Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 08:01, лекция

Описание

Бюджетное устройство России
Понятие, виды и функции бюджетов
Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
Особенности бюджетной системы России

Работа состоит из  1 файл

БС РФ_Л.doc

— 592.50 Кб (Скачать документ)

      Проект  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год рассматривается в трех чтениях.

      До 20 сентября -  первое чтение (доходы и дефицит/профицит федерального бюджета, общий объем бюджета принимаемых обязательств и распределение средств бюджета действующих обязательств).

      До 20 октября - второе чтение (распределение средств бюджета принимаемых обязательств между главными распорядителями; распределение межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации). В эти же сроки комитеты Государственной Думы и Совета Федерации обсуждают доклады субъектов бюджетного планирования о результатах и основные направлениях их деятельности.

      До 15 ноября - третье чтение (федеральный закон о федеральном бюджете в целом; приложение к федеральному закону по каждому главному распорядителю бюджетных средств федерального бюджета).

      До 5 декабря проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается Советом Федерации и направляется на подпись Президенту Российской Федерации. 
 
 

      9. Общие принципы исполнения бюджета

      В большинстве стран мира в настоящее  время исполнение бюджета осуществляется одним из следующих способов:

  • кредитно-банковский способ;
  • казначейский способ;
  • казначейско-банковский способ.

      В соответствии со ст. 215 БК РФ в нашей стране установлено в качестве приоритетного казначейское исполнение бюджета.

      Исполнение  бюджета - это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня - федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса: 

      1) исполнения бюджета по доходам. Его задачей является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;

      Участниками этого процесса являются:

      - налогоплательщики и плательщики сборов (юридические и физические лица), которые перечисляют в бюджет установленные налоги, сборы и другие обязательные платежи;

      - учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;

      - органы Федерального казначейства, которые получают перечисленные в бюджет средства и ведут их учет;

      - налоговые органы (Министерство РФ по налогам и сборам), ведущие учет налогоплательщиков, контролирующие правильность исполнения ими своих налоговых обязательств, а также регулирующие от ношения по возврату и зачету уплаченных налогов.

      Исполнение  бюджета по доходам  предусматривает (ст. 218 БК РФ):

- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджетов;

- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

      На  лицевые счета органов казначейства доходы поступают ежедневно. Их зачисление подтверждается выпиской банка с копиями платежных документов. По каждому платежному документу казначейство учитывает вид доходов, поступивших в бюджет, и их сумму. Все виды поступлений систематизированы на основе бюджетной классификации, им присвоены соответствующие коды. Учет налогов и неналоговых доходов ведется согласно присвоенным кодам. Регулирующие налоги, требующие распределения между различными уровнями бюджетной системы, учитываются отдельно. На этой основе составляется ежедневный отчет о суммах доходов, поступивших в бюджет государства. Порядок и сроки подготовки такой отчетности определяет вышестоящий орган Федерального казначейства. Помимо этого, доходы бюджета учитываются нарастающим итогом, в результате чего формируются месячные, квартальные и годовые отчеты. 

      2) исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

      Исполнение  бюджета находится в сфере ответственности правительства, исполнительной ветви власти. Основная задача которого заключается в реализации закона о бюджете, принятого парламентом. Исполнение отдельных статей бюджета должно осуществляться в соответствии с утвержденным планом, и исполнительная власть не вправе вносить существенных изменений в его структуру. Однако при этом существует определенная свобода действий правительства. Она необходима для того, чтобы государство могло оперативно реагировать на изменения ситуации в экономике, социальной сфере, внешней политике страны. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения по различным направлениям расходов, но они должны осуществляться в пределах утвержденных ассигнований. Поскольку финансовые ресурсы государства ограничены, на практике используется так называемое лимитирование расходов. Это означает, что финансирование отдельных расходных статей осуществляется в пределах установленных лимитов, превышать которые не допускается.

      Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

      Задача  санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджете и обеспечены поступлениями в бюджет доходов и заимствований. Порядок и правила санкционирования расходов устанавливаются Федеральным казначейством. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

      - составление и утверждение бюджетной росписи;

      - утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;

      - утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

      - принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

      - подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

      Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

      Основой для осуществления расходов государства  является закон о бюджете, принятый на текущий год, и бюджетная роспись. На основе росписи для каждого бюджетного учреждения определяется объем бюджетных ассигнований. В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Получив уведомление о нем, учреждение в течение 10 дней со дня получения уведомления составляет смету своих расходов по установленной форме. Смета утверждается вышестоящим распорядителем средств и представляется в казначейство. Для всех бюджетополучателей устанавливаются бюджетные обязательства — признанные органами, исполняющими бюджет, обязанности совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока и лимиты бюджетных обязательств — предельный объем расходов, который может быть профинансирован из государственного бюджета. Бюджетные учреждения самостоятельно не осуществляют платежи; все платежные документы направляются казначейству, которое проверяет целевой характер расходов и лишь затем производит платеж.

      Таким образом осуществляется текущий  контроль над использованием бюджетных  средств. В этом заключается особенность казначейской системы исполнения бюджета: все операции по платежным документам осуществляются в пределах остатка средств по статье экономической классификации, и при этом контролируется целевое назначение платежей. Банки, напротив, осуществляют операции в пределах остатка средств на лицевом счете и назначение платежа не контролируют.

      Исполнение бюджета тесно связано с контролем над использованием бюджетных средств. В процессе исполнения бюджета осуществляется текущий контроль, если выявляются нарушения, то финансовый орган вправе осуществить блокировку расходов бюджета.

      Блокировка  расходов - это сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями или отказ в подтверждении принятых обязательств, применяемый при невыполнении тех условий, на которые бюджетополучателю были выделены ассигнования в соответствии с законом о бюджете (ст. 231 БК РФ). 
 
 

      10. Бюджетная роспись

      Бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ15. Она является основой для исполнения бюджетов всех уровней.

      Бюджетная роспись составляется главными распорядителями бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета (ст. 217 БК РФ). Она формируется в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и имеет поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона о бюджете роспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составление бюджета (на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленных главными распорядителями бюджетных средств, Министерство финансов формирует сводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству не позднее 17 дней после утверждения бюджета и направляется для сведения в представительный и контрольный органы — Федеральное Собрание и Счетную палату. 

      11. Казначейское исполнение бюджета

      В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляются органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений они осуществляют платежи за счет средств бюджета.

      Казначейский  метод имеет ряд преимуществ, поэтому в мире он очень широко распространен. Среди развитых стран, в которых он нашел свое применение, в первую очередь можно назвать США и Германию.

      Организация казначейской системы в разных странах различна. В мировой практике используются две основные модели - централизованная и автономная. Централизованная модель предполагает, что федеральное казначейство обслуживает счета не только федерального, но и региональных бюджетов. Для этого может создаваться разветвленная система отделений федерального казначейства в регионах. Подобная модель применяется во Франции. Отличие автономной модели состоит в том, что наряду с федеральным в ней существуют самостоятельные региональные казначейства. К их полномочиям относится ведение операций со средствами бюджетов соответствующих территорий. В качестве примеров использования такой модели можно привести Бразилию.

      В России органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов.

      Все операции и средства бюджета отражаются в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещено.

      Основным  принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы (ст. 216 БК РФ). Он означает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета (за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ). Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы. 
 
 

Информация о работе Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России