Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание

Практически все страны привлекают внешние заемные ресурсы и имеют внешние непогашенные долги, большинство из них является чистым заемщиком, в том числе и среди развитых государств. Во многих сложилась долговая экономическая система, дефицитная по внутренним инвестициям и текущим платежам, систематически восполняющая нехватку национальных ресурсов привлечением зарубежных вложений.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты возникновения государственного долга в развитии экономических отношений 7
1.1 Государственный долг: сущность и причины возникновения 7
1.2 Классификация государственного долга и источников его финансирования 10
1.3 Методы управления государственным долгом 17
2 Анализ состояния государственного долга РФ 22
2.1 Оценка динамики и структуры внешнего долга РФ и источников его финансирования 22
2.2 Обзор внутреннего государственного долга 29
3 Основные направления совершенствования управления государственным долгом в современных условиях 33
3.1 Пути решения проблем в управлении государственным долгом РФ
3.2 Основные зарубежные методики управления государственным долгом и возможность их применения в экономике России 36
Заключение 42
Список использованных источников 44

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг 2010.docx

— 640.41 Кб (Скачать документ)

Роль государственного долга не ограничивается только функцией финансирования. Крайне значимой в рыночных условиях его функцией является формирование и индикация цены денег. Именно на рынках государственного долга определяются уровни процентных ставок, на которые ориентируются заемщики и кредиторы, там же создаются залоговые инструменты и формируются условия, влияющие на ликвидность.

Таким образом, проблема повышения эффективности финансовых государственных потоков в виде кредитов и займов все больше переходит из области финансово-технических, оперативно-финансовых проблем в сферу выработки национальной финансовой стратегии, от правильности выбора которой зависит будущее страны.

 

1.2 Классификация государственного  долга и источников его финансирования

 

По законодательству РФ, государственный долг - это долговые обязательства Правительства РФ (в валюте РФ) перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами РФ. Государственный долг обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства могут быть выражены в следующих трех формах: а) кредиты, получаемые государством в лице Правительства РФ; б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; в) долговые обязательства в др. формах, гарантированные Правительством РФ.

Бюджетный дефицит  и государственный долг тесно  связаны, так как, во-первых, государственный  займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Основными причинами  образования государственного долга  являются дефицит бюджета и наличие  свободных денежных средств у  физических и юридических лиц. Если расходы государственного бюджета  превосходят его доходы, то образуется бюджетный дефицит, то есть нехватка денежных средств для оплаты закупаемых государством товаров и услуг и для выплаты предусмотренных в бюджете трансфертных платежей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса  Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Существует  несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Внутренний  государственный долг – это сумма  задолженности по выпущенным и ценным непогашенным государственным бумагам, размещенным на территории Российской Федерации, включая затраты на погашение и выплату крупного дохода.

Внутренние  долговые обязательства можно условно  разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. К нерыночным относятся: векселя Министерства финансов, задолженность Центробанку и так далее. Основной объем долга приходится на рыночные заимствования, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг. Эмитентом государственных ценных бумаг является Министерство финансов Российской Федерации. Долговые обязательства в виде облигаций выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Облигация – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратную сумму с процентами. Облигации – долговые обязательства государства, органов местного самоуправления и организаций, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустивший их орган является должником и обязуется выплачивать владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлению срока выплаты – погасить свой долг перед владельцем облигации. В любом случае облигация представляет собой долг, а ее держатель является кредитором (а не совладельцем, как акционер). По российскому законодательству облигация ценная эмиссионная бумага, закрепляющая право держателя этой бумаги на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости.

В структуре  государственного внутреннего долга  отражаются следующие государственные  ценные бумаги:

ОГНЗ - облигации  государственных нерыночных займов по срокам обращения краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные. Размещение ОГНЗ проводилось по узкому кругу заранее определенных инвесторов на договорной основе (закрытая подписка), владельцами ОГНЗ были только юридические лица. Особенностью является то, что они не обращаются на вторичном рынке.

ОГСЗ - облигации  государственного сберегательного  займа, создавались для мобилизации  средств населения.

ГСО - государственные сберегательные облигации с индексированным по уровню инфляции доходом. По приказу Министерства финансов, Владельцами облигаций могут быть юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации (инвесторы): страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации (в случае если инвестирование средств фондов в государственные ценные бумаги Российской Федерации предусмотрено законодательством Российской Федерации). Основным отличием государственных сберегательных облигаций от облигаций федеральных займов является то, что ГСО на вторичном рынке не обращаются, залог облигаций не допускается. Различают ГСО-ППС (государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода) и ГСО-ФПС (Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода).

ГКО - государственные  краткосрочные бескупонные облигации, как правило, размещаются для финансирования кассовых разрывов, срок обращения – до 1 года, доходом по ГКО является дисконт, т. е. разница между ценой покупки и номиналом (ценой погашения). ГКО предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении.

ОФЗ – облигации  федерального займа, представляют собой  именные купонные среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные ценные бумаги. Владелец указанных облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций. Рассмотрим несколько видов ОФЗ.

-ОФЗ-ПК. Облигации  федерального займа с переменным  купонным доходом. Купонный доход по ОФЗ-ПК определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.

-ОФЗ-ПД. Облигации  федерального займа с постоянным  купонным доходом. Процентная ставка купонного дохода является постоянной для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПД и определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-ПД.

-ОФЗ-ФК. Облигации  федерального займа с фиксированным  купонным доходом. Величина купонного  дохода является фиксированной  на каждый купонный период.

-ОФЗ-АД. Облигации  федерального займа с амортизацией  долга. Погашение номинальной стоимости ОФЗ-АД осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-АД.

Внешний государственный  долг – это задолженность перед иностранными государствами. Он предполагает утечку ресурсов из страны-должника и сужает тем самым возможности потребления и инвестирования в национальной экономике.

Инструментами внешнего заимствования выступают: прямые займы у мировых кредитно-финансовых организаций (Парижский клуб, Всемирный банк); выпуск облигаций. Обычно говоря о внешнем долге, приводят его сравнение с объемом ВВП.

Таким образом, классификация государственного долга можно условно разбить по следующим признакам.

По способу размещения:

  • свободно размещающиеся (займы, размещающиеся правительством на рынке ссудного капитала при посредничестве банков);
  • размещающиеся по подписке (подписчиками выступают правительственные учреждения, корпорации, частные инвесторы);
  • принудительное (государство осуществляет в принудительном порядке размещение займов).

По сроку погашения:

  • краткосрочные со сроком погашения до 1 года;
  • среднесрочные – до 5 лет;
  • долгосрочные – свыше 5 лет.

По видам доходности:

  • процентный (держатели получат ежегодно твердый доход по утвержденной ставке);
  • выигрышный (доход, выплачиваемый при выходе облигации в тираж полгашения).

По месту  размещения:

  • внутренние займы, в национальной валюте;
  • внешние займы, реализуемые на иностранном денежном рынке.

Формы государственного долга

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

Государственный долг России может быть в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • госзаймов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;
  • договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

Виды внутреннего государственного долга:

  • государственные краткосрочные обязательства;
  • государственный казначейский вексель;
  • государственные гарантии;
  • государственный внутренний заем РФ 1991 г.;
  • государственный внутренний заем 1992 г.;
  • государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
  • государственный сберегательный заем;
  • государственный внутренний целевой заем РФ для погашения товарных обязательств;
  • государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;
  • задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от ЦБ РФ на покрытие бюджетного дефицита 1991~1994 гг., включая задолженность по процентам;
  • задолженности по техническим кредитам, предоставленным ЦБ РФ странам СНГ, Пенсионному фонду РФ по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий, по внутреннему валовому долгу, по авансированным векселям Агропромбанку, предприятиям топливно-энергетического комплекса, по облигациям государственных нерыночных займов;
  • индексации вкладов населению;
  • облигации федеральных займов с переменным и постоянным купонами доходов;
  • казначейские обязательства;
  • переоформленные в вексель Минфина России задолженности по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса (АПК) и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами предприятий текстильной промышленности Ивановской области, по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва;
  • целевые вклады и чеки на жилье;
  • целевой заем 1990 г. и др.

Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов охватывает группировку государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

 

1.3 Методы управления государственным  долгом

 

Процесс управления госдолгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к  выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.

Управление  государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).

Информация о работе Государственный долг