Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание

Практически все страны привлекают внешние заемные ресурсы и имеют внешние непогашенные долги, большинство из них является чистым заемщиком, в том числе и среди развитых государств. Во многих сложилась долговая экономическая система, дефицитная по внутренним инвестициям и текущим платежам, систематически восполняющая нехватку национальных ресурсов привлечением зарубежных вложений.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты возникновения государственного долга в развитии экономических отношений 7
1.1 Государственный долг: сущность и причины возникновения 7
1.2 Классификация государственного долга и источников его финансирования 10
1.3 Методы управления государственным долгом 17
2 Анализ состояния государственного долга РФ 22
2.1 Оценка динамики и структуры внешнего долга РФ и источников его финансирования 22
2.2 Обзор внутреннего государственного долга 29
3 Основные направления совершенствования управления государственным долгом в современных условиях 33
3.1 Пути решения проблем в управлении государственным долгом РФ
3.2 Основные зарубежные методики управления государственным долгом и возможность их применения в экономике России 36
Заключение 42
Список использованных источников 44

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг 2010.docx

— 640.41 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»

 

Факультет экономический

Кафедра финансов и кредита

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

Студентка Соина Екатерина Александровна, группа 307

1 Тема Государственный (муниципальный) долг и проблемы его погашения

2 Срок представления  работы к защите 01.12.2011

3 Исходные  данные для научного исследования: учебная литература, материалы периодической печати, статистические данные, работы отечественных и зарубежных авторов

4 Содержание  курсовой работы

4.1 Теоретические аспекты возникновения государственного долга в развитии экономических отношений

4.2 Анализ состояния государственного долга РФ

4.3 Основные направления совершенствования управления государственным долгом в современных условиях

Руководитель  работы                                                             С.М. Макейкина                         

к.э.н., доцент

Задание принял к исполнению_____________________________________

 

 

 

Реферат

 

Курсовая  работа содержит: 46 страниц, 1 таблица, 3 рисунка, 43 использованных источника

БЮДЖЕТ, РАСХОДЫ  БЮДЖЕТА, ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ВНЕШНИЙ ДОЛГ, ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ, ДЕФИЦИТ

Объект исследования: внешний государственный долг

Цель работы: изучение теоретических основ возникновения государственного долга и его современное состояние в России.

Методы исследования: сравнение, оценка и анализ

Полученные  результаты: раскрыты сущность и принципы возникновения государственного долга,  проведен анализ состояния текущего положения в области реструктуризации государственного долга в РФ, предложены  рекомендации по совершенствованию государственных заимствований в современных условиях.

Степень внедрения: частичная

Область применения: в рамках учебного курса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                             5

1 Теоретические аспекты возникновения государственного долга в развитии экономических отношений                                                                              7

1.1 Государственный долг: сущность и причины возникновения               7

1.2 Классификация государственного долга и источников его финансирования                                                                                                                           10

1.3 Методы управления государственным долгом                                     17

2 Анализ состояния  государственного долга РФ                                        22

2.1 Оценка динамики и структуры внешнего долга РФ и источников его финансирования                                                                                                         22

2.2 Обзор внутреннего государственного долга                                          29

3 Основные  направления совершенствования  управления государственным долгом в современных условиях                                                                     33

3.1 Пути решения проблем в управлении государственным долгом РФ

3.2 Основные  зарубежные методики управления  государственным долгом и возможность их применения в экономике России                                       36

 Заключение                                                                                                      42

 Список  использованных источников                                                            44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Практически все страны привлекают внешние заемные  ресурсы и имеют внешние непогашенные долги, большинство из них является чистым заемщиком, в том числе и среди развитых государств. Во многих сложилась долговая экономическая система, дефицитная по внутренним инвестициям и текущим платежам, систематически восполняющая нехватку национальных ресурсов привлечением зарубежных вложений.

Проблема  государственного долга приобрела  актуальность во второй половине ХХ столетия, когда государства были неспособные аккумулировать в бюджете достаточные финансовые ресурсы для выполнения своих функций и начали применять долговую политику. Она актуальна и по сей день.

Задолженность правительственных органов накапливается  и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко всё новым займам: покрывая старые долги, они делают еще большие новые. Таким образом, государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов. Высокий государственный долг характерен на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.

Общее понятие  государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Основываясь на него, постараемся рассмотреть проблему погашения государственного долга, его виды, последствия и методы управления.

Предмет исследования - влияние внешней задолженности  на процесс общественного воспроизводства.

Объектом  исследования является формирование, обслуживание и погашение внешней задолженности России во взаимодействии с ее экономическим развитием.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ возникновения государственного долга и его современное состояние в России.

В соответствии с целью поставлены и рассмотрены  задачи курсовой работы:

- раскрыть  понятие государственного долг, его сущности и причин возникновения;

 - описать классификацию государственного долга и источников его финансирования;

- изучить  методы управления государственным  долгом;

- дать оценку  динамики и структуры внешнего  долга РФ и источников его  финансирования;

- дать обзор  внутреннего государственного долга;

- предложить  пути решения проблем в управлении  государственным долгом РФ;

- раскрыть  основные зарубежные методики управления государственным долгом и возможность их применения в экономике России.

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты возникновения  государственного долга в развитии  экономических отношений

 

1.1 Государственный долг: сущность  и причины возникновения

 

Определенный  интерес предоставляют два противоположных  подхода к определению роли заимствований  в государственных финансах, особенно остро обсуждаемые в последние  годы. Значительная часть ученых-экономистов, не говоря уже о политиках, рассматривает  заимствования как исключительно  негативное явление и призывает к полному отказу от долгового финансирования расходов бюджета. Другие экономисты, и их абсолютное большинство, считают, что развитие экономики в государстве без использования возможности привлечения в определенные периоды дополнительных средств в виде займов практически невозможно. Тот же К.Маркс определял значение долга для первоначального накопления капитала следующим образом: «Государственный долг делается одним из самых сильных рычагов первоначального накопления. Он одаряет непроизводительные деньги производительной силой и превращает их таким образом в капитал». Определение, данное К.Марксом столетие назад, на самом деле перекликается с современным представлением о роли фондового рынка в экономическом процессе.

Главной выгодой  для государства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах от ВВП (за определенный период времени, за экономический цикл).

Размер сальдо бюджета и объем реального  валового внутреннего продукта - два важнейших фактора, определяющих динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема госдолга, профицит бюджета позволяет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а за счет роста денежной массы создаются условия рефинансирования долга. В зависимости от соотношения названных двух факторов условно выделяют два подхода к определению роли госдолга в рыночной экономике: классический и альтернативный.

Классический  подход к определению роли госдолга в экономике заключается в использовании государственных займов в качестве заменителя налоговых поступлений. Данный подход связан с отношением к госдолгу как к инструменту стабилизационной макроэкономической политики.

В фазе понижения  деловой активности снижаются поступления  в бюджет. Правительство заинтересовано в сохранении уровня расходов, поэтому  возникает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. При снижении деловой активности хозяйствующих субъектов увеличение налоговых ставок усиливает негативные тенденции в экономике, поэтому целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет госзаймов. Госдолг становится субститутом налоговых поступлений.

Государственный долг может успешно выполнять роль макроэкономического стабилизатора только при условии устойчивого экономического роста. Фаза устойчивого экономического роста состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период понижения деловой активности целесообразно снизить уровень налогов и компенсировать снижение доходной части заемными денежными ресурсами. Снижение деловой активности - это кратковременное сокращение темпов экономического развития, но при этом прирост реального ВВП должен превышать 1% за год. Если темпы прироста реального ВВП меньше 1%, то это означает, что имеет место экономический спад, который сопровождается банкротством крупных компаний, ухудшением состояния банковской системы, ростом безработицы, снижением потребления. В период экономического спада целесообразно снижать размер госдолга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказывает весомое отрицательное влияние как на госфинансы, так и на экономику в целом.

Классический  подход к определению роли госдолга в экономике состоит в использовании его в качестве заменителя налогов и заключается в том, что объем госзаймов увеличивают в фазе снижения деловой активности. В фазе увеличения деловой активности объем займов снижают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.

Классический  подход предоставляет правительству  возможность не менять уровень налогообложения или даже несколько снизить его в фазе снижения деловой активности, но при этом сохранить уровень государственных расходов. В этом состоит преимущество классического подхода.

Альтернативный  подход основан на прямо противоположной концепции - в фазе снижения деловой активности объем займов сокращают. В фазе увеличения деловой активности объем займов увеличивают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.

В данном подходе  есть свое рациональное зерно. Такая  парадоксальная схема обладает рядом  преимуществ перед классическим. Во-первых, альтернативный подход при прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет больший объем денежных ресурсов за экономический цикл. Во-вторых, при его реализации наблюдается более низкая амплитуда колебаний относительного объема долга в течение экономического цикла. Максимальное значение относительного размера долга за период экономического цикла меньше. В-третьих, решение об оптимальном размере госзаймов принимается на основе данных о темпах экономического развития: вошла экономика в фазу усиления деловой активности - увеличили займы, наступил спад деловой активности - сократили займы, наступил экономический спад - минимизировали займы. Риск ошибочного планирования сальдо бюджета в данном случае существенно ниже.

В рамках рассматриваемого подхода государственный долг играет роль финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие. Госдолг может быть полезен только в период устойчивого экономического роста. В фазе экономического спада дефицит бюджета существенно ухудшает состояние государственных финансов, повышает риск долгового кризиса и тем самым приводит к ухудшению общего состояния экономики. Для России госдолг остается экономической проблемой и никаких выгод экономике государства не приносит.

Два подхода (классический и альтернативный) основываются на различных смыслах, вкладываемых в понятие «сбалансированности» бюджета. В Европейском сообществе бюджет признается сбалансированным, если выполняются два ограничения - на размер дефицита (3% ВВП) и на размер долга (60% ВВП).

Информация о работе Государственный долг