Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:27, доклад
Человек долгое время относился потребительски к окружающей его среде и к природным ресурсам, которыми он пользуется. Чем дольше живет человечество на планете, тем меньше становиться ресурсов и ухудшается состояние природной среды. В настоящее время люди уже стали осознавать необходимость бережного отношения к окружающей природной среде.
Субъекты международного права окружающей среды. К субъектам международного права окружающей среды относят: государства, международные организации, международные неправительственные организации.
Основным
субъектом права являются государства.
В научной литературе предложено
несколько классификаций
1)
государства, наиболее
2)
развитые государства и
3)
государства, испытывающие
Несмотря
на различие статуса государств, осуществление
конкретного нормативно-
Международное право окружающей среды является молодой отраслью, которая выделилась из таких отраслей международного права, как международное морское, воздушное, космическое право. Однако данные отрасли регулируют отношения по поводу эксплуатации элементов природы и имеют в своей основе иные приоритеты - обеспечение реализации прав суверенных государств по использованию природных ресурсов. Международное же право окружающей среды основывается на использовании природных ресурсов с учетом ограничений, вводимых в интересах международной охраны окружающей среды.
Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение, согласно которому нормы международного права имеют большую юридическую силу, чем нормы, закрепленные в национальном законодательстве, в полной мере распространяется и на сферу регулирования экологических отношений. В связи с интернационализацией проблем в сфере окружающей среды, общие нормы российского права все более приобретают отсылочный характер. Нормы российского права зачастую отсылают правоприменителя к международному законодательству за правовой нормой, подлежащей применению (Закон об охране окружающей среды, Закон о животном мире и т.д.). Кроме того, российские законы закрепляют принципы международного сотрудничества Российской Федерации в сфере окружающей среды.
Становление международного права окружающей среды. В своем развитии международное право окружающей среды прошло несколько этапов:
1)
Первые сведения о закреплении
норм международного права
2)
Появление истинно
3) 1913 - 1948 г. 17 ноября 1913 г. в Берне на I международной конференции, посвященной «международной защите природы», произошла первая в мире попытка наметить план мероприятий по международной охране окружающей среды в целом, а не отдельных ее элементов. В конференции принимали участие представители науки из 18-ти стран, включая и Россию. На Конференции было подписано Соглашение об учреждении Консультативной комиссии по международной охране природы. Однако совещание носило, в основном, информационно-организационный характер и никаких практических мер по охране природы не выработало.
4)
1948-1972 г. Начало этого этапа
в международном
5) 1972 -1992 г. На данном этапе в различных международно-правовых актах складывается и проявляет себя система международно-правовых гарантий права человека на благоприятную окружающую природную среду. Тогда же происходит и экологизация международного права, а также закрепление механизма гарантий не только на универсальном уровне в рамках системы ООН, но и на региональном уровне в рамках таких международных органов, как Совет Европы, ОБСЕ и т.д.
6) 1992г. - до сегодняшнего дня. На проходившей в 1992 г. Международной конференции в Рио-де-Жанейро были подведены итоги сотрудничества по данным вопросам и намечены долгосрочные планы на будущее (см. Повестка дня на XIX век).
Источники международного права окружающей среды.
Под источниками международного права понимаются соответствующие правовые формы, в которых выражаются нормы международного права - международные обычаи, общие принципы, международные договоры, решения международных судов, международные доктрины.
Выделяют
несколько оснований для
Все источники международного экологического права по юридической силе подразделяются на две группы:
1)
Источники, содержащие нормы и
правила, признанные
Существует
несколько классификаций
2)
Источники, которые содержат
а)
Резолюцию ГА ООН от 18 декабря 1962
г. «Экономическое развитие и охрана
природы», в которой была предпринята
попытка ориентировать
б) Резолюцию ГА ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущего поколений», принятую в сентябре 1980 г. В ней ООН призвала все народы и государства принять меры по сокращению гонки вооружений и разработать мероприятия по охране окружающей природной среды.
в) Всемирная хартия охраны природы от 28 октября 1982 г. Основное внимание хартии уделяется вопросам экологического образования.
В
числе материалов международных
конференций ООН следует
Другая
классификация международных
1.
Договоры, регулирующие
2.
Договоры, регулирующие отношения
по использованию природных
3.
Договоры, полностью ориентированные
на регулирование охраны
В последние годы увеличивается число региональных международных договоров по охране окружающей среды. Особенность данных договоров международного права окружающей среды заключается в том, что они устанавливают более жесткий защитный режим природных объектов по сравнению с глобальными международными договорами. Из региональных международных договоров следует выделить: договоры об использовании и охране Дуная, Черного моря; Африканскую конвенцию по охране природы и природных ресурсов 1968 г.; Конвенцию по охране Средиземного моря от загрязнения 1976 г.; Конвенцию по охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.; Конвенцию о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Датских проливах 1973 г. и т.д. Активизируется и двустороннее сотрудничество России с зарубежными государствами, в частности с США, Норвегией, Китаем, Финляндией, Германием'! и другими странами.
Сотрудничество с государствами-членами СНГ осуществляется в рамках Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды от 8 февраля 1992 г. В целях реализации этого Соглашения создан Межгосударственный экологический Совет и Межгосударственный экологический фонд.
2. Зарубежный опыт
природоохранной
деятельности
2.1
Экологическое управление
в США
Формирование системы органов экологического управления американских штатов происходило под воздействием двух тенденций, свойственных системе государственного управления США в целом. С одной стороны - усиление роли федерального правительства в ряде сфер социально-экономического регулирования и управления, в том числе в области охраны окружающей среды. Данная тенденция привела к потере органами власти штатов монополии на осуществление ряда функций по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов (борьба с загрязнением вод, регулирование размещения твердых отходов, борьба с шумом). С другой - усложнение социальных проблем, и в частности экологических, неспособность федерального правительства достигнуть их эффективного решения, что обусловило перераспределение функций между центральным и низовыми уровнями власти и фактическое возвращение штатам полномочий по отдельным аспектам экологической политики. Если для начала 70-х годов характерно доминирующее воздействие первой тенденции, то с конца 70-х годов - постепенное усиление второй.
Федеральное правительство определяет экологическую политику в целом, осуществляет общее руководство и контроль, оказывает техническую, финансовую и иную помощь, к штатам же перешли основные обязанности по практической реализации федеральной политики и решению экологических проблем регионального масштаба. В штатах этот процесс сопровождался расширением функций государственных аппаратов и образованием департаментов, комитетов, комиссий, агентств, отвечающих за охрану окружающей среды, или соответствующим перепрофилированием уже действующих. Каждый штат создал собственную систему природоохранных органов, различающихся по структуре, сферам и объему полномочий. Но в целом на основе анализа законодательства, результатов исследований советских и зарубежных специалистов, а также в соответствии с принятой в США классификацией можно выделить 4 типа органов управления.
Управление сориентировано преимущественно на решение хозяйственно-ресурсных проблем. Здесь ключевая позиция принадлежит департаменту природных ресурсов.
Информация о работе Зарубежный опыт природоохранной деятельности