Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание

Практически все страны привлекают внешние заемные ресурсы и имеют внешние непогашенные долги, большинство из них является чистым заемщиком, в том числе и среди развитых государств. Во многих сложилась долговая экономическая система, дефицитная по внутренним инвестициям и текущим платежам, систематически восполняющая нехватку национальных ресурсов привлечением зарубежных вложений.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты возникновения государственного долга в развитии экономических отношений 7
1.1 Государственный долг: сущность и причины возникновения 7
1.2 Классификация государственного долга и источников его финансирования 10
1.3 Методы управления государственным долгом 17
2 Анализ состояния государственного долга РФ 22
2.1 Оценка динамики и структуры внешнего долга РФ и источников его финансирования 22
2.2 Обзор внутреннего государственного долга 29
3 Основные направления совершенствования управления государственным долгом в современных условиях 33
3.1 Пути решения проблем в управлении государственным долгом РФ
3.2 Основные зарубежные методики управления государственным долгом и возможность их применения в экономике России 36
Заключение 42
Список использованных источников 44

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг 2010.docx

— 640.41 Кб (Скачать документ)

Принятыми Минфином России Основными направлениями  долговой политики на 2008–2010 гг. было предусмотрено «разработать и запустить систему мониторинга внешних заимствований хозяйствующих субъектов».

При этом отмечалось, что «создание эффективной системы мониторинга внешнего долга корпоративного сектора и, прежде всего, долга организаций с преобладающим участием государства, с учетом их дочерних, зависимых и контролируемых организаций» является актуальной задачей.

Можно констатировать отсутствие у структур федеральной исполнительной власти соответствующих рычагов, позволяющих оперативно осуществлять необходимое воздействие на процесс привлечения внешних заимствований, что, значительно повышает риски, связанные с неконтролируемым ростом задолженности перед нерезидентами.

Вместе с  тем, за прошедший год острота  проблемы нормативного правового обеспечения государственного регулирования процесса привлечения хозяйствующими субъектами внешних заимствований не претерпела существенных изменений. Такое положение лишает государство возможности обеспечения поддержания объема совокупного внешнего долга на безопасном уровне.

Несмотря  на наличие роста до октября 2008 года совокупного внешнего долга Российской Федерации, показатели его состояния были в основном безопасны с точки зрения принятых в мировой практике критических значений. Так, уровень совокупного внешнего долга по отношению к ВВП на 1 января 2008 года составлял 34,9 %, что, исходя из мировой практики, оценивающей критический уровень только государственного долга в 60 % к ВВП, является приемлемым показателем, имеющим практически двукратный запас прочности.

Позднее указанный  показатель также находился на допустимых уровнях. В частности, уровень совокупного внешнего долга по отношению к ВВП на 1 января 2009 года и на 1 января 2010 года составлял 33,8 % и 36,5 % соответственно. Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что на начало 2010 года, несмотря на некоторое снижение объема совокупной задолженности перед нерезидентами, долговая нагрузка на экономику возросла за счет уменьшения объема ВВП.

Показатель  отношения совокупного внешнего долга к накопленным золотовалютным резервам, который с некоторыми допущениями может быть использован для оценки возможности удовлетворить потенциальный спрос российских компаний на иностранную валюту, в условиях снижения величины международных резервов Российской Федерации в IV квартале 2008 года, с 2009 года превышает 100 % (пороговое значение в мировой практике – 100%), что также свидетельствует о сохранении рисков, связанных с достаточно высоким уровнем задолженности перед нерезидентами.

Следует отметить, что в мировой практике зачастую используется показатель соотношения не всего долга, а только суммы годовых платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга к объему международных резервов, однако, учитывая график платежей предстоящих выплат существующей внешней задолженности российских субъектов экономики, предусматривающий значительную часть выплат в течение 1–2 лет, а также высокую зависимость формирования экспорта и золотовалютных резервов от цен на сырьевые ресурсы, представляется, что в российских условиях при проведении стресс-тестов надежнее использовать вышеуказанный показатель как возможность покрытия резервами всего долга в гипотетических условиях невозможности своевременного пополнения указанных резервов на приемлемых условиях.

По показателю отношения совокупного внешнего долга к экспорту товаров и услуг на 1 января 2010 года, составившим 136,7 %, Российская Федерация остается на безопасном уровне, так как критический объем по этому показателю согласно мировой практике соответствует 220 %.

Однако, необходимо отметить, что снижение данного показателя в 2008 году во многом было обусловлено фактическим прекращением в период масштабного развития кризиса внешнего долгового финансирования со стороны нерезидентов. Кроме того, следует учесть, что в условиях кризиса при ограничении внешних заимствований также существенно сокращается и объем экспорта. Так, в результате существенного снижения суммарного объема экспорта товаров и услуг в 2009 году (на 34 % или 177,7 млрд. долларов США), показатель отношения совокупного внешнего долга к экспорту товаров и услуг за год существенно возрос: с 91,7 % на 1 января 2009 г. до 136,7 % на 1 января 2010 года, что свидетельствует о некотором снижении долговой устойчивости экономики страны.

Исходя из подготовленного Минэкономразвития  России проекта сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, финансовый счет платежного баланса Российской Федерации будет формироваться в значительно более жестких условиях, чем в докризисный период. По мнению Минэкономразвития России, пересмотр отношения к финансовым рискам не позволит компаниям масштабно финансировать инвестиционные проекты за счет дешевых денег мирового рынка, а значительные платежи по внешним долгам в целом будут определять близкий к нулевому чистый приток капитала в российский частный сектор.

Таким образом, анализируя влияние изменения состояния  внешней задолженности Российской Федерации перед нерезидентами в условиях экономического кризиса на долговую устойчивость экономики Российской Федерации, можно прийти к следующим выводам. Несмотря на вызванные мировым финансовым кризисом затруднения российских предприятий и банков в привлечении и рефинансировании их внешней задолженности перед нерезидентами, и связанное с этим снижение объема совокупной внешней задолженности Российской Федерации, общее ухудшение в условиях кризиса экономических показателей (в частности, объем ВВП, экспорта товаров и услуг) приводит к ухудшению показателей долговой устойчивости. Кроме того, поддержание стабильной ситуации на финансовом рынке для преодоления последствий кризиса требует значительных вливаний средств со стороны государства.

В этой связи, представляется, что вопрос мониторинга  показателей долговой устойчивости Российской Федерации применительно к внешней задолженности всех субъектов экономики Российской Федерации, оценки связанных с их изменением рисков, а также разработки мер регулирования процесса привлечения внешних заимствований в условиях кризиса остается более чем актуальным.

Несмотря  на отдельные меры, принятые Минфином России по решению вопроса осуществления государственного регулирования привлечения внешних заимствований хозяйствующими субъектами государственного сектора экономики, до настоящего времени не создана соответствующая нормативная правовая база, отсутствует целостная система управления внешним долгом РФ. Ее формирование является необходимым условием обеспечения долговой устойчивости экономики Российской Федерации.

 

2.2 Обзор внутреннего государственного  долга

 

Государственный внутренний долг России, выраженный в  ценных бумагах, за 2010 год увеличился на 34%. По состоянию на 1 января 2011 года он составил 2 трлн 461,6 млрд рублей. 

На 1 января 2010 года внутренний долг составлял 1 трлн 837,2 млрд рублей. А по состоянию на 1 января 2011 года составил 2 трлн 461,6 млрд рублей. При этом в бюджете этого года заложена цифра предельно допустимого долга на 1 января 2012 года — 5 трлн 148,390 млрд рублей. Минфин всегда старается заложить в бюджет максимальную сумму своих возможных заимствований и никогда ее не выбирает. «ак, если страна разместит на внутреннем рынке долговые бумаги на 5 трлн рублей к следующему году, страновой рейтинг сильно снизится.

Рисунок 2.1 –  Динамика объемов государственного внутреннего долга РФ выраженного  в государственных ценных бумагах, млрд.руб.

 

В 2009 году госдолг  России во внутренних госбумагах вырос  чуть скромнее — на 29,2%, с 1 трлн 421,439 млрд рублей. Планы Минфина по размещению бумаг на 2010 год были обширнее, чем получилось на деле, но программа заимствований была сокращена на 135 млрд рублей.

Так, не были выпущены государственные сберегательные облигации, через которые Минфин планировал привлечь до 174 млрд рублей. Министерство не стало прибегать и к размещению бумаг для докапитализации банков через механизм обмена этих облигаций на ОФЗ — на эти цели планировалось потратить до 250 млрд рублей.

Рисунок 2.2 –  График погашениягосударственного внутреннего долга по годам

Тот факт, что Минфин редко достигает верхней границы по внутренним заимствованиям, частично обусловлен разницей между реальной и прогнозной ценой Минфина на нефть. При стоимости нефти около 100 долларов за баррель маловероятно, что планка в 5 трлн рублей будет достигнута. Повышение же допустимого уровня внутреннего долга свидетельствует о том, что, несмотря на дефицит бюджета, правительство продолжает политику наращивания госрасходов.

Россия живет  при дефицитном бюджете, страна активно  занимает деньги, и делать все это  лучше на внутреннем рынке, в рублях, так как поведение нашей внутренней валюты более предсказуемо, чем колебания курсов мировых валют, что нам и показали потрясения 2008-2010 годов.

Если цены на нефть и на металлы на мировом рынке сильно не вырастут, то и дальше несколько лет мы будем жить при дефицитном бюджете, а у правительства в предвыборные годы много трат — например, на те же социальные программы.

Россия практически  не присутствует на рынке внешних  займов. Те облигации, что страна разместила в апреле прошлого года среди иностранных инвесторов — 5 млрд долларов сроком на 30 лет — лишь пробный шар, попытка понять, как к нашим бумагам относятся во внешнем мире , что после дефолта 1998 года Россия не выпускала свои бумаги в иностранной валюте.

Рисунок 2.3 –  Структура государственного внутреннего  долга РФ по видам долговых обязательств на 01.11.2011(%)

На фоне недоверия к долговым бумагам стран Еврозоны Россия разместила свой займ по очень выгодной ставке (сейчас эти облигации торгуются с доходностью в 4,7% годовых) для того, чтобы открыть выход на рынок международных денег крупным российским компаниям. Таким образом, эксперты еще раз подчеркивают тот факт, что в 2011 году наша страна будет занимать средства преимущественно на внутреннем рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные направления совершенствования  управления государственным долгом в современных условиях

 

3.1 Пути решения проблем в  управлении государственным долгом  РФ

Для решения  возникающих проблем федерального бюджета необходима выработка стратегической программы управления государственным  долгом как составной частью долга  Российской Федерации. При этом нельзя не учитывать, что в развивающейся  экономике на стадии экономического роста управление долгом осуществляется в соответствии с темпами роста  ВВП, доходов всех секторов экономики, налоговой базы, а в определенных обстоятельствах - относительно низкой реальной ставкой по долговым обязательствам с длительными сроками заимствования средств.

Стратегия управления государственным долгом должна базироваться на согласовании динамики долга с  темпами экономического роста и  снижением затрат на его обслуживание. Соблюдение этих условий, как правило, позволяет при увеличении абсолютных масштабов заимствования сохранять  отношение государственного долга  к ВВП примерно на одном уровне, не допуская ситуации, при которой долг начинает негативно воздействовать на экономику. Основными проблемами, рассматриваемыми при решении вопросов о новых заимствованиях, являются эффективность заимствований, определение допустимых размеров и источников их покрытия, оценка влияния заимствований на социально-экономическое развитие.

Условия современной  экономики определяют необходимость  формирования специальной стратегической программы мониторинга и управления государственным долгом, включая займы субъектов РФ и органов местного самоуправления. Одновременно должен быть обеспечен мониторинг внешней задолженности банков и предприятий. Сложность проблемы заключается в том, что государственный долг разнороден, а составляющие его элементы нуждаются в специфических механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую степень неопределенности и нуждаются в специальном анализе для выбора наиболее эффективных методов регулирования.

Стратегическая  программа обслуживания и погашения  государственного долга должна быть согласована с методами управления государственным бюджетом в целом, размерами его дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.

В программе  управления долгом следует предусмотреть:

  • балансирование налоговых и неналоговых доходов бюджета и эмиссионной деятельности с размерами государственного долга, его динамикой с целью стабилизации и возможного уменьшения госдолга, прежде всего внешнего;
  • меры по реструктуризации государственного долга и аннулированию его кредиторами;
  • возможности рефинансирования задолженности государства;
  • уменьшение расходов на обслуживание государственного долга с учетом инфляционного обесценивания основной суммы долга и затрат на его обслуживание;
  • источники валюты для погашения и обслуживания внешней задолженности;
  • сокращение государственных расходов;
  • контроль за заимствованиями субъектов РФ;
  • контроль за заимствованиями хозяйствующих субъектов.

Участие Банка  России в обслуживании внешнего долга  носит в основном пассивный характер в связи с формированием валютных резервов, осуществлением валютной политики и политики валютного курса рубля. Обеспечение устойчивости национальной валюты в основном реализуется в рамках регулируемого валютного рынка.

Неразвитость  институциональной основы государственных  заимствований, определяя в значительной мере негативные тенденции в этой сфере, проявляется в виде ряда обстоятельств, среди которых - сложившаяся система сосредоточения в одном ведомстве функций государственного заимствования, включая все стадии и элементы данного института. Соединение в одном финансовом центре разных по механизмам и инструментам финансовых потоков при одновременном сочетании исполнительных и контрольных функций несет в себе опасность серьезных нарушений в указанной сфере. Решение проблемы выделения функций государственных заимствований, включая все структурные элементы процесса, в частности определение стратегии государственных заимствований, эффективности и обслуживания как внешних, так и внутренних долгов, в объект относительно самостоятельного управления является главной задачей в области повышения эффективности института государственных заимствований и предотвращения угроз национальной безопасности.

Политика  в области государственного долга  Российской Федерации на 2011-2013 годы будет направлена на:

- обеспечение  сбалансированности федерального  бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

Информация о работе Государственный долг