные требования  к организации и осуществлению  природопользования приведены в  следующих типах нормативных  документов: государственной системе  стандартов (ГОСТ), строительных нормах и правилах (СНиП), санитарных нормах (СН), санитарных нормах и правилах (СанПиН), руководствах (Р), руководящих документах (РД), общегосударственных нормативных документах (ОНД).

     Составной частью государственной системы  стандартов (ГСС) является система "Охрана природы", имеющая номер 17 [18-30]. Она сориентирована на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов и разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований. Система стандартов "Охрана природы" включает 10 комплексов стандартов: 0 - организационно-методические стандарты, 1 - гидросфера., 2 - атмосфера, 3 - биологические ресурсы, 4 - почвы, 5 - земли, 6 - флора, 7 - фауна, 8 - ландшафты, 9 - недра. Каждый из перечисленных комплексов объединяет следующие группы стандартов: 0 - основные положения; 1 - термины, определения, классификация; 2 - показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов, показатели интенсивности использования ресурсов; 3 - правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов; 4 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий; 5 - требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей среды; 6 - требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений; 7 - прочие стандарты. Таким образом, обозначение стандарта складывается из номера системы по классификатору ГСС, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года его регистрации, например: ГОСТ 17.8.1.01-86 "Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения".

     Основы  государственной политики в области  охраны окружающей среды и рационального  природопользования закреплены законом "Об охране окружающей среды", призванным обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач; сохранить благоприятную окружающую среду, биологическое разнообразие и природные ресурсы в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений; укрепить правопорядок в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

     В соответствии с законом, хозяйственная  и иная деятельность органов государственной  власти и местного самоуправления, а также юридических и физических лиц осуществляется на основе следующих принципов:

     соблюдение  права человека на благоприятную  окружающую среду (ОС);

     обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности  человека;

     научно  обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной ОС;

     необходимость охраны, воспроизводства и рационального  использования природных ресурсов как важнейшего условия обеспечения  благоприятной ОС и экологической безопасности государства;

     ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение  благоприятной ОС и экологической  безопасности на соответствующих территориях;

     платность природопользования и обязательность возмещения вреда ОС;

     независимость контроля в области охраны ОС;

     презумпция  экологической опасности планируемой  хозяйственной и иной деятельности;

     обязательность  оценки воздействия па ОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной  и иной деятельности;

     обязательность  проведения государственной экологической  экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на ОС, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

     учет  природных и социально-экономических  особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной  и иной деятельности;

     приоритет сохранения естественных экологических  систем, природных ландшафтов и природных  комплексов;

     допустимость  воздействия хозяйственной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны ОС;

     обеспечение снижения негативного воздействия  на ОС в соответствии с нормативами, которого можно достичь на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

     обязательность  участия в деятельности по охране ОС органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц;

     сохранение  биологического разнообразия;

     обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны ОС к хозяйствующим субъектам;

     запрещение  хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для ОС; запрещение реализации тех  проектов, которые могут привести к деградации экологических систем, изменению и/или уничтожению генетического фонда организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям ОС;

     соблюдение  права каждого гражданина на получение  достоверной информации о состоянии ОС, а также на его участие в принятии природоохранных решений в соответствии с законодательством;

     ответственность за нарушение законодательства в  области охраны ОС;

     необходимость организации и развития системы  экологического образования, воспитание и формирования экологической культуры.

     1.3 Понятие и источники  международного права  охраны окружающей  среды 

     Международное право окружающей среды - совокупность международно-правовых принципов и  норм, регулирующих международные отношения  по поводу охраны окружающей среды от вредных воздействий, рационального использования ее отдельных элементов в целях обеспечения оптимальных условий жизни и здоровья отдельных индивидов, а также самого существования человечества в целом.

     Значение  международного права окружающей среды. Выход на международный уровень вопросов урегулирования отношений по поводу окружающей среды обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, развитием научно-технического прогресса. Во-вторых, резкое увеличение популяции человечества, которое приводит к дисбалансу мировых экологических связей (сегодня человечество не обладает естественными врагами, способными регулировать его популяцию).

     Предмет международного права окружающей среды. Формирование отрасли международного права - международное право окружающей среды произошло на основании принципа «Пользуйся так своим, чтобы не вредить другому». Вопросы охраны и использования окружающей среды регулируются национальным законодательством до тех пор, пока они не выходят за пределы территориальных границ государства. Международное право окружающей среды имеет самостоятельный предмет правового регулирования - международные экологические отношения, которые можно условно разделить на три группы:

     1) Отношения по предотвращению  и ограничению вредных воздействий  на состояние окружающей среды, которые могут быть решены лишь усилиями всего международного сообщества (загрязнение Мирового океана, воздушного бассейна, загрязнение окружающей среды в ходе военных конфликтов и т.д.).

     2) Обеспечение рационального использования международных при родных ресурсов.

     3) Охрана уникальных природных  объектов путем их консервации  от хозяйственного воздействия  человека (экологические иммунитеты).

Информация о работе Зарубежный опыт природоохранной деятельности