Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:22, курс лекций
Консолидированный бюджет- сводный бюджет, включающий бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней. Так, районные бюджеты(районов в городе) и городской образуют Консолидированный бюджет города; бюджеты сельсоветов, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района, и районный бюджет образуют Консолидированный бюджет района; бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области, и областной бюджет образуют Консолидированный бюджет области и т.д.
1.Сущность функции и роль бюджета в современной экономической политике
2. Финансы предприятий
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Государственный бюджет.
Государственный бюджет-главное звено
финансовой системы. Он представляет собой
форму образования и
Государственный бюджет является основным
финансовым планом страны, утверждаемым
Федеральным Собранием РФ как
закон. Его основное назначение-создание
условий для эффективного развития
экономики и решения
ГБ характеризуется следующими чертами:
-носит ярко выраженный
-формирование и использование
бюджета базируется на
Основные функции бюджета:
-перераспределение
-государственное
-финансовое обеспечение
-контроль за образованием и
использованием
В условиях перехода на рыночные отношения
государственный бюджет сохраняет
свою важную роль. Изменяются лишь методы
его воздействия на общественное
производство путем создания иного
режима расходования бюджетных средств.
В современных условиях развитие
общественного производства обеспечивается
не методами бюджетного финансирования
и дотирования, а с помощью
экономических методов, позволяющих
перейти к финансовому
В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако, центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.
Бюджетное устройство-это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.
Организационная структура – включает бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов.
Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ!.
Бюджеты нижестоящих органов
Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют понятие «Консолидированный бюджет»РФ.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т.е. взаимоотношения центра и регионов.
В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы это доходы,
полностью поступающие в
Регулирующие доходы- это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету.
Дотации- средства, передаваемы е из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.
Субвенции- средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.
Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных бедствий, катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению правительства.
Субвенция как таковая, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа, выдавшего субвенцию.
Кредитные ресурсы- средства, предоставляемые на кредитной основе, т.е. на основе платности и возвратности.
В 1994 г. Введен механизм внебюджетных отношений, в которых основным регулятором стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.
На финансовую помощь из этого фонда
могут рассчитывать те регионы, у
которых сумма федеральных
Трансферты регионам перечисляются ежемесячно. В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов- это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендия, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.
Все доходы и расходы располагаются
в бюджетах по единой бюджетной классификации,
представляющую собой группировку доходов
и расходов бюджетов всех уровней с присвоением
объектам классификации сгруппированных
кодов. Это обеспечивает сопоставимость
показателей бюджета всех уровней.
В Федеральном законе «О бюджетной классификации»
№115-ФЗ от 15.08.96г. отмечается что БК включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников
внутреннего финансирования
- классификацию видов
- классификацию видов
-ведомственную классификацию
Принципы организации
Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой , направляются в Комитет по бюджету, налогам, банками финансам для заключения.
Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.
Принятый Думой Федеральный закон «О федеральном бюджете на предстоящий год» в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.
В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым , если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы.
Принятый федеральный закон в течении 5 дней направляется на подпись президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона-7 дней.
Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года.
Исполнение бюджета. Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.
Эта работа возложена на Минфин РФ,
Государственную налоговую
Исполнение бюджета
Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ(ФК)- структуру МФ, которое осуществляет с единого(главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов- ежедневно, а высшие органы государственной власти- ежемесячно.
Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:
- организует бюджетное и
-доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных ассигнований;
- ведет сводный реестр
- организует распределение в
установленных размерах доходов
между ФБ и иными
- регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными внебюджетными фондами;
- организует и осуществляет
ведение операций по учету
государственной казны РФ и
другие мероприятия по
Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально- отчет.
Составлением отчета занимается Министерство
финансов, государственная налоговая
служба и Государственный таможенный
комитет. Отчет докладывается
Счетная палата, осуществляет контроль за исполнением ФБ.
Бюджетный дефицит и его причины.
Необходимость осуществления
Кризисные явления в экономике,
ее развал, неэффективность финансово-
При выработке стратегии борьбы
с бюджетным дефицитом
Величина БД не должна превышать 2-3% валового национального продукта. Дефицит может покрываться работой печатного станка. Приводящий к эмиссии денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием различных форм государственного кредита (как внутреннего , так и внешнего). Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение «больной» экономики.
Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды, законодательно получившие свое начало после распада СССР в октябре 1991 года, кода был принят закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».
Внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды- это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.
Внебюджетные фонды имеют
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой- дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходом средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
Информация о работе Консолидированный бюджет Российской Федерации и его значение