Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 23:36, доклад

Описание

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:
Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
Неэффективность финансовой системы государства

Работа состоит из  1 файл

срс фин.docx

— 22.50 Кб (Скачать документ)

8)Какие факторы вызывают бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над  расходами возникает бюджетный профицит.

Причинами возникновения  бюджетного дефицита могут выступать:

  • Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  • Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  • Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  • Неэффективность финансовой системы государства.
  • Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.( Популизм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть своё отношение к обществу и, соответственно, своё законотворчество, аргументирует голосом народа (используя принцип римского права vox populi).
  • Коррупция в государственном секторе.
  • Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных  расходов велик. Эти обязательства  накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой  и затрагивает интересы различных  групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета  достаточно сложно. Рост налогов негативно  сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

11) Что представляет собой бюджетная система

Бюджетная система Республики Казахстан  представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, основанную на экономических  отношениях и правовых нормах, а  также процесс их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля.

2. В Республике Казахстан самостоятельно  функционируют республиканский  бюджет и местные бюджеты (включая  бюджеты специальных экономических  зон).

Бюджетная система является важной составляющей частью всей фи-нансовой системы государства. Бюджетная система как экономическая категория представляет собой совокупность финансовых отношений госу-дарства с юридическими, физическими лицами и регионами по формирова-нию и использованию централизованного денежного фонда — бюджетов, методов и способов их формирования и исполнения, а также совокупность органов управления этими отношениями.

Бюджетная система Республики Казахстан  основывается на принципах:

 

1) принцип единства — применение  единых принципов организации  и функционирования бюджетной  системы, использование единой  бюджетной классификации и единых  процедур бюджетного процесса  в Республике Казахстан;

2) принцип полноты — отражение  в бюджете и Национальном фонде  Республики Казахстан всех поступлений  и расходов, предусмотренных законодательством  Республики Казахстан, недопущение  зачетов взаимных требований  с использованием бюджетных средств,  равно как и уступок прав  требований по бюджетным средствам;

3) принцип реалистичности —  соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей  бюджета утвержденным (скорректированным)  параметрам, направлениям прогнозов  социально-экономического развития  и бюджетных параметров, стратегических  планов государственных органов;

4) принцип транспарентности — обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, стратегических планов и отчетов об их реализации, о формировании и об использовании Национального фонда Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обязательная открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации;

5) принцип последовательности —  соблюдение государственными органами  ранее принятых решений в сфере  бюджетных отношений;

6) принцип результативности —  разработка и исполнение бюджета,  ориентированного на достижение  прямых и конечных результатов,  предусмотренных стратегическими  планами государственных органов;

7) принцип самостоятельности бюджета  — установление стабильного распределения  поступлений между бюджетами  разных уровней и определение  направлений их расходования  в соответствии с настоящим  Кодексом, право всех уровней  государственного управления самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс  в соответствии с настоящим  Кодексом, недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных  в ходе исполнения местных  бюджетов, и остатков бюджетных  средств местных бюджетов в  вышестоящие бюджеты, недопустимость  возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей их компенсации;

8) принцип преемственности —  планирование республиканского  и местных бюджетов, основанное  на прогнозах социально-экономического  развития и бюджетных параметров, базовых расходах, утвержденных  в предыдущие периоды, итогах  бюджетного мониторинга, оценке  результатов;

9) принцип обоснованности —  планирование бюджета на основе  нормативных правовых актов и  других документов, определяющих  необходимость включения в проект  бюджета тех или иных поступлений  или расходов и обоснованность  их объемов;

10) принцип своевременности —  зачисление поступлений в республиканский  и местные бюджеты, на контрольный  счет наличности Национального  фонда Республики Казахстан и  перевод их на счета Правительства  в Национальном Банке Республики  Казахстан, принятие обязательств  государственными учреждениями  в соответствии с индивидуальными  планами финансирования по обязательствам, проведение платежей в соответствии  с индивидуальными планами финансирования  по платежам и перечисление  бюджетных средств на счета  получателей бюджетных средств в сроки с соблюдением порядка, установленного соответствующими нормативными правовыми актами;

11) принцип единства кассы —  зачисление всех поступлений  в бюджет на единый казначейский  счет и осуществление всех  предусмотренных расходов с единого  казначейского счета в национальной  валюте;

12) принцип эффективности — разработка  и исполнение бюджета исходя  из необходимости достижения  наилучшего прямого результата  с использованием утвержденного  объема бюджетных средств или  достижения прямого результата  с использованием меньшего объема  бюджетных средств;

13) принцип ответственности —  принятие необходимых административных  и управленческих решений, направленных  на достижение прямых и конечных  результатов и обеспечение ответственности  администраторов бюджетных программ  и руководителей государственных  учреждений за принятие решений,  не соответствующих законодательству  Республики Казахстан;

14) принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств  — направление и использование  бюджетных средств администраторами  бюджетных программ на достижение  показателей результатов, предусмотренных  стратегическими планами государственных  органов, с соблюдением законодательства  Республики Казахстан.

В Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: республиканский бюджет; областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы; бюджет района (города областного значения).

Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения) относятся  к местным бюджетам.

Государственным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский и местные бюджеты  без учета взаимопогашаемых операций между ними.

14)Что представляет собой бюджетный процесс и какие этапы он включает

Под бюджетным процессом понимается деятельность государствен-ных органов по составлению, рассмотрению и утверждению проектов бюд-жетов, по организации исполнения бюджетов и обеспечению контроля их исполнения, регламентируемая законодательством.

Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем:

- выявление материальных и финансовых  резервов государства;

- максимально приближенный к  реальности расчет доходов и  расходов бюджетов;

- обеспечение максимальной сбалансированности  бюджетов;

- согласование бюджетов с реализуемой  экономической программой;

- осуществление бюджетного регулирования  в целях перераспределения источников  доходов между бюджетами разного  уровня, отраслями хозяйства, экономическими  регионами и др. В свою очередь,  решение этих задач достигается  посредством реализации бюджетной  политики.

В целом осуществление бюджетного процесса вклю-чает в себя следующие этапы бюджетной деятельности:

  1. составление проекта бюджета;

Проект закона о бюджете разрабатывается  исполнительной властью. Ему предшествует оценка экономической ситуации и  хода исполнения бюджета текущего хода, прогнозирование основных показателей  социально-экономического развития страны на будущий период, составление прогноза развития финансовой системы.

Экономические прогнозы всегда составляются в нескольких вариантах, исходя из различных  сценариев развития экономики - благоприятных  и неблагоприятных. Но бюджетный  план утверждается законодательно и  является единым.

  1. рассмотрение и утверждение бюджета;

Осуществляется законодательным (представительным) органом власти - парламентом. Законодательный  орган власти рассматривает не только текст проекта закона о бюджете. Ему предоставляется гораздо более широкий пакет документов, включающий прогнозы развития страны, расчеты по отдельным статьям бюджета, план развития государственного сектора, проект программы приватизации, внешних заимствований и т.д., а также ряд законов, требующих утверждения наряду с бюджетом (например, о внесении изменений в налоговое законодательство).

  1. исполнение бюджета;

Исполнение бюджета начинается после утверждения закона о бюджете. Оно осуществляется исполнительной властью и заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета. Задачи исполнения бюджета – обеспечение  поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм.

Процедура исполнения бюджета четко  регламентирована законом. Однако органы исполнительной власти имеют определенную свободу действий для того, чтобы  оперативно реагировать на изменения  социально-экономической ситуации. В частности, они могут вносить  изменения по различным направлениям расходования средств в пределах утвержденных ассигнований.

  1.    Финансовый контроль осуществляется в трех основных формах: предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль применяется  в ходе обсуждения и утверждения  проекта закона о бюджете.

Текущий контроль проводится на этапе  исполнения бюджета в течение  всего бюджетного периода.

Последующий контроль проводится по окончании бюджетного периода в  ходе рассмотрения и утверждения  отчета об исполнении бюджета.

Данный отчет составляется правительством и направляется для получения  заключения в орган финансового  контроля

За этим обычно следует утверждение  отчета об исполнении бюджета законодательным  органом.


Информация о работе Бюджетный дефицит