Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:21, дипломная работа

Описание

Целью исследования дипломной работы является изучения действующего механизма формирования доходной базы местных бюджетов и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
определить местные бюджеты, как экономическую категорию;
рассмотреть возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси;
выделить особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах;
провести анализ действующего механизма формирования местных бюджетов;
выявить проблемы и предложить пути укрепления доходной базы местных бюджетов.
Объектом исследования является бюджет Рогачёвского района.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1. Местные бюджеты как основа экономической деятельности местных органов власти……………………………………………………………...7
1.1 Понятие и содержание местных бюджетов ……..7
1.2 Возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси....13
1.3 Особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах….33
2. Анализ формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Рогачёвского района)…………………………………………………....46
2.1 Порядок, состав и структура формирования доходов бюджетов в современных условиях ……46
2.2 Расчёт доходного потенциала региона……………………………………....62
З. Проблемы формирования и пути укрепления местных бюджетов………...69
Заключение……...………………………………………………………………....75
Список использованных источников……………..………………………..........81
Приложения…..…………………………………………………………………...85

Работа состоит из  20 файлов

введение(1).doc

— 29.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

глава 2-2(1).doc

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

глава 2;2-1(1).doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

Минимальные размеры  районного бюджета определяются на основе среднереспубликанского норматива  бюджетной обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы на одного жителя с учётом сложившейся инфраструктуры района и закрепляются при утверждении бюджета на будущий год. Нормативы бюджетной обеспеченности устанавливаются законодательством Республики Беларусь. Так как доходная база районного бюджета не обеспечиваются собственными источниками, то установлены нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других обязательных платежей, а также большое значение в районе имеют дотации, субсидии, субвенции из областного бюджета.

В соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь « О бюджете  Республики Беларусь на 2002 год», а также  Решением областного Совета от 28.12.2001 г., со ст. 7 Решения районного Совета «О бюджете района на 2002 год» от 29.12.2001 г. в районный бюджет в 2002 году поступали: плата за древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню и плата за пользование лесами; налог на недвижимость; земельный налог; налог на добываемые из природной среды ресурсы; экологический налог за переработку нефти и нефтепродуктов; налог при упрощённой системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства; средства от реализации бесхозяйственного имущества; акцизы по пиву, которые зачисляются полностью.

В соответствии с вышеназванными документами бюджет Рогачёвского района на 2002 год формировался также за счёт:

  1. отчислений от налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) производимые на территории Республики Беларусь (норматив отчислений в районный бюджет составил 51 %);
  2. отчислений от налога на доходы и прибыль юридических лиц (норматив составляет 41 %);
  3. отчислений от подоходного налога с физических лиц (за исключением отчислений, передаваемых в сельские бюджеты, в размерах, предусмотренных ст. 5 Решением районного Совета);
  4. акцизов (49 %);
  5. других обязательных платежей и других поступлений (например, отчисления от единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции – 70 %).

Наиболее значительным источником доходов является подоходный налог с физических лиц, который составляет 405997 тыс. руб. или 34,6 % налоговых поступлений бюджета за 2002 год, НДС – 320406 тыс. руб. или 24,8 %, лесной доход – 187199 тыс. руб. или 14,5 %.

В соответствии со ст. 10 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» местные органы власти могут вводить новые виды местных налогов и сборов с установлением максимальных размеров ставок по ним. Причём налоги и сборы, вводимые местными Советами депутатов, не могут нарушать действующий в Республики Беларусь порядок формирования себестоимости.

В соответствии с Решением районного Совета «О бюджете района на 2002 год» на территории района введены  следующие местные налоги и сборы:

  1. сборы с пользователя (сбор за право торговли);
  2. сборы за услуги (сбор за услуги гостиниц);
  3. сбор за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического сырья и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки;
  4. сбор на содержание инфраструктуры района.

Местные налоги и сборы  планируются в небольшом объёме – 15620 тыс. руб. от общей суммы доходов  или 0,5 %, что свидетельствует о незначительности.

Положительным фактором при планировании доходной части районного бюджета на 2002 год является право местных органов повышать ставки по некоторым налоговым платежам, а именно: по земельному налогу, по налогу на недвижимость и экологическому налогу.

В целом доходы бюджета  на 2002 год с учётом безвозмездных  поступлений планировались в размере 3086331 тыс. руб. Самым значительным доходным источником для бюджета являются безвозмездные поступления из областного бюджета. Так, на 2002 год они планировались в размере 1768468 тыс. руб., что составляет 57,3 % от всех доходов районного бюджета. Безвозмездные поступления направляются по следующим каналам: 1779724 тыс. руб. по фонду финансовой поддержки регионов и 4000 тыс. руб. субвенции на содержание передаваемых объектов.

В доходы на 2002 год также  включены средства целевого фонда охраны природы, который составляет 11371 тыс. руб. или 0,4 % от всех доходов и говорит о его незначительности в структуре районного бюджета, а также средства всех создаваемых внебюджетных фондов местных Советов депутатов.

Анализируя доходные источники за последний период, в том числе по составу и структуре, можно выявить тенденции в их развитии. На основании таблицы П.3 можно сделать вывод, что безвозмездные поступления являлись основной частью доходной базы районного бюджета и составили в основном более 60 %, исключением является 1998 год, в котором они составили 46,2 %, что связано со снижением размера бюджета в сопоставимых ценах по сравнению с остальными годами. Район не самообеспечивается доходами в значительной степени и является финансовозависимым от областного бюджета.

За 2002 год на территории Рогачёвского района было уплачено налогов и других обязательных платежей в бюджет в размере 1912644 тыс. руб., в то же время бюджет района исполнен в размере 3086331 тыс. руб. Это говорит о дотационности района. Это в первую очередь связано с неразвитым местным хозяйством, а также невыгодным расположением района. В 2002 году по поступлениям в бюджет района основными плательщиками являлись следующие предприятия: Райпотребсоюз – 154,5 млн. руб. или 18,01 % от собственных доходов бюджета района, маслосырзавод – 135,7 млн. руб. или 10,2 %, МПМК-249 – 113,1 млн. руб. или 8,5 %, лесхоз – 100,5 млн. руб. или 7,6 %. Прочие предприятия участвовали в формировании собственных доходов районного бюджета в размере не превышающем 3 %. Налоговые и прочие обязательные платежи 10 предприятий района составляют 684,5 млн. руб. или 51,4 % от собственных доходов районного бюджета.

В целом по Гомельской области все районы являются дотационными в пределах 30-50 %.

Рассматривая динамику регулирующих доходных источников на основании таблицы П.3 можно сделать вывод, что они являются вторыми по объёму доходными источниками бюджета района и составляют от 23,7 % в 1997 году до 29,2 % в 2002 году. Максимальными они были в 2002 году, что связано с желанием перевести местные бюджеты на самообеспечение. Среди регулирующих налогов наибольший  удельный вес имеет подоходный налог, вторым по значению является  налог на добавленную стоимость.

Доля собственных и закреплённых доходов за анализируемый период варьировалась от 11,3 % в1997 году до 19,0 % в 1999 году. В 2001 году размер собственных и закреплённых доходов по отчёту об исполнении составил 387243 тыс. руб. или 17,8 % от всей суммы доходов. В 2002 году произошло уменьшение доли закреплённых доходов, и они составили 392201 тыс. руб. или 12,8 % от всей суммы доходов.

Местные налоги и сборы  в доходах бюджета района играют незначительную роль. Так они составляли от 0,8 % в 1997 году до 3,7 % в 2000 году. В 2002 году их доля составила 0,5 %. Состав местных налогов и сборов, действующих на территории района, постоянно меняется. Иногда, вводя местный налог или сбор, райфинотдел не всегда может спрогнозировать поступления от него. Так, например, сбор за отвод земельных участков просуществовал в 1998, 1999 годах и его доля составляла менее 1 % от всех местных налогов и сборов. Введённые в 1998 году местные налоги и сборы (сборы за парковку, налог на продажу пива, виноводочных изделий) совсем мало принесли денег в местный бюджет. Постоянными местными налогами и сборами являются сбор на содержание и развитие инфраструктуры района, сбор за право торговли, гостиничный сбор, которые составляют основную их долю.

Среди доходных источников наибольший удельный вес составляют налоговые поступления (таблица 4).

Таблица 4. Динамика структуры доходов бюджета Рогачёвского района за 1997 – 2002 гг. (в процентах)

 

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Всего доходов

100

100

100

100

100

100

Налоговые поступления

79,2

82,3

81,8

80,5

84,0

82,1

Неналоговые поступления

20,8

17,7

18,2

19,5

16,0

17,9


Примечание. Источник: собственная разработка на основании [19].

Как можно заметить из таблицы 4, за последний период с 1997 года налоговые поступления составляют более 80 %. Следовательно, имеет смысл  рассмотреть налоговые источники более подробно.

Так на основании таблицы П.4 можно заметить, что в структуре налоговых источников наибольший удельный вес занимает подоходный налог, который за последний период имеет тенденцию к возрастанию. Так, если в 1997 году он составлял 30,5 %, то в 1999 году он составил 37,2 %. В 2000 году поступления по подоходному налогу уменьшились на 4,9 пункта по сравнению с предыдущим годом. За последние три года поступления по подоходному налогу имеют тенденцию к росту опережающими темпами по сравнению с остальными налоговыми платежами и в 2002 году за счёт него было получено 504997 тыс. руб. или 34,6 % от налоговых поступлений.

Вторым по объёму поступлений в  районный бюджет является НДС. Так, наибольший удельный вес его был в 1997 году и составил 27,5 % от налоговых платежей, но уже в следующем году его доля снизилась и составила 22,6 %. С 1999 года НДС обеспечивал 24-25% налоговых платежей, что характеризует его как постоянный и устойчивый источник доходной базы районного бюджета.

Следующими по объёму поступлений в бюджет района являются лесной доход и налоги на имущество. Так лесной доход до 2000 года являлся устойчивым источником доходов бюджета и колебался в пределах 12 %, то в 2001 году составил 15,5 %, что говорит о более интенсивном использовании лесов. В 2002 год лесной доход собран в размере 14,5 %, хотя ожидалось, что поступления превысят эту цифру.

Поступления от налогов на имущество  в последние  годы уменьшились  с 12,7 % до 9,5 %. В 2002 году сохранилась тенденция снижения доли налогов на имущество. Они составили 8,8 % от налоговых платежей. Значительный вес налоги на имущество составляют благодаря тому, что местные органы власти имеют право уменьшать (увеличивать) ставки налогов, которые утверждаются Решением о бюджете района на очередной год и, как правило, уменьшение (увеличение) производится не более чем в два раза.

Важной статьёй доходов является также налог на прибыль. Его доля варьируется в пределах 7 %. Наметившаяся в последние годы тенденция к уменьшению его доли, может только говорить об ухудшении работы предприятий. По результатам финансово-хозяйственной работы 25 % предприятий в районе являются убыточными.

Большой удельный вес в структуре  доходов занимают поступления  по штрафам и санкциям. Они составляют значительную долю, так, например, на 2003 год они запланированы в размере 69,4 % от неналоговых платежей или 5,7 % от собственных доходов районного бюджета. Поступления по штрафам и санкциям постоянно планируется как источник доходов районного бюджета.

Хотя доходная база районного бюджета недостаточна, исполнительный комитет предоставляет льготы населению по платежам в бюджет, а именно: по подоходному налогу и госпошлине. В 2002 году была предоставлена одна льгота  юридическому лицу по налогу на недвижимость. Льготы предоставляются юридическим лицам при условии целевого использования высвобождаемых средств. Если они расходуются не по направлению, то они изымаются в бюджет. Проверка соблюдения целевого использования бюджетных средств входит в компетенцию работников райфинотдела.

При исполнении районного бюджета ежегодно встают вопросы по погашению задолженности по платежам в бюджет. Обычной причиной образования задолженности является отсутствие денежных средств на расчётных счетах предприятий, что обусловлено наличием дебиторской задолженности. В целях снижения задолженности по платежам и выполнения плана по доходам райфинотделом принимаются следующие меры: выставляются распоряжения (в 2001 году было выставлено 910 распоряжений на сумму 234324,2 тыс. руб.), а также проводятся взаимозачеты, как в местный бюджет, так и в областной бюджет, проводятся мероприятия по взысканию имущества. Ежегодно на заседаниях исполкома рассматриваются вопросы о состоянии расчётов субъектов хозяйствования Рогачёвского района с бюджетом. Крупным недоимщиком на протяжении последних лет является ОАО «Рогачёвский райагропромтехснаб» (87003,0 тыс. руб. на 01.01.2002), который оказывает в основном услуги колхозам и сельхозформированием. Следует также отметить таких недоимщиков, как колхозы. Есть случаи неуплаты колхозами подоходного налога за несколько лет. Так как они убыточны в системе современного хозяйствования, то имело бы значение предоставить им льготы при условии целевого их  использования, либо принять кардинальные меры по реформированию сельского хозяйства.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что доходная база районного бюджета формируется за счёт регулирующих, собственных и закреплённых налогов, а также безвозмездных поступлений. Основной удельный вес в доходах бюджета занимают безвозмездные поступления. Затем идут регулирующие налоги, и лишь потом только собственные и закреплённые. В структуре доходов наибольший удельный вес занимают налоговые поступления, среди которых лидирует подоходный налог. Вторым по объёму поступлений в районный бюджет является НДС. Следующими источниками - лесной доход и налоги на имущество. За рассмотренный период доля этих налогов практически не изменилась, что характеризует их как постоянные и устойчивые источники доходов районного бюджета. Среди неналоговых поступлений большой удельный вес занимают поступления по штрафам и санкциям, которые постоянно планируются как источник доходов.

Заключение.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 36.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.doc

— 38.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.doc

— 33.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.doc

— 38.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.doc

— 27.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.doc

— 33.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 23.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Список использованных источников.doc

— 33.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях