Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:01, курсовая работа
В рамках данной работы цель достигается посредством решения следующих задач:
- рассмотрение видов налоговых доходов бюджетов;
- рассмотрение видов неналоговых доходов бюджетов
- проанализировать доходы бюджета внутригородского муниципального образования Алтуфьевское в городе Москва на 2009-2010 год
- проанализировать налоговые доходы бюджета Москвы на 2008 -2009 финансовые года;
- проанализировать неналоговые доходы бюджета Москвы на 2008 -2009 финансовые года;
- рассмотреть проблемы пути совершенствования бюджетного процесса.
Введение…………………………………………………………………………..6
Глава 1. Формирование доходов бюджетов…………………………………….8
1.1. Принципы формирования доходов бюджета………………………………8
1.2. налоговые доходы бюджета………………………………………………..10
1.3. неналоговые доходы бюджета………………………………..……………17
Глава 2. Анализ формирования доходов местного и регионального бюджета на примере бюджетов города Москвы и его внутригородского муниципального образования Алтуфьевское……………………………………………………...25
2.1. Анализ доходов бюджета внутригородского муниципального образования Алтуфьевское в городе Москве за период 2009-2010 гг ……………………..25
2.2.Анализ налоговые доходы бюджета Москвы за период 2008-2009 годов……………………………………………………………………………...27
2.3. Анализ неналоговые доходы бюджета Москвы за период 2008-2009 годов………………………………………………………………………………29
Глава 3. Современные проблемы и перспективы развития регионального и местного бюджета……………………………………………………………….32
3.1. Проблемы формирования местного и регионального бюджета…………32
3.2. Перспективы развития доходной базы бюджетов регионального и муниципального уровней……………………………………………………….35
Заключение. ……………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение………………………………………………………………….......44
Нормативным правовым актом муниципального района могут быть установлены единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района.
Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ, а также могут вносить изменения и дополнения в налоговое законодательство РФ в пределах своей компетенции.
Внесение изменений и дополнений допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.
Органы
местного самоуправления определяют порядок
предоставления отсрочек и рассрочек
по уплате налогов и иных обязательных
платежей в размерах сумм федеральных
налогов или сборов, региональных налогов
или сборов, поступающих в местные бюджеты,
только при отсутствии задолженности
по бюджетным кредитам местного бюджета
перед бюджетами других уровней бюджетной
системы РФ и соблюдении предельного размера
дефицита местного бюджета и размера муниципального
долга.
Рассмотрим местный бюджет на примере бюджета внутригородского муниципального образования Алтуфьевское в городе Москве на 2009-2010 гг., от 22 .12.2009 г.
Доходы бюджета формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов. Структура доходной части бюджета внутригородского муниципального образования Алтуфьевское в городе Москве на 2009-2010 гг. показана в таблице№1 приложения “Структура доходов бюджета внутригородского муниципального образования Алтуфьевское в городе Москве на 2009-2010 гг.”
Как видно из таблици№1 приложения, самым крупным собственным источником пополнения местного бюджета внутригородского муниципального образования Алтуфьевское в городе Москве на протяжении всего анализируемого периода является налог на доходы физических лиц. Поступления от данного вида налога в 2009 г. составили 8 526 тыс. руб. (26,5% доходов местного бюджета), в 2010 г. –8452,3 тыс. руб. (25,25 %). Уменьшение поступлений в 2009 г. по сравнению с 2010 г. на 1% свидетельствует о снижении благосостояния населения в связи с финансовым кризисом.
Как показано в таблице№1 приложения, самым большим по величине источником формирования местного бюджета в 2009-2010 г. являются безвозмездные поступления. Причем, в 2010 году наблюдается увеличение безвозмездных поступлений на 5,8 % по сравнению с предыдущим годом. Тут показывается тенденция сокращения дотаций и увеличение субвенций. Так сократились дотации бюджетам внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на 26,3 % и составила в 2010 году 3422,8 тыс. руб., против 4 647,0 тыс.руб. в 2009. Но в структуре доходов в прошлом году они занимают 14%, и поэтому потеря значения дотации на 4 % в доходах внутригородского муниципального образования Алтуфьевское в городе Москве за 2010 год незначительно. Зато увеличение субвенций в среднем на 6 % благоприятно сказывается на формировании доходов. Самым большим в структуре является субвенции бюджетам внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на выполнение передаваемых полномочий субъектов РФ, их доля составляет около 60 % и в абсолютном значении составляет 21499 тыс.руб.. В 2010 году объединили два показателе в один, а именно появились субвенции для осуществления передаваемых полномочий города Москвы по организации физкультурно-оздоровительной, спортивной, досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства, их темп роста увеличился на 25,3% по сравнению с суммой однородных показателей предыдущего года, это связано преимущественно с культурной и спортивной программой города Москвы.
Из
изложенного можно сделать
Очевидно, что роль местных финансов, в их числе и местных бюджетов, усиливается, а сфера их использования расширяется. Поэтому было очень важно разобраться их законодательной основе, досконально рассмотреть структуру доходов и расходов. Отследить процесс накопления и распределения денежных средств для организации более эффективной системы формирования и использования местных бюджетов.
Бюджет города Москвы принимается на каждый предстоящий год в виде закона города Москвы "О бюджете города Москвы " на соответствующий год. Бюджет на 2009 год был утвержден 10 декабря 2008 года. Бюджет на 2008 год был утвержден 5 декабря 2007 года.
В соответствии с главой 2 статьей 4 Закона города Москвы "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" доходы бюджета города формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах, сборах и иных обязательных платежах и принятыми в соответствии с ними правовыми актами города Москвы с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами для городов федерального значения. Денежные средства считаются поступившими в доход бюджета города и бюджетов муниципальных образований с момента их зачисления на единый счет соответствующего бюджета, открытый в территориальном органе Федерального казначейства по городу Москве. Поскольку г. Москва – город федерального значения, принятие ее бюджета - вопрос регионального значения. Рассмотрение и принятие бюджета города Москвы осуществляется Московской городской Думы.
Бюджетный кодекс Российской Федерации предъявляет к бюджету требования полноты, реальности, гласности, самостоятельности. Городская Дума и администрация города в целом следуют названным принципам. Бюджет охватывает разные стороны жизни города, включает различные формы доходов и расходов, строится на сбалансированности доходов и расходов, добиваясь минимизации дефицита бюджета, а также устанавливает верхний предел муниципального долга города.
За 2009 год в городской бюджет города Москвы поступило доходов в сумме 1 387 110 055,8 тыс. рублей, что в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период 2008 года (за 2008 год в бюджет поступило доходов 998 701 307,1 на сумму тыс. рублей). Собственные налоговые доходы за 2009 год поступили в сумме 1 283 589 615,2 тыс. рублей и что в 1,42 раза больше чем за 2008 год(901 076 382).
Основными налоговыми доходными источниками городского бюджета за 2009 год являлись налоги на прибыль, на доходы. Их доля в общем объеме налоговых доходов Московского бюджета составила 89,9% или 1 154 291 038 руб. в абсолютном значении, что на 69,5% или на 352 626 867 тыс. рублей больше, чем в 2008 году. Налог на прибыль организаций и налог на прибыль физических лиц составил 661 842 854 тыс. руб. и 492 448 184 тыс. руб. соответственно. Доход с этих налогов в 2008 году составил 437 513 532 тыс. руб. и 364 150 639 тыс. руб. Налог на прибыль организации изменился в 1.51 раза, что обусловлено, в основном, формирование большого количества хозяйствующих субъектов, которые осуществляя свою деятельность, отчисляют денежные средства в бюджеты в качестве налоговых отчислений.
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации (в основном акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации) в 2008 году составили 21 427 021 тыс.руб., а в 2009 году 25 602 204,2 тыс.руб., что увеличились на 16% или на 4 175 183,2 тыс.рублей. в абсолютном значении. В основном доходы бюджета Москвы по разным видам акцизов в 2009 году увеличились: на 6,3% - акцизы на спиртосодержащую продукцию; на 68,5% - акцизы на алкогольную продукцию объемной долей спирта этилового свыше 9 до 25 процентов включительно; на 50% - доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 25 процентов; на 14,3% - доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин. Но есть такие акцизы которые наоборот уменьшили свою доходную часть в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Акцизы на пиво, акцизы на алкогольную продукцию объемной долей спирта этилового свыше 9 до 25 процентов включительно, доходы от уплаты акцизов на прямогонный бензин, доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, - уменьшились на 26.5%, 819%, 52,2%, 6,2% соответственно. Удельный вес акцизов по подакцизным товарам и налоги на товары, реализуемые на территории РФ, составляет 1,87% всех доходов московского бюджета за 2009 год.
Поступления по налогу на имущество организаций, занимающие третье место по величине поступлений в городском бюджете, являются не столь значительными, как по НДФЛ и налогу на прибыль, но сохраняют достаточно стабильный рост. В 2009 году он возрос в 1,27 раза, чем в 2008 году, и в номинальном выражении составляет 80 212 253 тыс. рублей (против 63 010 089 тыс. рублей в 2008-м). Удельный вес в составе налоговых доходов Московского бюджета в 2009 году составил 16 процентов, что на 2% больше, чем в предыдущем году. Самым весомым налогом среди налогов на имущество является налог на имущество организаций, который увеличился на 15 681 200 тысяч рублей или на 31,8 %, и составил 64 901 200 тысяч рублей. Налог на имущество физических лиц и транспортный налог увеличились в 2009 году в 1.6 раза.
Но также есть те налоговые доходы, которые уменьшились в 2009 году. Примером, таких доходов являются доходы от налога на игорный бизнес и земельного налога, которые уменьшились на 37% и 4% соответственно. Налог на игорный бизнес уменьшился в связи с множественным закрытием игровых залов и казино.
Таким образом, приведенная характеристика динамики и структуры налоговых доходов Московского бюджета 2008-2009 гг., показала, что основными источниками доходной налоговой части бюджета являются: налоги на прибыль организации и налог на доходы физических лиц, доля которых во всех доходах бюджета Москвы на 2009 год составляет около 83 процентных пунктов.
Неналоговые доходы, составляющие незначительную долю доходов бюджета Москвы – 7,46% (2009 г., в абсолютном значении 103 520 440,6 тыс. руб.), включают:
1.
Доходы от использования
2.
Платежи при пользовании
3. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (-сборы за выдачу органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий на розничную продажу алкогольной продукции; прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации и компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации). В 2008 г. удельный вес по данному виду доходов составил 0,34 % или 325 721 тыс. руб.. Несмотря на то, что в бюджет Москвы в 2009 году не зачисляется такой показатель, как лицензионные сборы, доход по данному виду увеличился на 64%и составил 534 740 тыс. руб. в абсолютном значении.
4. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Удельный вес, как показано в таблице№3 приложения, данных доходов в составе неналоговых поступлений бюджета составил – 13,88% в 2008 г. и 12,4% - в 2009 г.
5.
Административные платежи и
6. Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Они так же, как и платежи при пользовании природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, составляют малую часть неналоговых доходов Московского бюджета - 0,49-1,2% за рассматриваемый период.