Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:03, курсовая работа
Ключевым направлением повышения эффективности бюджетных рас-ходов является расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, что и определяет актуальность выбранной темы.
Введение..........................................................................................................
1. Теоретические основы бюджетирования, ориентированного на результат.............................................................................................................
1.1. Принципиальные отличия модели бюджетирования, ориентированного на результат, от существующей модели бюджетирования.........
1.2. Общая характеристика инструментов бюджетирования, ориентированного на результат..................................................................................
1.3. Правовое обеспечение бюджетирования, ориентированного на результат.............................................................................................................
2. Особенности внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат......................................................................................
2.1. Реализация принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в Чувашской Республике................................................................
2.2. Проблемы внедрения бюджетирования, ориентированного на результат.............................................................................................................
2.3. Совершенствование инструментов бюджетирования, ориентированного на результат......................................................................................
Заключение......................................................................................................
Список литературы.........................................................................................
Измерение результатов деятельности получателей бюджетных средств наиболее целесообразно осуществлять на основе показателей прямых результатов (хотя из этого правила могут быть исключения). В то же время главные распорядители бюджетных средств должны нести ответственность за то, чтобы увеличение непосредственных результатов приводило к достижению конечных результатов, выражающих существующие в обществе приоритеты.
Для повышения объективности оценки деятельности СБП необходимо рассчитывать конечные результаты в чистом виде, т.е. без учета воздействия внешних факторов (макроэкономическая конъюнктура, вклад других министерств и т.п.), для чего должна быть разработана соответствующая методика оценки [9. С.57].
Помимо совершенствования процедур подготовки докладов СБП или сводного доклада правительства РФ принципиально важным остается вопрос о повышении эффективности процедур мониторинга, логическим завершением которых должно быть рассмотрение причин и возможных правовых последствий недостижения заданных показателей результативности. Представляется логичным, чтобы контроль за использованием министерствами и ведомствами бюджетных средств постепенно смещался с внешнего контроля за целевым использованием выделенных средств к внутреннему контролю СБП за эффективностью их расходов.
Совершенствовать
процедуру мониторинга
На втором уровне контроль за результативностью деятельности самих СБП должен осуществляться Правительственной комиссией по повышению результативности бюджетных расходов. Такой контроль необходимо реализовывать в процессе рассмотрения комиссией разделов докладов главных распорядителей бюджетных средств, посвященных результатам их деятельности в отчетном периоде, а также отчетов о результатах реализации межведомственных и ведомственных целевых программ. Итоги оценки результативности деятельности главных распорядителей бюджетных средств должны содержаться в Сводном бюджетном докладе. При этом должна быть разработана методика оценки качества управления бюджетными средствами субъектами планирования.
И наконец, законченность системы мониторинга достигается за счет внедрения третьего уровня контроля за результативностью деятельности правительства РФ со стороны Государственной Думы РФ с привлечением Счетной палаты РФ. В целях обеспечения возможности осуществления такого контроля ГД РФ должна участвовать в оценке разделов Сводного доклада правительства РФ и докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, содержащих данные о динамике в отчетном периоде плановых и фактически достигнутых показателей результативности. Перед рассмотрением Государственной Думой РФ эти материалы должны проходить обязательную экспертизу в Счетной палате РФ [19].
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что:
- несмотря на то, что всего за несколько лет БОР стал широко востребованным методом планирования государственных расходов как на федеральном, так и на региональном уровне бюджетной системы РФ, какого-либо заметного повышения качества управления финансами СБП до сих пор не наблюдается. По-прежнему остается нерешенной главная задача внедрения БОР: реструктуризация деятельности субъектов планирования посредством создания эффективной системы управления бюджетными целевыми программами. Другими словами, конечным результатом внедрения БОР должна стать такая организация плановой работы в министерствах и ведомствах, которая позволяла бы представить практически всю их деятельность сквозь призму реализуемых ими программ и отдельных мероприятий, а следовательно, повысить ответственность министерств и ведомств за результат;
-
использование БОР в 2004-2006 гг. выявило
наличие существенных недостатков и пробелов
как в действующей нормативно-правовой
базе, так и в организации процесса бюджетного
планирования в целом (отсутствие эффективного
координирующего центра, нехватка квалификации
и навыков бюджетирования у служащих СБП,
низкая степень автоматизации процесса
подготовки и мониторинга докладов и пр.).
И хотя достижение определенного улучшения
качества БОР в России возможно уже в ближайшем
будущем, если принять оперативные меры
по устранению или хотя бы сглаживанию
обозначенных проблем, учиться повышать
эффективность всей системы управления
бюджетными средствами предстоит еще
длительное время.
Заключение
К настоящему времени осуществлен большой объем работ, направленный на внедрение в бюджетный процесс методов бюджетирования, ориентированного на результат. Однако предпринятых шагов недостаточно для того, чтобы считать реформу близкой к завершению. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых,
базовые изменения и
Во-вторых, в настоящее время принято решение о продолжении работ по формированию системы повышения результативности бюджетных расходов. В первую очередь работы будут направлены на:
– формирование системы стратегического планирования, определяющей долгосрочные и среднесрочные цели и количественные показатели их достижения, и порядок соотнесения с ними показателей деятельности субъектов бюджетного планирования и высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– уточнение структуры Сводного доклада Правительства Российской Федерации, в том числе задающего обоснованные уровни целевых показателей для министерств, агентств и служб;
– подготовка Типового положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уточнению методических рекомендаций о разработке указанных докладов.
В-третьих, принятые правовые акты Правительства РФ сейчас проходят проверку практикой. В них уже внесены и будут вноситься и далее изменения и дополнения, устраняющие допущенные недоработки, улучшающие качество документов и повышающие их значение для целей бюджетной реформы. Вместе с тем, уже сейчас можно говорить о целесообразности выработки на федеральном уровне направлений совершенствования элементов БОР.
В-четвертых, должен пройти еще важный переходный период, когда будет оценено исполнение заявленных субъектами бюджетного планирования показателей результативности, когда государственные служащие будут осваивать новые методы работы, переориентироваться с «выполнения плана» на «достижение результата». Возможно, в течение указанного периода будут выявлены потребности в осуществлении дополнительного правового регулирования по вопросам принятия управленческих решений и перераспределения функций между исполнительными органами государственной власти.
Таким
образом, в данной работе мы рассмотрели
особенности, проблемы и перспективы внедрения
инструментов бюджетирования, ориентированного
на результат, в Российской Федерации.
Список
литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. 27.06.2011).
3. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (вместе с «Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах», «Планом мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах») (ред. от 23.12.2004, с изм. от 06.04.2011).
4. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.10.2006 г. № 274 «О совершенствовании и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования» (ред. 30.09.2011).
5. Антипова, Т. В., Фадейкина, Н. В. Оценка эффективности деятельности бюджетополучателей – субъектов сектора государственного управления // Сибирская финансовая школа. - 2008. - №5/70. - С. 141-146.
6. Баранова, И. В. Применение аналитических процедур в оценке эффективности использования бюджетных средств // Сибирская финансовая школа. - 2008. - №5/70. - С. 134-141.
7. Бюджетный процесс как инструмент эффективного управления / ред. Й. Юнгмана. - М. : ЮНИТИ-Дана, 2010. – 212 с.
8. Лавров, А. М. Бюджетная реформа в России : от управления затратами к управлению результатами. / А. М. Лавров. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 556 с.
9. Матвеева, Е. Н., Бармин, Д. А. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2010. - №17. – С. 57-69.
10. Основы внедрения методов бюджетирования, ориентированного на результат, в условиях казначейской системы исполнения бюджета / ред. М. А. Клишиной. - М. : РОХОС, 2009. - 264 с.
11. Практика внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, в субъектах Российской Федерации / ред. М. А. Клишиной. - М. : ЛЕНАНД, 2008. - 128 с.
12. Реформа бюджетного процесса в России : 2004 – 2005 гг. - М. : РЭЦЭП, 2005. - 210 с.
13. Улюкаев, А. В. Проблемы государственной бюджетной политики : научно-практическое пособие / А. В. Улюкаев. - М. : Дело, 2009. - 544 с.
14.
Бюджетирование, ориентированное на результат
[Электронный ресурс] / Официальный сайт
Министерства Финансов РФ. – Режим доступа:
http://minfin.ru/ru/reforms/
15. Бюджетирование, ориентированное на результат : международный опыт и возможности применения в России [Электронный ресурс] / Центр фискальной политики. - Режим доступа: http://www.fpcenter.ru.
16.
Бюджетное послание Президента Российской
Федерации о бюджетной политике в 2011–2013
годах от 29 июня 2010 г. [Электронный ресурс]
/ Официальный сайт Президента России.
- Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/
17. Внедрение среднесрочного финансового планирования в бюджетный процесс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Центр фискальной политики. - Режим доступа: http://www.fpcenter.ru.
18. Разработка стратегических решений и повышение эффективности организаций [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.strategy.ru.
19. Стратегическое планирование в городах и регионах России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.city-strategy.ru.
20. Управление Федерального Казначейства по Чувашской республике [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://chuvashia.roskazna.ru.