Процесс планирования расходов на содержание учреждений образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:42, курсовая работа

Описание

Объектом исследования деятельность СОШ № 49 г. Гомеля. Предмет исследования - процесс планирования расходов на содержание учреждений образования.

Цель работы: изучение методики планирования и порядка финансирования расходов на общеобразовательные школы и на их основе разработка предложений по оптимизации бюджетных расходов на содержание учреждений образования.

Работа состоит из  1 файл

Расходы на образование.doc

— 315.00 Кб (Скачать документ)

     Рассчитаем месячный фонд оплаты труда директора СОШ № 49 за период 01.01.2007года, тарифный разряд которого - 16, а тарифный коэффициент- 3,72: 

     Тарифный оклад=65 000 * 3,72=241 800 бел.руб. 

     Надбавка за стаж работы по специальности составляет 30% от тарифной ставки: 

     241 800 * 0,3=72 540 бел.руб. 

     Повышения за работу 0,63 % от минимальной заработной платы и составят 40 950 бел. рублей.

     Таким образом, должностной оклад составит:

     241 800+72 540 + 40 950=355 290 бел. рублей. 

     Должностные оклады руководителей школ могут увеличиваться за работу в особых условиях, при наличии в школе двух и более групп продленного дня, знание и применение в практической работе иностранного языка. Рассчитаем месячный фонд оплаты труда воспитателя СОШ № 49 за период 01.01.2007года, тарифный разряд которого - 13, а тарифный коэффициент- 3,04: 

     Тарифный оклад=67600 * 3,04=205 504 бел.руб. 

     Надбавка за стаж работы по специальности составляет 10% от тарифной ставки: 

     205 504 * 0,1=20 550 бел.руб. 

     Повышения за работу 0,63 % от минимальной заработной платы и составят 40 950 бел. рублей.

     Таким образом, должностной оклад составит: 

     205 504 +20 550 + 40 950=267 004,40 бел. рублей. 

     Так как воспитатель имеет категорию, то ему положена доплата в размере 30 826 бел. руб.

     Таким образом, заработная плата к выплате составит: 

     267 004,40+30 826=297830,4 бел. рублей. 

     Сумма расходов на зарплату педагогическую, учебно-вспомогательного и административного персонала составляет плановый фонд заработной платы. Для премирования, выплаты надбавок за высокие творческие и производственные достижения, выполнение особо важных работ предусмотрено создание премиального фонда в размере 10% планового фонда заработной платы. Общий итог фондов заработной платы и премиального составит фонд заработной оплаты труда работников школы, отражаемый в смете по статье «Заработная плата».

     Расходы по статье «Начисления на заработную плату» представляют затраты, связанные с уплатой взносов по государственному социальному страхованию. Определяются в установленном проценте к сумме фонда оплаты за труд.

     Рассчитаем сумму отчислений от суммы годового ФОТ педагогического, учебно-вспомогательного и административного персонала в ФСЗН(35%) в 2007 году: 

     (20473138+21193843)*0,35=14583443,35 бел. руб. 

     Рассчитаем сумму страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования(3%) от суммы годового ФОТ педагогического, учебно-вспомогательного и административного персонала в 2007 году: 

     (20473138+21193843)*0,03=1250009,43 бел. руб. 

     На примере сметы расходов СОШ № 49 г. Гомеля можно сделать вывод, что фонд оплаты труда составляет примерно половину всех расходов на содержание общеобразовательных школ. Он включает заработную плату учителей, заработную плату административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала, дополнительные виды выплат и премиальный фонд. Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется на основе типовых штатов и устанавливаемых должностных окладов. рассчитывается путем умножения среднегодового числа ставок на средний должностной оклад. Зарплата директорам школ и их заместителям устанавливается в зависимости от числа учащихся в школах. 

     2.3 Планирование расходов по другим статьям сметы учреждений в общеобразовательных школах 

     В школах с группами продленного дня предусмотрено двухразовое питание, оплачиваемое в основном за счет родителей. Исполкомам местных Советов дано право освобождать от платы за питание детей из малообеспеченных семей в количестве 25% всех учащихся, из них 10 – полностью и до 15% - до половины стоимости питания. Среднегодовое число учащихся, освобожденных от платы за питание, определяется отдельно по полностью и частично освобожденным. На базе этих показателей рассчитывается среднегодовое число освобожденных от платы за питание в перерасчете на полностью освобожденных. Сумма расходов на питание определяется путем умножения установленных норм расходов на одного учащегося, на среднегодовое число учащихся и на количество дней питания в году.

     Бесплатное питание учащихся предусмотрено в школах, расположенных в зонах повышенной радиации, в соответствии с Законом РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС» за счет средств, выделенных на ликвидацию последствий.

     Затраты на приобретение оборудования и инвентаря для вновь строящихся школ включается в состав расходов на капитальное строительство и предусматриваются в централизованном порядке. Действующим школам ассигнования на эти затраты представляются по их заявкам в пределах общей суммы средств, предусмотренной на указанные цели по бюджету местного Совета.

     В сметах школ с продленным днем и имеющих группы продленного дня предусматриваются расходы на приобретение мягкого инвентаря и оборудования (ст14). В основном они связаны с приобретением постельных принадлежностей для учащихся. Их планирование осуществляется на основе перечня приобретаемого инвентаря с учетом его фактического наличия и степени износа, а также в пределах выделенных ассигнований. В 2007 году затраты СОШ № 49 на приобретение мягкого инвентаря составили 6000тыс.бел.рублей.

     По расходам на капремонт (ст16) составляется подробный расчет, в котором перечисляются все необходимые работы, их расценки и стоимость. При этом также учитывается сумма выделяемых бюджетных ассигнований.

     К прочим расходам (ст18) относятся расходы на хозяйственное обслуживание, оплату командировок и служебных разъездов персонала, учебные и другие, связанные с текущим содержанием школ. Командировочные расходы рассчитываются путем умножения расходов по факту за прошлый год на коэффициент. Рассчитаем сумму командировочных расходов СОШ № 49 за 2007 год: 

     26606,118*1,02924=27384тыс.бел.руб. 

     В группу расходов на хозяйственное обслуживание включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хоз. нужды, а по школам, расположенным в сельской местности, также ассигнования на бесплатное предоставление педагогическим работникам и членам их семей квартир с отоплением и освещением. Рассчитаем расходы на коммунальные платежи за 2007 год: 

     997163,011+112968+309155,52=1426340 бел. руб.

 

     Оплата услуг связи рассчитывается путем умножения количества радио- точек на абонентскую плату. В 2007 году оплата услуг связи составила 192680,046 бел. руб.: 

     48170*4=192680,045 бел.руб. 

     Планирование учебных расходов, связанных с приобретением книг для библиотек, материалов и письменных принадлежностей для учебных работ, классных журналов и т.д., осуществляется по нормам, которые установлены на 1 класс по группам классов. Бюджетные ассигнования, выделяемые на бесплатное предоставление учебников, отражаются в смете на централизованные мероприятия, составляемой в отделе образования исполкома. Прочие расходы на текущее содержание предусмотрены на проведение культурно-просветительной и спортивно-массовой работы среди учащихся, выдачу похвальных листов и медалей. Они планируются по денежным нормам на среднегодовое количество классов в школе.

     В общеобразовательных школах создается фонд всеобуч, средства которого предназначены для оказания материальной помощи учащимся 1-11 классов в виде бесплатного питания, приобретения одежды, обуви и др. Он образуется за счет бюджетных ассигнований в размере не менее 1% суммы расходов на текущее содержание школ, а также средств колхозов, профсоюзных и кооперативных организаций. В фонд всеобуча может поступать часть средств, получаемых школами от платных концертов и вечеров, сбора макулатуры и металлолома, доходов от пришкольных хозяйств и учебно-опытных участков.

     Из вышесказанного можно сделать вывод, что по направлениям использования расходы делятся на текущие и капитальные. Наибольший удельный вес занимают текущие расходы, в которые включаются расходы на заработную плату с начислениями и оплата коммунальных платежей. Затраты на приобретение оборудования и инвентаря для вновь строящихся школ включается в состав расходов на капитальное строительство и предусматриваются в централизованном порядке. По расходам на капремонт (ст16) составляется подробный расчет, в котором перечисляются все необходимые работы, их расценки и стоимость. При этом также учитывается сумма выделяемых бюджетных ассигнований.

 

     Глава 3. Оптимизация расходов на содержание учреждений образования 

     Проблемы финансирования являются ключевыми при осуществлении реформы системы образования. Поэтому вполне закономерно встают вопросы: насколько обоснованны действующая система финансирования образования и методика прогнозирования расходов и насколько эффективно используются выделяемые учреждениям образования бюджетные средства?

     Существует несколько подходов к финансированию образования. В советской бюджетной системе практиковался метод постатейного финансирования. В дореформенный период этот метод, основанный на использовании нормативов по различным видам расходов, был вполне оправдан. Нормативы служили для определения минимального объема финансирования, требуемого для выполнения конкретных задач. Бюджетные нормы не только облегчали составление бюджета, но и обеспечивали механизм контроля в процессе исполнения бюджета.

     Понятно, что к настоящему времени эти нормативы устарели. Более того, их применение непосильно для бюджета. Поэтому вполне обоснованно встают проблемы определения действительно необходимых объемов финансировании, наиболее эффективного распределения имеющихся ресурсов и обеспечения гибкости в их использовании.

     Бюджетное финансирование на такой основе, помимо простоты исчисления, обладает рядом других преимуществ. Во-первых, данный подход обеспечивает прозрачность финансовых потоков как для руководства и учителей, так и для учащихся и их родителей. Во-вторых, позволяет более гибко использовать выделяемые средства, потому что осуществляется в зависимости от численности учащихся (воспитанников), а не по нормативам. В ходе проведенных исследований разработаны конкретные рекомендации для всех направлений образования – дошкольного, среднего общего, специального, профессионального и высшего.

     Учреждения дошкольного, среднего общего и частично среднего специального образования финансируются из районных и городских бюджетов через отделы народного образования.

     Значительная доля расходов в таких организациях приходится на питание. Поэтому региональные различия в расходах на одного их воспитанника обусловлены несовпадением цен на основные продовольственные товары. В связи с этим при введении нормативов расходов на каждого ребенка целесообразно все средства, выделяемые на дошкольное воспитание, разделить на две группы – (1) на питание и (2) прочие – и по каждой из них ввести единый среднереспубликанский норматив с соответствующей корректировкой на региональные особенности. По расходам на питание такой норматив надо скорректировать через областные поправочные коэффициенты на цены.

     Что касается общеобразовательных школ, то с учетом структуры расходов и региональных различий по ним, все расходы в этой сфере (исключая капитальные) предлагается разделить на три группы, по каждой из которых надо определять норматив на одного учащегося. В первую группу следует включить заработную плату и начисления на социальное страхование, во вторую – оплату коммунальных услуг, в третью – прочие расходы. На зарплату учителей ощутимо влияют надбавки, установленные в отдельных регионах, а также доплаты за проверку тетрадей и за классное руководство. Для учета обусловленной такими надбавками и доплатами разницы в зарплате необходимо ввести нормативы расходов на одного учащегося и единый поправочный коэффициент, отражающий уже сложившиеся региональные различия в расходах на зарплату. Такой же подход рационален и в отношении расходов на коммунальные услуги, которые тоже различаются по регионам из-за неодинаковых цен на некоторые виды услуг (подача теплоэнергии, воды, отопление и т.д.). Здесь на первом этапе тоже рекомендуется ввести нормативы расходов на коммунальные услуги в расчете на одного учащегося и единый поправочный коэффициент, рассчитываемый по каждому району. Прочие затраты могут финансироваться на основе единого среднереспубликанского норматива, т.к. не имеют значимых региональных расхождений.

Информация о работе Процесс планирования расходов на содержание учреждений образования