Бюджетная сиситема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание

При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно-командных методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма в целом, развитие производительных сил, укрепление обороноспособности страны, а также экономическая поддержка и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения посредством рационального распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.

Содержание

Введение............................................................................................................................ 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета................................ 5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория........................................5
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода......................................................................................................................... 10
1.3 Функции бюджета.................................................................................................... 13
Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета........................................................................................................................................14
2.1 Дефицит бюджета......................................................................................................15
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики............................................................................................................................ 16
2.3 Государственный долг.............................................................................................. 18
2.4 Избыток бюджета................................................................................................... 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета................................................... 20
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики Казахстан 22
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета........................................22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета................................................................. .25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство..................................................….27
3.4 Бюджетный процесс................................................................................................. 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета.........................33
Заключение...................................................................................................................... 35
Список используемой литературы............................................................................. 36

Работа состоит из  1 файл

Копия Реферат ГОС БЮДЖЕТ .docx

— 113.76 Кб (Скачать документ)

     Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом, существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

     На  современном этапе развития экономики  централизованные финансовые ресурсы  позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции  общественного производства, добиваться совершенствования ею отраслевой и  территориальной структуры, формировать  в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные  социальные преобразования. Благодаря  финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального  развития, подготавливая условия  для успешной реализации экономической  и социальной политики государства.

     Таким образом, как особая часть стоимостного распределения государственный  бюджет выполняет специфическое общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.

     Государственному  бюджету как определенной совокупности финансовых отношений присущи, прежде всего, те же черты, которые отличают категорию финансов в целом: бюджетные  отношения имеют распределительный  характер, осуществляются всегда в  денежной форме, сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов. Вместе с тем бюджетным отношениям присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки общих с финансами черт. Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:

     1)  представляет  особую  экономическую  форму распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;

     2) предназначены для перераспределения  стоимости между отраслями национального  хозяйства, территориями, секторами  экономики, сферами общественной  деятельности в отличие от  финансов материального производства, опосредствующих процесс создания  и производительного потребления  стоимости, и финансов непроизводственной  сферы, обслуживающих потребление  стоимости;

     3) выражает такую стадию стоимостного  распределения, которая непосредственно  не связана с движением общественного  продукта в его товарной форме  и осуществляется в известном  отрыве от нее, в то время  как в материальном производстве  и непроизводственной сфере финансовые  отношения тесно переплетаются  с товарно-денежными.

     Государственный бюджет, как и любая другая экономическая  категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее  им материально-вещественное воплощение:

     бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства - в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд - это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

     Как экономическая категория государственный  бюджет выражает денежные отношения, возникающие  между государствам и другими  участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта путем образования централизованного  фонда денежных средств государства  и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

     Государственный бюджет как экономическая категория  выполняет функции, соответствующие  категории финансов в целом - распределительную и контрольную. Действие данных функций определяется рассмотренной спецификой бюджетных отношений. Вместе с тем, как основное звено государственных финансов, государственный бюджет в рамках распределительной функции выполняет характерные подфункции, как-то: размещения (ресурсов), перераспределительную, стабилизации.

     Бюджет  воздействует ни экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

     Разнообразие  форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что предопределяет такую же форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма  движения централизованного фонда  денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи  отражаются в соответствующем финансовом документе — основном финансовом плане страны. В нем предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета; специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства. Основной финансовый план является продуктом плановой деятельности государства; в нем выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом республики Законом «О республиканском бюджете».

     Таким образом, многообразие понятия «государственным бюджет» сводится к его трактованию в следующих составляющих:

     -    как относительно самостоятельная экономическая категория;

     -    как централизованный фонд денежных средств государства;

     -    как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);

     -    как основной финансовый план государства;

     -    как юридический закон, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества.  
 

     Схема 1. Качественные характеристики государственного бюджета

     

Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

     Государственный бюджет активно воздействует на экономику  в целом, так как он выступает  в качестве бюджета всего национального  хозяйства. Большую роль играет государственный  бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.

     Бюджетные ассигнования в производственной сфере  являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций  этой сферы не имеет собственных  источников доходов и находится  на бюджетном финансировании. Расходы  государства на просвещение и  здравоохранение, социальное страхование  и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий  общегосударственного масштаба. Большое  значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми  ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать окончательные  размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в его использовании. 

     1.2 Роль бюджета в  распределении совокупного  общественного продукта  и национального  дохода.

     В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной стоимости  ¾ национального дохода, распределяемого  и используемого в соответствии с рыночными законами общественного  развития (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся производительности труда, закона возрастания  потребностей) для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

     В условиях рыночных отношений распределение  национального дохода производится посредством образования, распределения  и использования денежных доходов  и накоплений. К числу таких  доходов относятся, прежде всего, государственные  доходы, доходы предприятий и объединений, различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.

     Значительная  часть национального дохода поступает  в бюджет путем прямого распределения  ¾ налогообложения государственных, частных и коммерческих предприятий.  Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджет в порядке перераспределения.

     Распределение части национального дохода через  государственный бюджет обусловлено  необходимостью создания централизованного  фонда денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем перераспределения средств  между отраслями производственной и непроизводственной  сфер жизнедеятельности общества, а также между экономическими районами страны: государственного регулирования денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства, отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в торговле и т.д.

     Перераспределение национального дохода между отраслями, объединениями и фирмами через  государственный бюджет обусловлено  главным образом необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли в другую в соответствии с планами экономического и социального  развития страны, с программами радикальных  экономических преобразований общества, для осуществления перестройки  структуры общественного производства и т.д.

     Такое перераспределение в значительной степени вызвано различным уровнем  технического оснащения, энерго и фондовооруженности объединений, предприятий и отраслей; неравномерностью размещения и выявления новых природных богатств; действующей системой ценообразования и тем, что при переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со стороны государства перспективных отраслей производства. Перераспределение национального дохода как между отраслями, так и внутри отраслей происходит посредством государственных инвестиций и приоритетного финансирования отдельных видов производств, высоких технологий, инновационных процессов. Важным направлением перераспределения национального дохода  является выделение части средств, идущих на развитие непроизводственной сферы.  В условиях рыночных отношений это прежде всего относится к поддержанию государством таких сфер жизнедеятельности общества, как здравоохранение, просвещение, наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой части национального дохода отводится содержанию аппарата управления, правоохранительных органов и т.д.

Информация о работе Бюджетная сиситема