Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 08:01, лекция

Описание

Бюджетное устройство России
Понятие, виды и функции бюджетов
Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
Особенности бюджетной системы России

Работа состоит из  1 файл

БС РФ_Л.doc

— 592.50 Кб (Скачать документ)

      Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно по некоторым причинам. Во-первых, объем  необходимых государственных расходов очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. В-третьих, находить новые источники пополнения доходной части бюджета достаточно сложно: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения, росту теневой экономики. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом. 

      2. Классификация бюджетных  дефицитов.

      Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду признаков:

      1. По степени зависимости от корреляции дефицита 
с уровнем безработицы выделяют структурный и циклический дефициты.

      Структурный дефицит - это вычисленная разница  между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике и постоянно заданном уровне безработицы, то есть, уровень структурного дефицита является оптимальной величиной допустимого дефицита бюджета. В период экономического спада уровень безработицы будет расти, при этом реальный дефицит бюджета также будет расти и становиться больше уровня структурного дефицита.

      Циклический дефицит — это разность между  реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом. Сокращение уровня циклического дефицита свидетельствует о тенденции сближения уровней реально существующего дефицита и структурного.

      2. По характеру возникновения можно выделить случайный (кассовый) и действительный дефицит.

      Случайный дефицит бюджета возникает из-за кассовых (временных) разрывов в поступлении и расходовании средств. Чаще всего кассовым дефицитам подвержены местные бюджеты, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования.

      Действительный  дефицит возникает в связи  с постоянным ростом расходов бюджета и отставанием от них доходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может быть выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

      3. По отношению к плану различают плановый и внеплановый дефициты бюджета.

      Плановый  бюджетный дефицит устанавливает  бюджетное законодательство. Например, в РФ устанавливается предельный размер бюджетного дефицита, то есть дефицит планируется в целях усиления контроля над ним.

      Внеплановый дефицит возникает из-за внезапного и непредвиденного роста расходов (войны, стихийные бедствия и т.д.) или резкого сокращения доходов.

      4. По степени постоянства объема бюджетного дефицита выделяют стабильный и меняющийся дефицит.

      Стабильный  дефицит остается практически неизменным в долгосрочном временном интервале, а меняющийся дефицит производит резкие колебания за достаточно короткий промежуток времени и свидетельствует о неустойчивом финансово-экономическом положении государства.

      5. По продолжительности бюджетный дефицит можно подразделить на хронический (систематический) и временный.

      Хронический дефицит возникает каждый год  в течение длительного периода времени, им сложно управлять и от него трудно избавиться. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса.

      Временный дефицит может длиться в течение  нескольких месяцев. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит в случае неумелого управления может перерасти в хронический.

      6. С учетом или без учета расходов по обслуживанию государственного долга выделяют первичный и вторичный дефицит.

      Первичный дефицит рассчитывается как разница  между его доходами и расходами  без учета процентных выплат по долгу.

      Вторичный дефицит учитывает не только разницу  межу доходами и расходами, но и процентные выплаты по обслуживанию государственного долга. 

      3. Источники финансированию  бюджетных дефицитов. 

      Если  бюджет на очередной год принимается  с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

      Бюджетным Кодексом РФ предусмотрены следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

      1. Внутренние источники в следующих формах:

  • кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в рублях;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности
  • сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

      2. Внешние источники в следующих формах:

  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные РФ.

      Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов  РФ также подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные ссуды и бюджетные кредиты от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, кредиты, полученные от кредитных организаций; поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ.

      Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных займов и кредитов, полученных от кредитных организаций, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, поступлений от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности и некоторых других источников.

      Привлечение средств для финансирования бюджетного дефицита федерального бюджета за счет внутренних источников в 2005 году составит 210,9 млрд. рублей при погашении государственного внутреннего долга в объеме 122,0 млрд. рублей. Привлечение финансовых ресурсов за счет внешних источников планируется в 2005 году в объеме 1,13 млрд. долларов США. 

      4. Виды финансирования бюджетных дефицитов.

      Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

      Денежное  финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты у центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике, и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

      В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у Центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

     По  российскому законодательству, бюджетный  дефицит может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. 

      Государственный заем (заимствование) — это передача в собственность государства денежных средств, которые государство обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа (ст. 6 БК РФ). Займы используются для долгового финансирования бюджетного дефицита. Выпускать их может как федеральное правительство, так и региональные администрации, а также местные органы власти. К государственным заимствованиям относятся займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства государства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

      Организационная подготовка займа предполагает, что  государство должно создать систему  управления привлеченными средствами. Для этого определяется генеральный агент по его обслуживанию, который в дальнейшем будет осуществлять операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате процентов по ним. Для федерального правительства эти функции обычно выполняет Центральный банк и его учреждения. Генеральный агент действует на основе соглашений, подписанных с тем органом исполнительной власти, который осуществляет эмиссию государственных обязательств. Взаимодействуя с другими агентами, он создает сеть по распространению государственных ценных бумаг. В России Центральный банк осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

      Осуществлять  внешние заимствования от имени  Российской Федерации может Правительство либо уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. Субъекты Федерации, которые не получают финансовой помощи на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, также имеют право на внешние заимствования. Муниципальные образования вправе осуществлять только внутренние займы.

      Инструментом  заимствований является выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг.

      Каждый  выпуск ценных бумаг сопровождается публикацией условий займа. Нередко он разбивается на несколько частей, именуемых траншами. После того, как государственный заем выпущен в обращение, изменение его условий (сроков обращения, размера процентных платежей и др.) не допускается.

      За  счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в 2005 году планируется привлечь 210,9 млрд. рублей при погашении государственных ценных бумаг в размере 85,8 млрд. рублей. Чистое сальдо по привлечению за счет государственных ценных бумаг в 2005 году составит 125,1 млрд. рублей. 

      5. Сущность и функции государственного кредита.

      Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, в которых одной из сторон является государство, а другой (кредитором или заемщиком) - физические или юридические лица.

      От  банковского государственный кредит отличается, прежде всего, тем, что он не имеет инвестиционного характера, а идет на покрытие определенных государственных расходов, источником их погашения выступают бюджетные средства. Функционирование механизма государственного кредита приводит к образованию государственного долга.

Информация о работе Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России