Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 08:01, лекция

Описание

Бюджетное устройство России
Понятие, виды и функции бюджетов
Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
Особенности бюджетной системы России

Работа состоит из  1 файл

БС РФ_Л.doc

— 592.50 Кб (Скачать документ)

      В программе внешних заимствований  должны быть отдельно предусмотрены  все займы и гарантии, величина которых превышает сумму 10 млн. долларов США на весь срок займа. Такие займы могут быть осуществлены правительством только после того, как программа будет законодательного утверждена. Договоры о заимствованиях и предоставлении гарантий в таком объеме подлежат ратификации.

      В Программе государственных внешних  заимствований РФ объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85 % общего объема внешних займов.

      Помимо  детального плана привлечения средств  из зарубежных источников, законодательному утверждению подлежит программа займов внутри страны. Программа государственных внутренних заимствований — это перечень внутренних займов соответствующего бюджета на очередной финансовый год по формам и видам заимствований. Проект программы составляется исполнительной властью и передается на рассмотрение парламента одновременно с проектом бюджета, и далее она утверждается как приложение к закону о бюджете.

      В программе внутренних заимствований  отражаются соглашения о займах, которые будут заключены в очередном году, а также все действующие договоры предыдущих лет.

      Чистые  внутренние заимствования рассчитываются как разница между суммой привлеченных средств и погашенных обязательств (основной суммы задолженности по ценным бумагам и иных долговых обязательств). Они характеризуют дополнительный объем средств, поступивший в бюджет за счет выпуска займов. 

      8. Государственные гарантии.

      Государственная гарантия - это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, при котором государство-гарант дает обязательство полностью или частично отвечать за исполнение лицом, которому предоставляется гарантия, обязательства перед третьими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Его обязательство перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. При этом государство вправе потребовать от получателя гарантии полного возмещения той суммы, которая была уплачена третьему лицу.

      Особенность гарантий состоит в том, что они  являются неявными, потенциальными или условными обязательствами бюджета. В этом состоит привлекательность данного инструмента бюджета для правительства, стремящегося к экономической экспансии. Гарантии превращаются в явные расходы, если те, кому они выданы, не выполняют свои обязательства перед третьей стороной — кредитором. Этого может вообще не случиться, произойти в следующем бюджетном году или когда правительство, выдавшее гарантии, уйдет в отставку. Такая неопределенность гарантий содержит потенциальную угрозу для бюджета.

      Гарантии привносят дополнительную неопределенность в процесс планирования бюджета. Для того чтобы свести эту неопределенность к минимуму устанавливаются лимиты гарантий, вводятся законодательные и процедурные ограничения на их выдачу.

      Для государственной и муниципальной гарантии обязательной является письменная форма, несоблюдение письменной формы влечет за собой недействительность гарантии. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательства, по которому предоставлена гарантия.

      Гарантии  предоставляются, как правило, на конкурсной основе. При этом обязательным условием является проверка финансового состояния получателя.

      Общая сумма предоставленных государственных  гарантий РФ для обеспечения обязательств в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид долгового обязательства. В федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год включаются государственные гарантии РФ, выдаваемые отдельному лицу в сумме, превышающей 1000000, минимальных размеров оплаты труда.

      Кроме того, должны отдельно утверждаться государственные гарантии РФ на сумму, превышающую 10 млн. долларов США. Гарантии в иностранной валюте включаются в состав внешнего долга РФ как вид долгового обязательства.

      Государственные гарантии могут предоставлять так же субъекты Федерации и муниципальные образования. Общая сумма предоставляемых гарантий включается в состав долга субъекта Федерации или муниципального долга как вид долгового обязательства.

      В 2005 году установлен предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований в сумме 2,0 млрд. долларов США. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ТЕМА 10

       Межбюджетные отношения в России 

      План  Лекции

      1. Федеральное устройство государства как основа бюджетного федерализма.

      2. Становление бюджетного федерализма в РФ.

      3. Содержание и принципы бюджетного федерализма.

      4. Разграничение расходных обязательств и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ.

      5. Механизмы бюджетного выравнивания.

      6. Основы межбюджетных отношений, проблемы построения и регулирования межбюджетных отношений. 

      7. Реформа системы межбюджетных отношений в РФ.

        8. Бюджетная политика. 

      1. Федеральное устройство  государства как  основа бюджетного  федерализма. 

      Термин  «федерация» происходит от латинского слова «foederare» — объединять, укреплять союзом. В отличие от государства унитарного, которое состоит в основном из административно-унитарных единиц, составными частями федерации являются государства-члены или государственные образования.

      Федеральное государство организуется в многоуровневую структуру, в которой все уровни автономны. В отличие от любого другого устройства для федерации характерны: иерархия органов управления; институализированная автономия и определенная степень независимости каждого уровня.

      Хотя  для большинства стран характерна унитарная организация государственной власти, в ряде индустриально развитых стран мы наблюдаем федеративное устройство. В настоящее время в мире существует более 30 стран, избравших формой своего административно-территориального устройства не унитарное государство, а федерацию.

      В одних странах разделение власти и полномочий четкое, в других —  размытое, способы разделения везде  разные. Общим Для всех федераций  является ряд независимых образований: на региональном уровне (в США и Австралии — это штаты, в Канаде — провинции, земли в Германии и Австрии и т.д.) они занимают промежуточное положение между центральным правительством и органами власти местного уровня, которых, впрочем, может и не быть.

      Большинство федераций характеризуются одинаковым правовым статусом своих субъектов (Германия, США и др.), в Индии существует их определенная градация, в России провозглашено равноправие всех составных частей, но на деле республики, например, имеют свои конституции, тогда как остальные субъекты принимают лишь уставы. 

      2. Становление бюджетного  федерализма в  РФ.

      Федеративное  устройство в России совсем молодо. Законодательно оно было закреплено в Федеративном договоре, подписанном Президентом РФ и главами республик, краев и областей в марте 1992 г., и в новой Конституции РФ, всенародно принятой в декабре 1993 г.

      Первым  шагом на этом пути, зафиксированном сначала в российском Законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 10 октября 1991 г.), а затем — в Конституции РФ, принятой в декабре 1993 г., было четкое выделение трех качественно новых звеньев в составе бюджетной системы России. Верхнее звено представлено федеральным бюджетом РФ; среднее - региональными бюджетами субъектов РФ: бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов; нижнее - местными бюджетами: районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

      Второй  шаг произошел в 1992 г., когда начался процесс разграничения доходных источников между звеньями бюджетной системы взамен ранее применявшегося метода распределения доходов с целью сбалансирования каждого бюджета.

      С 1994 г. наблюдается тенденция все  большего разграничения доходных источников между звеньями бюджетной системы на основе разделения налоговых ставок на доли (квоты), в соответствии с которыми определенные на их основе суммы налоговых платежей поступают в то или иное звено бюджетной системы. Квотирование используется сейчас при разделении ставок по таким видам платежей, как налог на прибыль, земельный налог, акцизы на некоторые виды товаров и др.

      Третий  шаг введение в соответствии с Указом Президента системы трансфертов — новой формы перераспределения средств между бюджетами субъектов РФ на федеральном уровне. Использование трансфертов со второго квартала 1994 г. позволило внедрить в практику бюджетного регулирования нормативно-долевые дотации, рассчитываемые на основе формулы, согласуемой с субъектами Федерации. Трансферт призван обеспечить достаточный уровень закрепленных и стабильных регулирующих доходных источников для нормального экономического развития регионов.

      В некотором отношении финансовая система выглядит унитарной. Доходы поступают преимущественно в центр, основные налоги вводятся федеральным законом, их сбор осуществляется федеральным органом, тогда как нижние уровни государственной организации могут рассчитывать только на отчисления от этих налогов и прямые трансферты. Но субъекты Федерации расходуют достаточно большие средства консолидированного бюджета, а их органы управления не могут самостоятельно принимать решения. 

      3. Содержание и принципы  бюджетного федерализма.

      Бюджетный федерализм как финансовая категория  имеет объективное содержание и  выступает формой финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов. Поэтому в самом простом виде бюджетный федерализм выражает системно организованную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.

      В системе бюджетного федерализма  денежный поток означает перемещение бюджетных средств от одного субъекта или уровня бюджетной системы к другому. В зарубежной финансовой литературе это движение денежных средств выражается понятием "трансферт". Под трансфертом понимается любое перемещение денежных средств, не опосредованное движение товаров и услуг. В практике российского бюджетного федерализма трансферту придается более узкий смысл как денежному потоку из фонда финансовой помощи субъектам РФ.

      Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

      Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.

      Сущность  бюджетного федерализма как концепции  бюджетного устройства заключается  в нормативно-законодательном установлении бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон — федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами.

      Бюджетный федерализм выступает как система  финансовых связей федерального бюджета и совокупности бюджетов более низкого уровня - субъектов Федерации, оставляя за рамками взаимоотношения органов власти с источниками бюджетных средств и конечными их потребителями - юридическими и физическими лицами.

      Бюджетный федерализм выполняет функции централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств между уровнями (органами) государственной власти, а также обслуживания государственной машиной гражданского общества.

Информация о работе Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России