Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:03, курсовая работа
Ключевым направлением повышения эффективности бюджетных рас-ходов является расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, что и определяет актуальность выбранной темы.
Введение..........................................................................................................
1. Теоретические основы бюджетирования, ориентированного на результат.............................................................................................................
1.1. Принципиальные отличия модели бюджетирования, ориентированного на результат, от существующей модели бюджетирования.........
1.2. Общая характеристика инструментов бюджетирования, ориентированного на результат..................................................................................
1.3. Правовое обеспечение бюджетирования, ориентированного на результат.............................................................................................................
2. Особенности внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат......................................................................................
2.1. Реализация принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в Чувашской Республике................................................................
2.2. Проблемы внедрения бюджетирования, ориентированного на результат.............................................................................................................
2.3. Совершенствование инструментов бюджетирования, ориентированного на результат......................................................................................
Заключение......................................................................................................
Список литературы.........................................................................................
С учетом федерального и регионального опыта создания правовых основ для внедрения принципов и методов БОР, а также с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию бюджетных правоотношений можно говорить о необходимости параллельной реализация мер по правовому регулированию следующих взаимосвязанных вопросов:
– ведения реестров расходных обязательств;
– внедрения докладов о результатах и основных направлениях деятельности, включая подготовку Сводного доклада;
– процедур формирования, утверждения, реализации и прекращения региональных целевых программ и ведомственных целевых программ;
– перспективного финансового планирования [14].
Безусловно, соответствующие нормы должны получить закрепление как в региональном законе о бюджетном процессе, так и в положениях/порядках, детально регулирующих процедурные стороны их реализации.
Разработка и принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих вышеперечисленные бюджетные правоотношения, является необходимым элементом для полноценной и легитимной реализации реформы бюджетного процесса на региональном уровне.
При этом необходимо учитывать, что правовые нормы, регулирующие вышеперечисленный перечень бюджетных правоотношений, должны быть тесно взаимосвязаны. Так, сведения о расходных обязательствах должны использоваться при формировании докладов, осуществлении среднесрочного финансового планирования и составления бюджета; проект бюджета должен соответствовать параметрам перспективного финансового плана; целевые программы (как ведомственные, так и региональные) должны учитываться при составлении докладов и, в свою очередь, формулироваться в зависимости от целей и задач деятельности, постановленных перед соответствующим органом и отраженных в докладах; дополнительные бюджетные средства должны распределяться с учетом результатов деятельности (в том числе и реализации программ) организаций, получающих бюджетные средства [10. С.89].
При
закреплении процедур работы с докладами
и программами важно четко урегулировать
связь между этими документами, встроить
их в бюджетный процесс, а также описать
процедуры систематического мониторинга
достижения закрепленных в них результатов
деятельности.
2. Особенности внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат
2.1.
Реализация принципов
бюджетирования, ориентированного
на результат, в Чувашской
Республике
Основные аспекты бюджетирования, ориентированного на результат, в Чувашской Республике регламентируются постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 г. № 274 «О совершенствовании и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования».
Внедрение планирования, ориентированного на результат, обеспечивается разработкой и использованием в управлении государственными расходами таких инструментов, как реестр расходных обязательств, республиканские и ведомственные целевые программы, доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, реестры муниципальных услуг (работ), стандарты (показатели) качества муниципальных услуг, муниципальные задания на оказание услуг (выполнение работ) и др. Одним из основных обобщающих инструментов результативного бюджетирования является доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования [4].
Региональная практика разработки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования показывает, что большинство министерств и ведомств субъектов Российской Федерации составляли их в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, основанными на Методических рекомендациях, предложенных Министерством финансов и Министерством экономического развития Российской Федерации, но доработанными с учетом региональной специфики (например, Положение о докладах, о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Чувашской Республики, утвержденное постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 г. № 274, а также Методические рекомендации по подготовке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Кабинета Министров Чувашской Республики на 2008-2010 гг. и разработке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Чувашской Республики).
Отдельные
элементы модели БОР начали использоваться
еще в 2003 г., когда была принята
Комплексная программа
Таким образом, на реализацию всех запланированных проектов и программ собственных источников консолидированного бюджета Чувашской Республики недостаточно. Дотационность республики остается ключевой проблемой осуществления программных мероприятий.
По данным Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике в республиканский бюджет в 2009 и 2010 гг. поступили доходы в сумме 25425,1 и 25888,5 млн руб. соответственно. Наибольшая доля доходов приходилась на безвозмездные поступления: 59,7 % в 2009 г. и 50,1 % в 2010 г. Посткризисный 2009 г. стал наиболее тяжелым для республиканского бюджета, так как без учета безвозмездных поступлений доходы республиканского бюджета уменьшились на 22,4 % по сравнению с предыдущим годом и составили 10255,8 млн руб.
Общая величина доходов республиканского бюджета в 2010 г. по сравнению с 2009 г. практически не изменилась, повысившись лишь на 1,8 %, однако принципиальным отличием является компенсация снижения размера межбюджетных трансфертов за счет собственных доходов республики. Восстановление социально-экономического положения региона способствовало увеличению налоговых поступлений на 9,9 % по сравнению с 2009 г. и снижению дотационности на 9,6 %.
Таблица 2.1
Структура и динамика доходов республиканского бюджета Чувашской Республики в 2009–2010 гг.
(млн руб.)
№ п/п | Виды доходов | 2009 г. | Удельный вес, % | 2010 г. | Удельный вес, % | Темп роста, % |
1. | Налоговые доходы | 9700,2 | 38,2 | 12457,0 | 48,1 | 128,4 |
2. | Неналоговые доходы | 455,2 | 1,8 | 413,0 | 1,6 | 90,7 |
3. | Прочие поступления | 100,4 | 0,4 | 38,2 | 0,1 | 38,0 |
4. | Безвозмездные поступления | 15169,3 | 59,7 | 12980,3 | 50,1 | 85,6 |
Итого | 25425,1 | 100 | 25888,5 | 100 | 101,8 |
Итого 25425,1 100
Одним из принципиальных моментов бюджетирования, ориентированного на результат, является планирование бюджета на основе программно-целевого метода, реализуемого в докладах о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД). ДРОНД предусматривает увязку целей, задач, целевых программ и мероприятий субъекта бюджетного планирования с финансовыми ресурсами, а также оценку эффективности и результативности их использования.
Необходимость
обеспечения системности
В Чувашской Республике за базу построения иерархии целей и задач были принята система целей Правительства Российской Федерации, т.е. не определены однозначно стратегические цели и тактические задачи, а представлена трехуровневая система целей, причем с той же нумерацией, что и в первоначальной системе.
Рис.
2.1. Иерархия целей, задач, программ и мероприятий
в планировании, ориентированном на результат
Так,
распределение расходов по целям, поставленным
перед субъектами бюджетного планирования
Чувашской Республики на 2010-2013 гг. (табл.
2.2), показывает, что наиболее значимыми
целями являются Цель 1 «Повышение уровня
и качества жизни населения», на финансирование
которой ежегодно приходится около половины
финансовых ресурсов республики (от 54,3
до 49,7 %), и Цель 4 - «Формирование условий
для социально-экономического роста на
долгосрочную перспективу» (от 39,5 до 35,6
%).
Таблица 2.2
Динамика и структура расходов субъектов бюджетного планирования Чувашской Республики, распределенным по целям на 2010-2012 гг.
Цели | 2010 г. | 2011 г. | Темп роста, % | 2012 г. | Темп роста, % | |||
млн руб. | уд. вес, % | млн руб. | уд. вес, % | млн
руб. |
уд. вес, % | |||
1. Повышение уровня и качества жизни населения | 14532 | 54,3 | 12175 | 53,9 | 83,8 | 10925 | 50,6 | 89,7 |
2. Повышение уровня национальной безопасности | 114 | 0,4 | 120 | 0,5 | 105,3 | 121 | 0,6 | 100,8 |
3. Обеспечение высоких темпов экономического роста | 2076 | 7,6 | 1376 | 6,1 | 80,3 | 2342 | 10,8 | 170,2 |
4. Формирование условий для социально-экономического роста на долгосрочную перспективу | 10034 | 37,6 | 8910 | 39,5 | 105,1 | 8195 | 38,0 | 92,0 |
5. Итого по всем целям | 26757 | 100 | 22582 | 100 | 84,4 | 21583 | 100 | 95,6 |
26757 100 22582
Ежегодно растет доля программных расходов в общей сумме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики, распределенных по целям и задачам. В 2010 г. она составила 72,9 %, а в 2011 г. уже 75,2 %, т.е. увеличилась на 2,3 %. К субъектам бюджетного планирования, расходы которых в наибольшей степени распределены по программам, относятся Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР (98,7 % в 2010 г.), Министерство сельского хозяйства ЧР (97,7 %), Министерство финансов ЧР (96,5 %) и др.
На 1 января 2011 г. в республике насчитывалось 55 действующих республиканских целевых программ, из которых 12 реализуются в рамках Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, 12 – Министерства экономического развития, промышленности и торговли ЧР, 9 – Министерства здравоохранения и социального развития ЧР, 5 - Министерства образования и молодежной политики ЧР. Большинство программ долгосрочные, период реализации которых определен до 2015–2020 гг. [20]
Таким
образом, в процессе управления государственными
расходами Чувашской Республики активно
используются инструменты планирования,
ориентированного на результат. Следующим
принципиальным этапом должно стать повышение
степени их внедренности в реальный процесс
исполнения бюджета.
2.2.
Проблемы внедрения
бюджетирования, ориентированного
на результат
Бюджетирование, ориентированное на результат, как инструмент повышения качества управления бюджетными средствами успешно применяется в США, Великобритании, Австралии и в других развитых странах уже не одно десятилетие. Тем не менее, в России, несмотря на то, что необходимость внедрения в практику бюджетного планирования элементов программно-целевого метода неоднократно подчеркивалась в основных программных документах страны (первые из них датированы еще 2000 г.), реальные шаги по реализации принципа эффективного расходования государственных средств были предприняты правительством РФ только по прошествии 4 лет, когда было принято постановление от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», ставшее отправной точкой в регулировании процедуры внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, в практику финансового среднесрочного планирования на федеральном уровне [15].