Процесс планирования расходов на содержание учреждений образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:42, курсовая работа

Описание

Объектом исследования деятельность СОШ № 49 г. Гомеля. Предмет исследования - процесс планирования расходов на содержание учреждений образования.

Цель работы: изучение методики планирования и порядка финансирования расходов на общеобразовательные школы и на их основе разработка предложений по оптимизации бюджетных расходов на содержание учреждений образования.

Работа состоит из  1 файл

Расходы на образование.doc

— 315.00 Кб (Скачать документ)

     Введение 

     Образование - это инвестиция в человеческий капитал, в свое будущее. Знания - это основа современной экономической системы.  

     Поэтому без инвестиций в образование и науку невозможно избавиться от бедности и успешно конкурировать с производителями других стран. Развитие интеллектуального потенциала страны будет гарантом решения экономических и социальных задач. Белорусская система образования должна быть конкурентной, ориентированной на потребности рынка труда.

     В школах бюджетное финансирование должно обеспечить возможность получения учащимися знаний, навыков и умений, соответствующих требованиям общереспубликанским стандартов по различным предметам. Те знания и навыки, которые превышают стандарт, могут предоставляться учащимся за дополнительную плату. Ее вносят родители или она поступает и иных негосударственных источников.

     Кроме того, актуальность данной темы заключается в том, что в нашей стране создана правовая база для деятельности благотворительных фондов, но отсутствуют действенные экономические стимулы для перераспределения доходов коммерческих организаций и граждан в пользу таких фондов. В развитых странах государство не только предоставляет налоговые льготы коммерческим организациям и гражданам, финансирующим благотворительные фонды, но и само напрямую вносит существенный вклад в них.

     Объектом исследования деятельность СОШ № 49 г. Гомеля. Предмет исследования - процесс планирования расходов на содержание учреждений образования.

     Цель работы: изучение методики планирования и порядка финансирования расходов на общеобразовательные школы и на их основе разработка предложений по оптимизации бюджетных расходов на содержание учреждений образования.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1) дать понятие и определить состав расходов на содержание учреждения образования;

     2) изучить состав расходов на образование, их содержание и источники финансирования;

     3) изучить порядок планирования и финансирования расходов на общеобразовательные школы;

     4) разработать предложения по оптимизации затрат по смете расходов общеобразовательной школы.

     В ходе исследования были использованы «Инструкция о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь»: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2007 г. № 44, «Об утверждении инструкции о порядке планирования, учёта и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности»: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2002 г. № 152, «Государственный бюджет»: учебное пособие под ред. М.И. Ткачук, «Государственный бюджет»: учебное пособие под ред. Т.В.Сорокина, а так же различные интернет-источники.

 

      Глава 1. Расходы на образование 

     1.1 Состав расходов на образование, их содержание и источники финансирования 

     Расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы.

     Расходы на образование включают расходы на функционирование организаций, обеспечивающих получение всех уровней образования:

     1) дошкольное образование (расходы на содержание яслей, яслей-садов, детских садов, дошкольных центров развития ребенка всех направлений деятельности их структурных подразделений, а также расходы на финансирование ведомственных дошкольных учреждений в соответствии с законодательством;

     2) общее образование (расходы на содержание всех типов общеобразовательных школ, специальных школ для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, лицеев, гимназий и др.;

     3) профессионально-техническое образование (расходы на содержание высших технических и профессиональных училищ, профессионально-технических училищ, учебных центров, учебно-курсовых комбинатов и т.д.);

     4) среднее специальное образование (расходы на содержание средних специальных учебных заведений (техникумов (училищ), колледжей), училищ олимпийского резерва, высших колледжей, а также структурных подразделений высших учебных заведений, в которых обеспечивается получение среднего специального образования);

     5) высшее и послевузовское образование (расходы на содержание высших учебных заведений, включая расходы по аспирантуре, докторантуре, ординатуре, магистратуре);

     6) внешкольное воспитание и обучение (расходы на содержание государственных учреждений, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения);

     7) повышение квалификации и переподготовку кадров (расходы на содержание государственных учреждений обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров руководящих работников и специалистов бюджетной сферы, органов государственного управления, агропромышленного комплекса, а также структурных подразделений этих учреждений (общежитий гостиничного типа, аспирантуры, докторантуры и т.п.), а также расходы на повышение квалификации и переподготовку руководящих кадров и специалистов органов государственного управления;

     8) прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования;

     9) расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования;

     10)проведение централизованных мероприятий органов управления образования;

     11)издание учебников и учебных пособий для организаций, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования;

     12) государственные программы в области образования;

     Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета. Важное место в финансировании расходов на содержание учебных заведений занимают собственные доходы, получаемые от оказания платных образовательных услуг, научной деятельности, а также средства организаций, поступающие безвозмездно.

     Согласно целевому назначению доходы из бюджета подразделяются: для обеспечения образовательного процесса; для развития научной деятельности; для других целей (капитальное строительство; реализация президентской программы подготовки кадров; реализация программы издания учебников и т.п.).

     По направлениям расходования средств в расходной части бюджета выделяются следующие статьи:

  • расходы на оплату труда;
  • начисления на фонд оплаты труда;
  • трансферты населению (стипендии, пособия, пенсии и др.);
  • приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
  • расходы на командировки и служебные разъезды;
  • оплата транспортных услуг;
  • оплата услуг по связи;
  • оплата коммунальных услуг;
  • прочие текущие расходы на закупки товаров;
  • приобретение оборудования и предметов длительного пользования;
  • капитальный ремонт.

     Схематично структура расходов на образование представлена на рис.1.

 

     Рисунок 1.- Расходы на образование. 

     Из вышесказанного можно сделать вывод, что расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы.

     Расходы на образование включают расходы на дошкольное образование, общее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее и послевузовское образование, государственные программы в области образования, издание учебников и учебных пособий расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования. Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета.

 

     1.2 Расходы на общеобразовательные школы, их планирование и финансирование 

     Национальная система образования РБ состоит из государственных и негосударственных образовательных и воспитательных заведений и включает: дошкольное воспитание; общее среднее образование; внешкольное обучение и воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научно и научно-педагогических кадров; самостоятельное образование граждан.

     Управление системой образования носит государственно-общественный характер. Учебные заведения независимо от их подчиненности и форм собственности имеют статус юридического лица, самостоятельны в решении вопросов организации учебного процесса, финансово-хозяйственной и других видов деятельности при соблюдении государственных интересов. В целях обеспечения единых подходов в методологии учета и отчетности при представлении информации о фактическом внедрении государственных социальных стандартов в области образования разработана Инструкция о порядке расчета нормативов государственных социальных стандартов в области образования, установленных в денежном выражении.

     В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 5/12556) в области образования утверждены следующие государственные социальные стандарты, установленные в денежном выражении (далее – нормативы):

     норматив денежных средств на содержание одного ребенка в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования;

     норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования;

     норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение и воспитание одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования на уровнях общего базового и общего среднего образования;

     норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение и воспитание одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения;

     норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования.

     Норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение и воспитание одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования на уровнях общего базового и общего среднего образования, и норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, устанавливаются на уровне области, другие нормативы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, – на уровне района, города, области (далее – регион).

     Норматив денежных средств на содержание одного ребенка в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, определяется путем деления годовых плановых назначений по параграфу 201 «Дошкольное образование» функциональной классификации расходов бюджетов Республики Беларусь, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 27 декабря 1999 г. № 378 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 22, 8/2611) (далее – функциональная классификация расходов бюджетов), с учетом плановых поступлений родительской платы за питание детей (расходы на содержание яслей, яслей-садов, детских садов, дошкольных центров развития ребенка (дошкольных учреждений) на плановый среднегодовой контингент детей соответствующих учреждений образования.

     Отчеты о выполнении нормативов на уровне района (города) представляются в соответствующие управления образования облисполкомов (комитет по образованию Минского горисполкома), на основании которых составляются сводные отчеты по области и г. Минску.

Информация о работе Процесс планирования расходов на содержание учреждений образования