Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание

Практически все страны привлекают внешние заемные ресурсы и имеют внешние непогашенные долги, большинство из них является чистым заемщиком, в том числе и среди развитых государств. Во многих сложилась долговая экономическая система, дефицитная по внутренним инвестициям и текущим платежам, систематически восполняющая нехватку национальных ресурсов привлечением зарубежных вложений.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты возникновения государственного долга в развитии экономических отношений 7
1.1 Государственный долг: сущность и причины возникновения 7
1.2 Классификация государственного долга и источников его финансирования 10
1.3 Методы управления государственным долгом 17
2 Анализ состояния государственного долга РФ 22
2.1 Оценка динамики и структуры внешнего долга РФ и источников его финансирования 22
2.2 Обзор внутреннего государственного долга 29
3 Основные направления совершенствования управления государственным долгом в современных условиях 33
3.1 Пути решения проблем в управлении государственным долгом РФ
3.2 Основные зарубежные методики управления государственным долгом и возможность их применения в экономике России 36
Заключение 42
Список использованных источников 44

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг 2010.docx

— 640.41 Кб (Скачать документ)

Под управлением  государственным долгом в широком  смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает: формирование государственной долговой политики; определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели; установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом; установление границ задолженности.

Под управлением  долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления государственным долгом, как в  широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.

Обслуживание  госдолга связано с перераспределением доходов в стране. Для погашения  долга можно использовать имеющиеся  у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты ЦБ. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.

Финансирование дефицита бюджета  за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются инвестиции, поскольку останутся не реализованными инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящей процента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск.

Механизм  регулирования государственного долга  в рыночных условиях объединяется понятием «реструктуризация». Под реструктуризацией долга в целях настоящего Кодекса понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация  задолженности проводится при помощи различных инструментов: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга, секъюритизация.

Рефинансирование - один из основных методов погашения  долга. Рефинансирование - это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования государственного долга: замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым; досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения. Другой способ - выкуп долга. В случаях, когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

Следующий способ это конверсия. Конверсия долга  представляет собой преобразование долговых обязательств, за которыми не выплачиваются проценты (или слишком отягощающих долговых обязательств) в новые обязательства, которые улучшают состояние заемщика или в финансовом отношении, или с точки зрения перспективы. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств или к получению новых займов.

Другой способ - выкуп долга. В случаях, когда  государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

Консолидация - изменение срока действия уже  выпушенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга  в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

Аннулирование государственного долга означает полный отказ государства от своего долга. Однако такой вариант считается недопустимым. Авторитет государства зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки.

Секьюритизация долга представляет собой переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы: иностранные облигации - эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

Таким образом, среди проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ состояния государственного  долга РФ 

 

2.1 Оценка динамики и структуры  внешнего долга РФ и источников  его финансирования

 

Анализ совокупного  внешнего долга Российской Федерации  показал, что с октября 2008 года стало остро проявляться воздействие мирового финансового кризиса на экономику России. Величина совокупного внешнего долга Российской Федерации составила 540,8 млрд. долларов США (табл. 1.1), увеличившись только с начала 2006 года более чем в два раза. Ускоренные темпы роста указанного долга были обусловлены исключительно ростом обязательств перед нерезидентами российских корпораций и банков, доля которых в общем объеме внешнего долга Российской Федерации к тому моменту составила 93,4 %.

Таблица 1.1 - Внешний долг Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наличие высокого уровня внешней задолженности явилось дополнительным фактором дестабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке в период нарастания во второй половине 2008 года кризисных явлений, проявившихся в резком оттоке капитала, повышении давления на российский рубль и снижении международных резервов.

Несмотря  на некоторую стабилизацию ситуации в данной сфере, наблюдающуюся на текущий момент, вопросы осуществления систематического мониторинга задолженности, принятия мер по регулированию объемов и характера внешних заимствований российских организаций в целях снижения связанных с ними рисков и их влияния на экономическую устойчивость страны не утратили своей актуальности.

Рост иностранного капитала в денежных ресурсах российских банков и предприятий усиливает зависимость российской экономики от ситуации на мировом финансовом рынке и повышает риски, уровень которых в большинстве случаев не зависит от регулирующих действий российских органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования.

Из таблицы 1.1 следует, что величина совокупного внешнего долга Российской Федерации (всех секторов экономики) перед нерезидентами на начало 2008 года составляла 463,9 млрд. долларов США, к октябрю 2008 года его величина достигла своего максимального значения – 540,8 млрд.долларов США.

Такой масштабный рост его величины был обусловлен ускоренными темпами увеличения обязательств корпораций и банков в результате все более активного привлечения ими заемного капитала за рубежом.

При этом, основными системными причинами ускоренного роста внешней задолженности российских заемщиков перед нерезидентами являлись недостаточный уровень развития внутреннего финансового рынка в Российской Федерации, и, в частности, банковского сектора, его неспособность удовлетворить спрос на долгосрочные финансовые ресурсы в достаточных объемах для реализации крупных проектов, а также наличие значительно более выгодных условий внешних заимствований с точки зрения их объема, срока кредитования и низких процентных ставок по сравнению с внутренними кредитами.

Основными факторами, определявшими в тот период формирование тенденций в финансовом секторе, стали ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры для российских экспортеров и резкое снижение цен на основные товары российского экспорта, обострение проблем с рефинансированием внешнего корпоративного долга, и, как следствие, ускорение оттока капитала из экономики страны.

В тот период на реализацию антикризисных мер  были зарезервированы средства Федерального бюджета, Центрального банка, резервных фондов.

В части поддержки  банковского сектора антикризисные  меры были предусмотрены Федеральным законом от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ.

К таким мерам  относятся: предоставление субординированных кредитов, рефинансирование корпоративной задолженности, соглашения о компенсации убытков кредитных организаций.

В дальнейшем, меры антикризисного регулирования  были дополнены другими инструментами, введенными федеральными законами: указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, ведомственными нормативными актами. Были предоставлены гарантии предприятиям реального сектора экономики, налоговые льготы, проведены лимитные аукционы среди кредитных организаций, осуществлено выделение средств проблемным отраслям экономики.

В результате практически полного закрытия в  четвертом квартале 2008 года и первом квартале 2009 года рынков внешнего финансирования для российских хозяйствующих субъектов, а также мер поддержки, предпринятых государством, в указанном периоде наблюдалась тенденция по существенному уменьшению объема совокупного долга Российской Федерации перед нерезидентами: объем совокупного внешнего долга Российской Федерации по уточненным данным Банка России только в IV квартале 2008 года сократился на 60,2 млрд. долларов США и к 1 января 2009 года составил 480,5 млрд. долларов США.

Тенденция по сокращению величины внешнего долга  Российской Федерации сохранялась до конца I квартала 2009 года (446,4 млрд. долларов США на 1 апреля 2009 года).

Оценивая  изменение величины совокупного  внешнего долга Российской Федерации за период с начала кризиса (на 1 октября 2008 года) до 1 апреля 2010 года, можно отметить, что в целом общий объем указанного долга в результате действия вышеупомянутых факторов сократился на 14,2 % или 77,0 млрд. долларов США (с 540,8 до 463,8 млрд. долларов США) и в наибольшей степени указанное снижение обусловлено снижением объемов задолженности российских банков: на 16,8 % или 84,7 млрд. долларов США.

В то же время  общее уменьшение задолженности  прочих секторов (нефинансовых предприятий) за тот же период составило только 5,1 % (на 15,8 млрд. долларов США). Причем если задолженность российских банков в указанном периоде планомерно снижалась, в чем не последнюю роль сыграли предпринятые государством меры антикризисной поддержки, большая часть которой была направлена на поддержание, в первую очередь, банковского сектора российской экономики, то задолженность нефинансовых предприятий, снизившись с 307,6 млрд. долларов США на 1 октября 2008 года до 270,1 млрд. долларов США на 1 апреля 2009 года, затем вновь стала расти. Представляется, что данное увеличение может объясняться как реструктуризацией уже имевшейся задолженности с включением в суммы долга причитавшихся процентных платежей, так и осуществлением новых заимствований.

Структура совокупного  внешнего долга Российской Федерации согласно имеющейся оценке Банка России на 1 апреля 2010 года не претерпела существенных изменений по сравнению с докризисными показателями: в общем объеме, по-прежнему, преобладают обязательства банков и предприятий – 90,6 % всей совокупной задолженности перед нерезидентами, в том числе на долг предприятий приходится 62,8 % – 291,2 млрд. долл. США, на долг банков – 27,8 % – 129,0 млрд. долл. США, удельный вес долга органов государственного управления перед нерезидентами в общем объеме совокупного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2010 года снизился и составил 6,75 % против 7,74 % на 1 января 2008 года.

Как уже отмечалось ранее, наличие больших объемов  внешней задолженности в период развития мирового финансового кризиса способствовало ухудшению ситуации на внутреннем финансовом рынке и потребовало активного участия государства в поддержке российских банков и предприятий, имевших большие объемы задолженности перед нерезидентами, как с целью недопущения перехода крупнейших предприятий страны под иностранный контроль, так и поддержания стабильности экономики страны в целом.

Приведенная выше информация не исключает необходимости дальнейшего участия государства в поддержке отечественных хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Государственный долг