Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно-командных методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма в целом, развитие производительных сил, укрепление обороноспособности страны, а также экономическая поддержка и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения посредством рационального распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Введение............................................................................................................................ 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета................................ 5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория........................................5
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода......................................................................................................................... 10
1.3 Функции бюджета.................................................................................................... 13
Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета........................................................................................................................................14
2.1 Дефицит бюджета......................................................................................................15
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики............................................................................................................................ 16
2.3 Государственный долг.............................................................................................. 18
2.4 Избыток бюджета................................................................................................... 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета................................................... 20
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики Казахстан 22
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета........................................22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета................................................................. .25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство..................................................….27
3.4 Бюджетный процесс................................................................................................. 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета.........................33
Заключение...................................................................................................................... 35
Список используемой литературы............................................................................. 36
Вторая концепция базируется
на том, что бюджет должен
быть сбалансирован в ходе
экономического цикла, а не
ежегодно. Данная концепция предполагает,
что правительство
Особая проблема, возникающая в данной концепции - это то, спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большего дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции второстепенной проблемой, так как:
1. Налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания, а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.
2. При определенных правах правительства в установлении налогов и создания денег способность его финансировать дефицит бюджета почти безгранична.
3. Считается, что проблемы, порожденные значительным государственным долгом, не столь обременительны для нормальной экономики. Можно смело утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдержать относительно безболезненно бюджетный дефицит значительных размеров по сравнению с бедной нацией.
Вторая и третья концепции
лежат в основе финансовой
политики, ориентированной на бюджетный
дефицит и опирающейся на
- Наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
- Контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
- Выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
Овладение этой политикой
2.3 Государственный долг.
Нарастание бюджетного
Государственный долг – это
сумма накопленных в стране
за определенный период
Внешний государственный долг, т.е.
долг иностранным государствам,
организациям и лицам ложится
на страну наибольшим бременем,
так как страна должна
Внутренний долг государства,
т.е. долг своему населению,
приводит, прежде всего, к
Бюджетный дефицит и
Существует много различных
2.4 Избыток бюджета.
Избыток бюджета – это превышение доходов федерального правительства над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный избыток и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный избыток и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный избыток, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.
, где
BS – бюджетный избыток
t – налоговая ставка
Y – выпуск (производство, доход)
G – государственные закупки
TR
– трансфертные платежи
Из этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов сокращает бюджетный избыток на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.
Хотя вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить бюджетный избыток, возможно, что конечный результат будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов.
Избыток
бюджета при допущении полной
занятости – это такой избыток
бюджета, который может образоваться
в случае, если экономика находится
в состоянии полной занятости. Это
важное понятие и лучший метод
управления фискальной политикой, чем
метод предусматривающий
, где
BS* - это избыток бюджета в условиях полной занятости
Y* - доход при полной занятости
Разница между фактическим
2.5
Мультипликатор
Многие экономисты изучали вопрос, каков мог бы быть результат объединения эффектов увеличения налогов и увеличения государственных расходов. Первый и, как кажется, наиболее очевидный ответ состоит в том, что равный по величине прирост и государственных закупок и налогов не должен оказать какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является ошибочным. Почему?
Предположим,
что объем государственных
На
рисунке показано, как влияние
со стороны возросших
Схема 2. Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста налогов.
Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая совокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы координат в точке Е1. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000 +4*25). Наши рассуждения предполагают, что величина прироста равновесного уровня доходов может быть вычислима с помощью стандартной формулы мультипликатора: мультипликатор – прирост расходов при исходном, первоначальном уровне доходов.
Данный пример является хорошей иллюстрацией особого варианта фискальной политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину. В этом случае мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.
Мультипликатор
сбалансированного бюджета
Причина
того, почему объем выпуска продукции
увеличивается (вместо того, чтобы оставаться
неизменным), состоит в том, что
прирост государственных
При
неизменном данном уровне инвестицией
результат действия мультипликатора
сбалансированного бюджета