Государственные внебюджетные фонды. ФОМС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение экономичного и рационального расходования средств Фонда обязательного медицинского страхования. В рамках данной работы будут рассмотрены государственные внебюджетные фонды, предусмотренные Бюджетным Кодексом фонды обязательного медицинского страхования и их роль в финансировании расходов на здравоохранение в РФ.

Содержание

Введение 4
1. Структура и значение внебюджетных фондов 5
1.1. Предпосылки возникновения внебюджетных фондов. 5
1.2. Функционирование внебюджетных фондов в настоящее время. 7
1.3. Фонды обязательного медицинского страхования. 9
2. Финансирование медицинского обслуживания. 11
2.1. Функционирование ФОМС в Российской Федерации. 11
2.2. Проблемы ФОМС 22
2.2. Зарубежный опыт финансирования медицинского обслуживания 25
3. Оптимизация расходов на ОМС 31
Заключение 34
Список использованной литературы: 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Бюджет..doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)
 

     Медицинское страхование в США основывается на следующих принципах:

  1. сохранение здоровья — личное дело каждого;
  2. свободный выбор медицинского учреждения и врача;
  3. широкая купля-продажа медицинских услуг.

     В настоящее время частным медицинским  страхованием в США охвачено свыше 180 млн. человек.

     Свыше 80% жителей США, имеющих страховку, получили ее по месту работы (настоящей или прежней) — своей или других членов семьи, так как частное страхование, как правило, распространяется не только на самого работника, но и на членов его семьи. Работая в солидной компании, как правило, работник получает целый пакет социальных услуг (добровольное медицинское, пенсионное и другие виды социального страхования).

     Из  двух форм частного страхования —  индивидуального и группового — наиболее распространенной формой является групповое, на которое приходится 80% добровольного медицинского страхования в США.

     Основные  параметры, которые влияют на страховые  взносы работодателей,— это состояние здоровья работников и традиционно сложившийся уровень расходов фирмы по медицинскому страхованию.

     Существуют  четыре основные формы организации медицинских программ на предприятиях США: условные программы без контроля за госпитализацией; условные программы с обязательным контролем за госпитализацией; организации по поддержанию здоровья (ОПЗ) и организации предпочтительного поставщика (ОПП). Они связаны с развитием так называемого координированного медицинского обеспечения, которое отличается от традиционных страховых планов тем, что клиенту предлагаются не отдельные услуги за отдельную плату, а определенный пакет медицинских услуг.

     Государственным медицинским страхованием в США  охвачено 10,2% американцев. Государственное  медицинское страхование в США  связано с принятием в 1965 г. закона о медицинском страховании престарелых и закона о медицинской помощи бедным.

     Недостаток: развитие медицинского страхования, как частного, так и государственного, не привело к всеобщей гарантии получения медицинских услуг. За исключением небольшой группы состоятельных американцев, которые могут себе обеспечить медицинскую помощь без страховки и потому предпочитают жить без нее, основная масса незастрахованных не в состоянии оплатить страховой полис. В результате за бортом огромного корабля здравоохранения остаются свыше 31 млн человек, не имеющих никакой медицинской страховки. Своеобразным спасательным кругом для них стала «скорая помощь». Больницы не имеют права отказывать в приеме в отделения скорой помощи. Бремя оплаты счетов за предоставление медицинских услуг тем, кто не имеет медицинской страховки, обычно возлагается на больницы, которые в конечном счете выходят из создавшейся ситуации путем раздувания счетов застрахованных пациентов. Одной из лучших в мире по эффективности и качеству остается система добровольного медицинского страхования в Швейцарии. Хотя медицинское страхование здесь осуществляется частными медицинскими страховыми компаниями, близким к оптимальному считается сочетание общественного начала и рыночных структур в функционировании страховой медицины. В Швейцарии довольно много страховых медицинских компаний, и конкуренция между ними сдерживает слишком быстрый рост цен на медицинские услуги.

     С 60-х годов впервые был введен ряд юридических норм, которые регламентируют работу медицинских страховых компаний. Например, медицинская страховая компания не может отказать во вступлении ни одному жителю Швейцарии в возрасте до 60 лет независимо от его состояния здоровья и не может никого исключить по причине ухудшения здоровья.

     Для повседневной работы представители  медицинских учреждений, медицинских страховых компаний и местных властей разрабатывают специальные тарифные справочники.

     Пациент по своему усмотрению имеет право  выбирать любую больницу Швейцарии, из-за этого больницы действуют в  условиях жесткой конкуренции. Именно поэтому таких проблем, как нехватка лекарств в больнице или медицинского оборудования, в Швейцарии не существует.

Медицинская страховая компания полностью платит за пребывание клиентов в больницах, возмещает 90% стоимости приобретенных по рецепту лекарств и 90% суммы, уплачиваемой при посещении врача.

     Никому  не отказывается в проведении сложных  операций, которые медицинские страховые компании не оплачивают. Однако часто при этом под залог у пациентов берется их недвижимость.

 

3. Оптимизация расходов на ОМС

     Увеличение  финансирования планируется за счет увеличения взносов за неработающее население. Размер взносов за неработающее население будет устанавливать Правительство. Они будут дифференцированы по территориям, полу и возрасту. Софинансировать взносы будет федеральный бюджет. В итоге взносы за работающих и за неработающих должны быть сбалансированы со стоимостью программы обязательного медицинского страхования, граждане не должны будут платить в кассу или в руки за те услуги, которые им гарантированы. Кроме того, повышение централизации единого социального налога позволит перераспределить излишек средств в нескольких регионах-донорах в пользу нуждающихся регионов.

     Здоровье  нации как одна из важнейших сфер, определяющих качество жизни граждан, вошло в число приоритетных направлений социально-экономической политики российского Правительства. В настоящее время реализуется национальный проект «здоровье», нацеленный на укрепление здоровья населения России, снижение заболеваемости, инвалидности, смертности, повышение доступности и качества медицинской помощи, укрепление первичного звена здравоохранения, удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных средствах медицинской помощи и др. Средства, выделенные на реализацию проекта, являются дополнительным финансовым вложением в отрасль «здравоохранение».

     В целом государственная система  сохранит уравнительный характер, когда богатый платит за бедного, а здоровый за больного. Но будет использоваться зачетный механизм между обязательным и добровольным медицинским страхованием. Речь идет о том, что застрахованным лицам будет предоставлена возможность получения доплат из средств обязательного медицинского страхования, если они желают получить более качественную и технологически продвинутую помощь или если гражданин не обратился в государственную систему и сэкономил деньги.

     Планируется реально реализовать право граждан  на выбор страховой организации, поликлиники, больницы, врача.

     Сохраняется наличие списка заболеваний и  видов помощи, оказываемых бесплатно  в системе обязательного медицинского страхования, т.е. программы госгарантий по обязательному медицинскому страхованию, но Базовую программу обязательного медицинского страхования планируется конкретизировать, т.е. разработать по каждому заболеванию медико-экономические стандарты, которые увяжут реальное натуральное наполнение каждого вида помощи со стоимостными показателями. Например, сколько стоит конкретная операция, выполняемая с помощью определенного оборудования, какие медикаменты при этом необходимы и т д. Такие детальные стандарты позволят определить реальные обязательства страховщика в каждом конкретном случае.

     Готовится Закон «О фондах обязательного медицинского страхования», в котором должен быть четко определен статус фондов в новой системе, их полномочия, права, обязанности, имущественный режим, прописаны механизмы общественного контроля за их деятельностью. Правительство подготавливает законодательство, позволяющее изменить организационно-правовые формы большинства учреждений здравоохранения, которые будут работать в страховой медицине. При сохранении государственной собственности на имущество этих учреждений они останутся государственными, но тем не менее получат гораздо более широкую самостоятельность в принятии финансовых решений, в том числе в выборе системы оплаты медицинскому персоналу. Единая тарифная сетка перестанет для них быть обязательной. В такой ситуации заработная плата будет у медиков тесно увязана с результатами их работы. С другой стороны, если врач в этой ситуации допускает некачественное лечение, то оно и не будет финансироваться. Можно будет использовать прямые экономические санкции для учреждения или врача. Это одно из направлений реформы, которое выходит за рамки Закона об обязательном медицинском страховании, но без которого система медицинского страхования работать не будет.

     Кроме того, готовится закон, который обеспечивал  бы реальную защиту прав пациента в  случае злоупотребления его интересами, в случае врачебной ошибки, некачественной, недобросовестной лечебной помощи и т д.

     Одновременно  будет вводиться механизм страхования медицинской ответственности врачей. По медицинским профессиям, которые связаны с повышенным риском, например хирургия, педиатрия, акушерство, будет создаваться система, которая позволила бы врачам застраховать свои риски.

     В целом развитие системы здравоохранения Российской Федерации предусматривает следующие направления:

  1. преобразование значительной части медицинских учреждений в альтернативные организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций и автономных учреждений, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающих эти ресурсы за результаты своей деятельности.
  2. развитие института врача общей (семейной) практики.
  3. внедрение механизма фондодержания и финансирование первичного звена по полному тарифу. При этом под полным фондодержанием понимается «оплата комплексной медицинской услуги по дифференцированному подушевому нормативу на одного застрахованного жителя, прикрепленного к врачу общей практики». В подушевой норматив входят расходы на оказание первичной медико-санитарной, скорой медицинской, стационарной, стоматологической помощи, а также на консультации специалистов и лабораторно-диагностические службы.
  4. реструктуризация лечебно-профилактических учреждений, связанная с выводом из системы общественного здравоохранения части финансово не обеспеченных или просто излишних мощностей больниц.
  5. исключение из Программы государственных гарантий определенных видов медицинской помощи и перевод их на платную основу. Возможный вариант - исключение из программы так называемых «сервисных услуг», т.е. элементов затрат, не связанных непосредственно с лечебно-диагностическим процессом. Параллельно с этим будет внедряться идея минимальной оплаты набора медицинских услуг и лекарственных средств, гарантируемых каждому больному. При этом будет оплачиваться только минимальный набор услуг, а сверх этих наборов разрешаются легальные доплаты пациентов.
  6. развитие добровольного медицинского страхования. Новый законопроект о медицинском страховании предлагает механизм дополнительного медицинского страхования с включением в него страховых выплат, предусмотренных базовой программой ОМС.
  7. стратегия неявного замещения бесплатной медицинской помощи платной. Это будет выражаться в расширении объема платных услуг в государственных и муниципальных учреждениях, а также перекладывании на население части не оплачиваемых государством затрат на оказание медицинской помощи (прежде всего затрат на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, питание при стационарном лечении).

     Таким образом, суть настоящих реформ в  сфере здравоохранения — максимальное внедрение рыночных принципов — конкуренция, формирование спроса и предложения медицинской услуги, развитие платных услуг, отход от бюджетной составляющей в финансировании медучреждений.

 

Заключение

     В России изначально существовало два  бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. И именно чрезвычайный, содержащийся в тайне, бюджет, дал начало внебюджетным фондам, позволяющим аккумулировать денежные средства на финансирование определенных целей вне государственного бюджета. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств. Также в первом разделе были описаны источники формирования внебюджетных фондов. Целью создания Фонда обязательного медицинского образования является изменение принципов финансирования здравоохранения. Фонд был создан 28 июня 1991 года Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Таким образом, в настоящее время в России действует способ финансирования медицинских услуг – «социальное страхование». На сегодняшний день на правах некоммерческой кредитно-финансовой организации действует Федеральный ФОМС и подведомственные ему 85 территориальных отделений.

     Участниками системы обязательного медицинского страхования являются граждане, страхователи (работодатели, лица, занимающие предпринимательством, исполнительные органы власти субъектов  РФ, местная администрация), страховые медицинские организации (страховщики), осуществляющие медицинское страхование, медицинские учреждения, и, естественно, сами фонды ОМС.

     В соответствии с Программой ОМС все  виды медицинских услуг, предоставляемых  медицинскими учреждениями, разделены  на три группы: медицинская помощь, предоставляемая за счет системы ОМС; медицинская помощь, предоставляемая за счет бюджетов всех уровней; медицинская помощь, предоставляемая за счет личных средств граждан.

     Существенной  проблемой для Фонда ОМС является отсутствие эффективного контроля за поступлением и расходованием средств фонда. Правительством разрабатываются законопроекты для оптимизации расходов на обязательное медицинское страхование.

 

Список использованной литературы:

  1. Бюджетный кодекс РФ. М.: «Проспект», 2008.
  2. Налоговый кодекс РФ. Новосибирск: «Сибирское университетское издательство», 2008.
  3. Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991г. №1499-I с изменениями и дополнениями на 1 июля 1994 года.
  4. Архипов А.И., Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: «Проспект», 2006.
  5. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. М.: «Дашков и Ко», 2002.
  6. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
  7. Гринкович Л.С., Сагайдачная Н.К., Казаков В.В, Рюмина Ю.А. Государственные и муниципальные финансы России. М.: «Кнорус», 2007.
  8. Карчевский В.В. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды. М.: «Вузовский учебник», 2008.
  9. Ковалев В.В. Финансы. М.: «К Велби», «Изд-во Проспект», 2006.
  10. Паскачев А.Б. Налоги и налогообложение. М.: «Высшее образование», 2008.
  11. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. М.: «ЮНИТИ», 2007.
  12. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации. М: «Юрайт», 2004.
  13. Федорова Т.А. Страхование. М.: «Экономистъ», 2004.
  14. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации. М.: «Юнити», 2003.
  15. Шахов В.В. Страхование. М.: «Анкил», 2002.
  16. http://www.o-strahovanie.ru/fondi-oms.php?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTsxMzM4NzkyOzI3NzA5Njc7Z28ubWFpbC5ydTpkeW5hbWlj
  17. http://www.5ballov.ru/referats/preview/79566
  18. http://www.budgetrf.ru;
  19. http://www.minfin.ru;
  20. http://www.finansy.ru.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды. ФОМС