Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно-командных методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма в целом, развитие производительных сил, укрепление обороноспособности страны, а также экономическая поддержка и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения посредством рационального распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Введение............................................................................................................................ 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета................................ 5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория........................................5
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода......................................................................................................................... 10
1.3 Функции бюджета.................................................................................................... 13
Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета........................................................................................................................................14
2.1 Дефицит бюджета......................................................................................................15
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики............................................................................................................................ 16
2.3 Государственный долг.............................................................................................. 18
2.4 Избыток бюджета................................................................................................... 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета................................................... 20
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики Казахстан 22
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета........................................22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета................................................................. .25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство..................................................….27
3.4 Бюджетный процесс................................................................................................. 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета.........................33
Заключение...................................................................................................................... 35
Список используемой литературы............................................................................. 36
Пропорции национального дохода, распределяемого через государственный бюджет, не были постоянными, поскольку определялись достигнутым уровнем развития производительных сил, задачами, решаемыми государством на разных этапах общественного развития.
Так, на первых этапах строительства социалистического государства распределение национального дохода было подчинено максимальному сосредоточению фонда накопления в руках государства для обеспечения развития тяжелой промышленности и укрепления обороны страны. Накануне периода индустриализации через государственный бюджет перераспределялась примерно одна четвертая часть национального дохода. В годы, предшествующие Великой Отечественной войне, и в послевоенный период доля национального дохода, перераспределяемого через бюджет составляла более 60% его величины, причем происходило его интенсивное перераспределение между подразделениями общественного производства, между отраслями производства (главным образом между промышленностью и сельским хозяйством), колхозным и государственным секторами экономики.
При переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль бюджета в регулировании общественного производства и распределении национального дохода. Основные направления этих преобразований ¾ сосредоточение главных ресурсов государственного бюджета на приоритетных отраслях экономики, определение наиболее общих пропорций развития общественного производства и необходимых темпов развития экономики в целом. Основная логика таких трансформаций состоит в том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в условиях рыночных отношениях ¾ перенос центра тяжести с централизованных на децентрализованные финансы страны.
На
основании этого возможно более
обоснованное решение вопросов рационального
распределения и
Производство,
распределение и
Вторая фаза воспроизводства личностного элемента производства ¾ распределение работников по отраслям производства и сферам деятельности, ¾ в значительной степени связана с расходной частью бюджетных средств. Речь идет о содержании за счет бюджетных средств бирж труда и центров занятости, содержание временно не работающих лиц, находящихся в статусе безработных, о расходах по трудоустройству незанятой рабочей силы и т.д.
Третья фаза ¾ фаза потребления (использования) рабочей силы ¾ непосредственно связана с фазой производства общественного производства. Здесь происходит процесс создания материальных благ, совокупного общественного продукта и национального дохода ¾ с одной стороны, и процесс потребления рабочей силы ¾ с другой. Таким образом, фаза использования рабочей силы непосредственно связана с доходной частью бюджета. Это выражается в том, что часть вновь созданной работниками материального производства стоимости (прибыли, поступающей в бюджет в виде налогов, части необходимого продукта ¾ подоходных налогов с населения) поступает в доходную часть бюджета для дальнейшего перерапрседеления между отраслями, сферами общественного производства, различными группами и слоями населения и т.д.
Рассмотрение
проблем рациональной взаимосвязи
воспроизводства рабочей силы с
бюджетным процессом позволяет
на стадиях формирования и исполнения
бюджета определять наиболее приоритетные
направления расходования бюджетных средств
с точки зрения качественного воспроизводства
рабочей силы.
1.3 Функции бюджета.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.
Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного распределения и перераспределения является чистый доход, получаемый в обществе. Между тем, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов ¾ государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.
Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства государства в процесс общественного производства ¾ регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.
Существенно, что содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств между различными подразделениями общественного производства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет и др.) перераспределения денежных средств, как бюджет.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно ¾ через формирование и использование денежных средств государства ¾ отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.
Финансовый
контроль осуществляется за производством,
распределением и потреблением совокупного
общественного продукта и национального
дохода, за пропорциями, складывающимся
в процессе перераспределения
Функция
обеспечения существования
Глава II. Проблемы несбалансированности и сбалансированности государственного бюджета.
Одним из важнейших вопросов
государственных финансов
2.1 Дефицит бюджета.
Дефицит бюджета – эта сумма,
на которую в данном году
расходы бюджета превосходят
его доходы. Бюджетный дефицит
отражает определенные
В экономической теории
Изменение структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).
Причин бюджетного дефицита
- спад общественного производства
- рост предельных издержек общественного производства
- массовый выпуск «пустых» денег
- излишне, неоправданно раздутые социальные программы
- возросшие затраты на финансирование ВПК
- оборот «теневого» капитала в огромных масштабах
- возможной причиной бюджетного дефицита являются огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.
Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны.
В экономических системах с
фиксированным количеством
Несомненно, бюджетный дефицит относится
к так называемым «
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики.
В экономической теории
Первая концепция базируется
на том, что бюджет должен
быть ежегодно сбалансирован.
До недавнего времени ежегодно
сбалансированный бюджет
Рассмотрим другой пример, показывающий
как стремление ежегодно